О том, что стоит знать о безопасности детей на дороге накануне Дня защиты детей обсудили в эфире вместе с автоэкспертом Авторадио Дмитрием Поповым.
Касательно отсутствия пешеходных переходов, насколько сегодня это актуальная проблема? Каково их наличие, количество на квадратный метр дорожного полотна?
– К этой проблеме я должен подойти как человек, который занимается организацией дорожного движения. Я всегда, везде и всюду говорю, что если мы удовлетворим все желания пешеходов, то мы будем вынуждены закрасить проезжую часть. К сожалению, у нас отсутствует определенная транспортная культура среди пешеходов. Я говорю о культуре умения выстраивать свой маршрут движения. Последние пару месяцев этот вопрос стоит крайне резко в контексте транспортной реформы. Людям пора вернуть навык больше посвящать мыслей выстраиванию маршрута. Я начал наблюдать, как ведут себя пешеходы на улице Васи Алексеева, на проспекте Стачек, на улице Маршала Говорова, в районе юго-запада, площади Победы, Ленсовета, улицы Типанова. Я отслеживаю взглядом людей, которые переходят дорогу вне зоны пешеходного перехода. Мне интересно, куда они идут потом. Я неожиданно для себя пришёл к заключению, что приблизительно в половине случаев переход вне зоны пешеходного перехода является необоснованным с точки зрения конечной точки прибытия. К сожалению, желание, чтобы пешеходные переходы были везде, не может быть повсеместно удовлетворено по целому ряду причин. Есть нормативные документы, которые говорят о том, что рекомендуемое в мегаполисе расстояние между пешеходными переходами достаточно большое - 300 метров. У нас пешеходные переходы встречаются гораздо чаще. Проблема только в пешеходах. Некоторые не хотят перейти там, где зебра, их интересует переход по диагонали через всю набережную Обводного канала. Там же мало машин. Как показывает практика, не всегда сбивают там, где машин много. Очень часто сбивают там, где машин мало. Этот тезис по поводу того, что мало пешеходных переходов, я не могу поддержать. Я бы сказал, хотелось бы больше.
Касательно появления пешеходных переходов, на проспекте Маршала Блюхера, на Кушелевской дороге стали появляться пешеходные переходы там, где люди стали переходить, например, рядом с перекрёстком и напротив парка на участке между Пискарёвским проспектом и улицей Замшина.
– Что касается конкретно этого пешеходного перехода, где перекрёсток и большая зелёная зона, то это упущение в градостроительной деятельности ещё постсоветского периода. В организации дорожного движения я застал времена, когда земельные участки раздавались под разные инвестиционные проекты, торгово-развлекательные комплексы с навешивание обременения в обустройстве светофорных объектов. Я знаю парочку на Гагарина, на Космонавтов, на Пулковском шоссе, на Богатырском проспекте. Когда торговый комплекс строится, ему в обременение вписывается спроектировать и построить светофорный объект. Сейчас этого уже нет, ушли. ГИБДД перестали обязывать людей. Это необоснованная нагрузка на бизнес. Прошло много лет и стало понятно, что в этом месте нужен пешеходный переход. Всё равно строить пришлось.
На Кушелевской дороге построили жилые комплексы. Между ними тоже появился пешеходный переход.
– История логичная, но не упреждаемая. Надо было застройщика и проектировщика этих жилых кварталов, при планировке территории заставить подумать над пешеходным переходом.
Раз уж мы говорим про Маршала Блюхера, то между Лабараторным проспектом и Кушелевской дорогой тоже появляются светофор и пешеходный переход.
– Там сейчас очень большая застройка. С одной стороны жилые кварталы, с другой стороны гаражи, за которыми тоже строится жилой квартал. Это вынужденная история по обращениям граждан, которая включается в инвестиционный план. Дальше, когда появятся деньги, появится строительство. Может быть, есть места, где пока не появились. Это связано со сложной финансово-экономической ситуацией. Хотелось бы, чтобы светофорных объектов вводилось в городе в два раза больше, так как потребность и проекты есть, но, к сожалению, не на всё хватает денег, поэтому выбираются первоочерёдные.
