Меня зовут Виталий. Я воспитатель- дефектолог ( не люблю это слово, но тем не менее) более чем с 30 летним стажем работы. За время своей практики работал в коррекционных интернатах, коррекционных школах, развивающих центрах, и в ПНИ ( психоневрологический интернат) воспитывал и развивал детей от ЗПР до детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности. И сейчас хочу поделиться с вами своими знаниями и опытом. Начну с двух фактов характеризующих меня как человека. И так:
Как то лет десять, может чуть больше назад. Мы с моей коллегой хотели открыть свой кабинет по развитию и обучению детей с ОВЗ. Все это было на стадии , а где достать деньги, а где снять квартиру и т.д. И вот однажды возвращаясь с очередного педсовета( работали мы тогда в коррекционном интернате) Светлана и говори;
Знаешь Виталик, у нас с тобой ничего не получится.
В каком смысле, не понял я.
В смысле нашей задумки, мы с тобой прогорим.
Почему? Мы что с тобой плохие специалисты? Ты детский психолог я воспитатель- дефектолог.
Да нет, улыбнулась она. Дело не в этом.
А в чем тогда? Давай уже, говори.
Как бы тебе сказать, чтоб не обидеть вновь улыбнулась она. Понимаешь Виталь , ты врать не умеешь. Если ты врешь то тебя глаза выдают. А если не врешь, то рубишь правду- матку. А родители необычных детей расспрашивая тебя об успехахисвоих чад, захотят слышать от тебя только похвальбу и дальнейшую радужную перспективу. И если на похвальбу ты способен, то радужную перспективу ты им описать будешь не в состоянии. Придётся же врать. А им очень нужна от тебя радужная перспектива. Это их надежда, а ты будешь лишать их этой надежды.
В этом она была права, вместо радужной перспективы я предпочитал говорить правду, а она была как правило далеко не радужной. Но я не считал и не считаю что лишаю родителей надежды, я просто корректирую ее, направляю ее в нужное русло. Зачем надеяться на то чего никогда не будет? Лучше надеяться на то, что вполне может быть.
Ты думаешь,, продолжала Света родители не знают или не понимают правды? В большинстве своем знают, но боятся ее принять и не хотят слышать ее от кого бы то ни было. Так что мы с тобой быстро прогорим.
Я слегка был удручен этим разговором. Но мне пришлось принять то что Светлана была права. Она хороший психолог.
И второй случай из моей жизни. Работал я тогда уже в коррекционной школе. Как то выходя с работы столкнулся в дверях с одной из родительниц. Она с дочкой( девчушкой девяти лет) направлялась домой. Мы пошли рядом. Автостоянка и остановка автобуса были рядом. По пути разговорились об обучении, воспитании и моих занятиях с Настей( дочка родительницы) И все было хорошо, пока мамаша не задала мне каверзный вопрос уже сажая девочку в машину.
Виталий Викторович, как вы считаете, Настя заговорит? Мне бы сказать, что да, конечно, почему вы сомневаетесь и т.д. Но. Вместо этого я непроизвольно ляпнул: В мире всегда есть место чуду.
Это не тот ответ который я хотела бы слышать! Процедила она сквозь зубы и сев в машину рванула с места.
Вот дурак подумал я о себе. Но я не мог сказать ничего другого. У Насти была тяжелая умственная отсталость. А дети с таким диагнозом не говорят. Они считаются не обучаемыми и не воспитуемыми( хотя с последним я бы поспорил) за мои 30 с лишним лет работы я встречал только двух молодых людей с подобным диагнозом которые могли произнести лишь пару- тройку отдельных слов. И уж конечно это нельзя было назвать речью.
Моя совесть и не желание врать часто подводили меня в жизни. Я от них устал. Но меня уже не переделать
Следующая моя статья будет касаться обучения и воспитания детей с РАС и Алалией ( далее необычные дети)