Завершая разговор про переходы, есть ли какая-то инстанция, какой-то адрес, по которому горожане могут обратиться с просьбой рассмотреть строительство того или иного перехода, светофора?
– Это инстанция, где я работаю. Она называется Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга по адресу Хрустальная улица, дом 22. Обращение можно оставить на сайте дирекции. Вы можете вписать там своё пожелание по поводу того, где вы считаете целесообразным обустройство пешеходного перехода. Не будьте уверены, что это обязательно будет сделано, но специалисты будут выезжать на место, делать срезы по интенсивности транспорта и пешеходов, сверять с нормативными документами. Тогда будет приниматься решение о том, что нужен пешеходный переход.
Дети особенно нуждаются в защите на дорогах. Что нужно сказать детям? Как подготовить их к выходу на дороги? Сейчас редко встретишь ребёнка, который играет в мяч на открытой футбольной площадке.
– Ты заставил меня задуматься, потому что у нас все дворы заставлены автомобилями. Там особо нигде не разыграешься, но на газоне, в Пушкине я видел, как дети играли у дороги. Проблема того, что мяч может улететь на дорогу, существует со времён изобретения футбола. Такая история довольно непростая, потому что ребёнок в игре забывает обо всём. В качестве примера применения знака "Дети" я всё время рассказывал об игре в мяч на проспекте Пархоменко. Я рассказывал всегда о том, чем отличается ребёнок в восприятии дорожно-транспортной реальности от взрослых. Ребёнок не имеет навыка оценивать опасность, у него нет представления об опасных факторах жизни. Родители могут много раз повторить, что осколки стекла нельзя трогать руками, потому что можно порезаться, но 90% из нас обязательно потрогают, так как осознания, что значит "порезаться" нет. Такая же история с автомобилем. Что может быть, если ты столкнёшься с автомобилем, какой будет эффект ребёнок не в состоянии понять. Вы можете сколько угодно красочно рассказывать ему, как это произойдёт. До 9-10 лет у ребенка происходит процесс только опытного восприятия оценки опасности. Рассказ об опасности не воспринимается как сама опасность. На проспекте Пархоменко у детей на проезжую часть улетел мяч. Женщина, которая ехала передо мной на немецком автомобиле, двигалась очень медленно. Мячик закатился под её автомобиль, но мальчик лет 9-10 выскочил на тротуар. Это было как в фильме «Чародеи». Он видел цель и не замечал препятствия. Произошло ДТП. Он видел мяч сквозь автомобиль и вошёл в закрытую заднюю правую дверь, сделал вмятину головой. Все остановились, оказали ему помощь. Он был в шоке от того, что дверь вроде железная, но почему-то не пробилась. Эта юмористическая иллюстрация к тому, как ребёнок не оценивает опасность, потому что не понимает в чём угроза. Мне задавали вопрос: «С какого возраста начинать воспитывать и обучать детей безопасности дорожного движения?». Я считаю, что это нужно делать с рождения, при выходе из роддома, потому что в одной очень умной педагогической книге сказано, что если вы хотите воспитать ребёнка, воспитывайте себя. Он будет смотреть на вас. Повтор поведения взрослого - это главный способ сохранить жизнь ребёнку на дороге.
За 2021 год на дорогах России произошло более 15 тысяч ДТП с участием детей. В них погибло 503 ребёнка. Дети более уязвимы в автоавариях, чем взрослые. В 50% случаев травмы ребёнка в ДТП приводят к инвалидности. Цифры космические, но при этом ничего не меняется.
– Я бы сказал, что ситуация ухудшается. ГИБДД Санкт-Петербурга демонстрирует озабоченность тем, что наметился нехороший рост. Он неприятен тем, что в Москве есть стагнация, а у нас появился небольшой плюсовой процент. Я расскажу о ещё одном обстоятельстве, которое работает до 12-13 лет – это неправильное сопоставление пространства и времени в голове ребёнка. Во что это выливается? Когда взрослый, который знает, за сколько он может преодолеть то или иное расстояние, перебегает дорогу при ребёнке, то ребёнок в следующий раз будет делать то же самое, но оценка скорости автомобиля и своего передвижения будет не верна. Главная задача сохранения жизни - это педантично-догматичное соблюдение некоторых пунктов правил дорожного движения. Это спасёт жизнь вашему маленькому чаду.
В пролом году заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Кузин дал комментарий: «Для изменения ситуации с аварийностью с участием детей подготовлен федеральный проект «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные дороги», которым предусмотрено финансирование мероприятий направленных, в том числе на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения». Это действительно помогает?
– Национальный проект «Безопасные и качественные дороги» - это потрясающая история. Детская безопасность обеспечена огромным количеством финансов, которые направлены на создание детских городков безопасности, социальную рекламу, пропаганду детских автомобильных кресел. Заниматься безопасностью дорожного движения может каждый. Для этого не нужны городки, достаточно доски и хорошего мела. Можно все рассказать, показать и нарисовать, но если мама делает не так, как рассказывают на занятиях, то ребёнок будет делать так, как делает мама.
Сейчас начнётся лето. Самокаты, велосипеды будут появляться на дорогах всё чаще. Какие есть меры предосторожности для детей и водителей?
– Если говорить о велосипедах, то детям до 7 лет можно кататься на них только во дворе. Водители, которые передвигаются во дворе, должны понимать, что сейчас заметно выросли риски плохой обзорности всех мертвых зон. Ребёнок невысокого роста может заехать в мертвую зону на скейтборде. Всегда нужно проверять, убеждать себя, что рядом с машиной нет детей. Мне хочется обратиться к мамам, перестаньте одевать детей в зелёные и серые куртки, потому что их совсем не видно на дороге. Давайте одеваться в яркие красные, жёлтые цвета, в то, что будет видно хорошо. Скейтборды, ролики и самокаты с точки зрения ПДД считаются пешеходами, при этом иногда они едут быстро и тихо. В этом случае возникают предпосылки, что его могут сбить на пешеходном переходе. Как бы не было грустно, но со скейтборда, самоката и велосипеда нужно слезть, чтобы перейти дорогу. Задача не в том, чтобы слезть и быть без колёс, а задача в том, чтобы двигаться с пешеходной скоростью и водитель вас увидел, чтобы вы появились в поле зрения водителя, когда он ещё может справиться с задачей и остановится. У меня в практике был случай, я консультировал товарища, который при повороте с Тихорецкого проспекта на Светлановский сбил велосипедиста. Он, не слезая с велосипеда, на огромной скорости преодолевал пешеходный переход. Автотехническая экспертиза доказала, что у водителя отсутствовала техническая возможность предотвратить наезд. Для этого, товарищи взрослые, нужно слезать с велосипеда. Постарайтесь это объяснить подросткам на велосипедах, самокатах, скейтборде и роликовых коньках.
В какой ситуации дети имеют право ездить по двору и не имеют право выбираться?
– Вообще никуда не выбираются, ездят только в парке и во дворе дети до 7 лет. В этом возрасте ребёнок не может выезжать на тротуар и даже с мамой. С 8 до 14 ребёнок передвигается во дворе, по тротуару и по велодорожкам. У нас в городе Санкт-Петербурге очень мало велодорожек. Те, кто говорит, что их стало много, путают то, что проложено по Фонтанке, по Карповке. Это не велодорожка, а полоса для велосипедистов и детям с 8 до 14 ездить по ней нельзя. Велосипедная дорожка есть в Красногвардейском районе. Велосипедист в возрасте от 14 лет должен ехать по краю проезжей части или по полосе для велосипедистов. Если по краю проезжей части проехать нельзя, то по тротуару, но со скоростью не более 20 км/ч признавая преимущество пешеходов в этом движении. Так это записано в правилах дорожного движения. Я считаю, что указанный возраст маловат. Наверное, надо с 16.
Что касается перспектив вменяемых регламентаций всей этой истории?
– История, касающаяся изменения возраста - это сложный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Это как с обсуждением сейчас того, чтобы давать права в 17 лет, а с 16 сажать за руль в присутствии ответственного водителя. У нас всё всегда упирается в достоверность воспроизведения той или иной системы. 14-летние бывают разные. Я бы сказал, что с 14 лет рановато пускать детей на дорогу тем более в условиях долженствования. Я бы сказал, что должен с 16, а с 14 допускается, если хорошо знаешь правила дорожного движения. Многие считают, что велосипедисту нужно прочитать 25 главу, пешеходу прочитать 4, а пассажиру 5. Я уже много раз рассказывал о том, что есть большое количество пунктов в правилах для водителей по дорожным знакам, которые нужно знать пешеходам. Например, знаменитый знак 1.22 пешеходный переход. Все считают, что это пешеходный переход, но это знак для водителей предупреждающий, что пешеходный переход будет через 150 метров. Надо ли об этом рассказать пешеходам? Да, надо. Такая же история с посадкой и высадкой трамвая. Много чего надо бы знать, поэтому я бы расширил историю с изучением правил дорожного движения. Честно говоря, 1-2 года назад я выступал за то, чтобы ввести в 5 или 6 классе урок безопасности дорожного движения. Я понимаю, что сейчас все скажут о нехватке времени на основные предметы. На 3 урока физкультуры есть время, а на 1 урок безопасности дорожного движения мы время найти не можем.
Расскажите про похожую ситуацию, когда пешеходы и люди, которые движутся на условных велосипедах по велодорожке, не могут поделить дорогу. Прокомментируйте спортплощадки, где дети катаются на скейтбордах на рампах и мамочки приходят с детьми в колясках. На чьей стороне закон?
– Это проблема благоустройства. Я бы на месте тех, кто устроил это место для катания на скейтбордах, огородил его и написал на входе: «С колясками тут не место». Каждую секунду есть основание, что неудачно спрыгнувший с трамплина скейтборд прилетит в коляску. Мамы с детьми пришли туда, потому что рядом есть лавочки. Это вопрос благоустройства, а не ПДД
Больше всего аварий за первое полугодие 2021 года пришлось на июнь и июль. У нас впереди лето и в преддверии Дня защиты детей мы говорим о безопасности на дорогах. Давайте обсудим тему кикшеринга, электросамокатов.
– Все время, когда мы говорим про электросамокаты, мы скатываемся в тему кикшеринга. Кикшеринг – это меньшее зло из того, что может быть, потому что им управляет государство. Топнуло государство ногой и уже не по всем улицам можно ездить. Топнуло ещё раз и на некоторых улицах в центре 15 км/ч ограничение, на других 25 км/ч. С кикшерингом вопросов нет. Спрос на кикшеринг в Питере, по моему мнению, упал после введения регламентирующих моментов. Это произошло, потому что люди хотят ездить быстро и с ветерком. В этом нет смысла, если ты едешь со скоростью пешехода или быстрого бегуна.
А что касается в принципе пользования электросамокатами?
– Сейчас Петербург идёт во главе страны и с гораздо более упреждающими действиями смотрит на эту проблему, потому что есть специальные должностные лица, которые отвечают за эту проблему. В комитете по транспорту есть озабоченность комиссии по транспорту и транспортной структуре, в ЗАКСе, где ваш покорный слуга теперь тоже эксперт. Более того скажу, что вчера состоялось очень масштабное заседание круглого стола в Белом зале Мариинского дворца. Туда пришли все: представители всех кикшеринговых компаний, ГИБДД, представители всех исполнительных органов власти, включая даже комитет по градостроительству и архитектуре. Комитет по градостроительству и архитектуре присутствовал для того, чтобы выделить кикшеринговым компаниям земельные участки для самокатов. Мы обсуждали там это, но мне было немного грустно, потому что все хором начали говорить, что нужны поправки в правилах дорожного движения, которые где-то на подходе. Всем понравилась фразеология «средства индивидуальной мобильности». Я не являюсь приверженцем этой аббревиатуры (СИМ). Моя позиция совпадает с позицией Верховного Суда, о чем я сказал в Законодательном Собрании. Во-первых, поправок не будет. Правила дорожного движения попали под действие специального Федерального закона 247, на основании которого внесение поправок в ПДД запрещено. Теперь, если хочется что-то поменять, то мы должны полностью переписывать правила дорожного движения. Никаких поправок, только полная замена нормативно правового акта. Кто хочет проверить меня, открывайте Постановление Правительства 2467. Это исполнительный акт к этому закону. Там смотрите перечень, находите в нем номер 88. Это и есть ПДД. Поправок в ближайшей перспективе не будет. Нужны ли они? Я придерживаюсь позиции Верховного Суда. Это было частное дело, которое он рассматривал, но Верховный Суд в этом частном деле показал подходы. Он сказал, что тех терминов и определений, которые есть сейчас в правилах дорожного движения достаточно для того, чтобы идентифицировать способ передвижения с помощью электросамоката. Является ли этот способ транспортным средством, устройством для перемещения грузов и людей, размещённых на нём? Да, является! Является ли он двухколесным транспортным средством, обустроенным электрическим двигателем с мощностью от 250 ватт до 4 киловатт? Да, является! И это мопед. Тогда получается, что каждый, кто управляет электросамокатом, должен всего лишь иметь водительское удостоверение категории М или любой другой. Более того на волне этого решения Верховного Суда, был поднят вопрос о проверке кикшеринговых компаний на предмет нарушения законодательства путём предоставления права управления транспортным средством не проверяя водительского удостоверения. Я участвовал в составлении текста, разослал во все регионы, в исполнительные органы государственной власти. В некоторых регионах кикшеринговые компании получили этот подарок от ГИБДД, от прокуратуры и думают, как на него отвечать.
А как дела с этим в Петербурге?
– В Петербурге ГИБДД ответило уклончиво, но в четверг я совещался с коллегами из ГИБДД Санкт-Петербурга, очень внятными, толковыми начальниками и сотрудниками. Мы пришли к выводу, что электросамокат - это транспортное средство и, скорее всего, что мопед. Есть преграда к тому, чтобы администрировать нарушения. В дороге на улице невозможно определить его мощность и технические характеристики, потому что они являются ключом необходимости водительского удостоверения.
Представьте себе ситуацию, при которой человек берет его в аренду на 10 минут. Для этого ему нужно потратить приличное количество времени и денег, чтобы получить категорию "М".
– Он может получить категорию "М" или любую другую. Когда он получает категорию "М", он нам говорит, что он изучил правила дорожного движения, он знает их досконально в отношении мопедов и мы теперь не переживаем за то, что будет с ним, когда он выкатится на проезжую часть. Я покажу ситуацию с другой стороны. Представьте, что со скоростью 80 км/ч по тротуару передвигается человек в состоянии легкой степени алкогольного опьянения в наушниках и говорит: «Вы че, не слышали? Я пешеход». Он сбивает человека, врезается в него, приводит человека в состояние неустойчивого равновесия. Человек падает, бьется головой об асфальт и попадает в состояние комы. Я описываю одну из недавних дорожно-транспортных происшествий с самокатом. Я настаиваю, что это мопеды и считаю свою позицию правильной. Я её заявил в Законодательном Собрании и думаю, что этого нужно придерживаться. Для того, чтобы гаишники могли работать, нужно все механические средства передвижения, не попадающие в государственную регистрацию, прогнать через процедуру государственной маркировки. Они все должны быть предъявлены в какой-то лаборатории, где будет оценена их мощность и нанесена на корпус этого устройства.
Что касается детей, они имеют право пользоваться электросамокатами?
– Во дворе с мощностью до 250 ватт. Также до 14 лет.
Автоэксперт Дмитрий Попов готовил нас к лету. Мораль в том, что мы рассказываем детям, как быть и даём в качестве примера своё поведение.
– Первая главная мысль - воспитайте себя, ведите себя правильно на дороге и тогда дети будут за вами повторять.
В 2021 году произошло 133 тысячи автомобильных аварий с пострадавшими. В них погибло почти 15 тысяч человек и порядка 168 тысяч пострадало. Стоят ли этого те секунды, которые вы экономите?