В далеком 1973 году в замечательном сибирском городе Новосибирске жил да был мальчик. Он мало чем отличался от большинства своих 14-тилетних сверстников, разве что удивительной любознательностью и любовью к чтению. Благодарить за это, в первую очередь, нужно замечательный коллектив учителей школы, где он учился, профессионалов с большой буквы, большинство из которых прошли через пекло фронтов Великой Отечественной и обладали огромным жизненным опытом. Именно они научили его, что у каждой задачи есть несколько вариантов решения и часто самые нестандартные из них оказываются наиболее оптимальными. И, конечно же, родителей, которые за свою жизнь создали большую библиотеку и позволяли мальчику выписывать любые интересующие его журналы.
У мальчика были больные легкие, из-за чего он часто с грустью смотрел в окно на увлеченно гоняющих шайбу или футбольный мяч сверстников, которым не мог составить компанию. Но зато у него было много времени, чтобы читать, читать и читать. Он многократно перечитывал Марка Твена, Фенимора Купера, Майн Рида, всю фантастическую литературу, которая была в семейной библиотеке, и которую он мог найти, и многое, многое другое. Но больше всего его интересовали достижения науки и техники. Журналы «Наука и жизнь», «Техника молодежи» и «Юный техник» он зачитывал до дыр, с нетерпением ожидая, когда придет свежий номер.
В каждом из этих журналов публиковались последние достижения наших ученых, инженеров и, конечно же, разнообразные проекты и предложения советских изобретателей, благо не оскудела пытливыми умами земля Русская! В те годы очень часто публиковались предложения использовать вместо стандартного горючего топлива в двигателях сжатый воздух. Все чаще мелькал термин - «пневмодвигатели». Тема, кстати не новая: за рубежом еще в начале 20-го века были созданы трамваи, которые приводились в движение сжатым воздухом. Предлагаемые разработки отличались как различной конструкцией, так и по возможному применению. На практике использовались эти разработки в основном в разных конструкциях пневмоинструмента, которым до сих пор успешно применяются на многих производствах. А вот попытки применить сжатый воздух в двигателях для транспорта успехов не имели, если не считать, что сжатый воздух эффективно используется сегодня в системах торможения грузового автотранспорта. Попытки создать такой двигатель продолжаются все эти годы. Одна из французских инжиниринговых фирм занимается конструированием пневмодвигателей для автотранспорта более 30 лет. Однако результаты не особенно впечатляют. Результаты их деятельности - это трехколесные мини автомобили с небольшим возможным пробегом или варианты гибридных двигателей, где сжатый воздух используется в паре с стандартным ДВС. Данная схема сводит на нет главное достоинство пневмодвигателя – его экологичность, хотя несколько улучшает технические характеристики предлагаемого гибридного двигателя в целом.
В решении этой проблемы основную роль играют физические характеристики сжатого воздуха: энергии сжатого воздуха не хватает, чтобы обеспечить достаточную мощность двигателя и приемлемого КПД.
Именно этот проблема долго не давала покоя нашему маленькому герою. И вот, наконец: «Эврика»! В Сибири в ту пору с яблоками было не густо, так что пришлось обойтись без помощи плодов. Его любимым школьным предметом была физика и он прекрасно помнил, что сжиженные газы при испарении в замкнутом объеме создают избыточное давление в несколько сотен атмосфер. Сама идея заключалась в замене энергоносителя в пневмодвигателях на сжиженный воздух, обладающий более высокой плотностью энергии, чем сжатый. Подаваемый в цилиндр двигателя сжиженный воздух смешивался с нагретым от сжатия поршнем цилиндра, мгновенно испарялся, создавая в цилиндре избыточное давление в несколько сотен атмосфер, которое и приводило в действие двигатель. Использование вместо сжатого воздуха сжиженного позволяло значительно увеличить КПД двигателей и развиваемую ими мощность. Окрыленный найденным решением, он тут же изложил свою идею на бумаге и послал свое предложение в журнал «Юный техник», где была целая рубрика, в которой предлагалось юным изобретателям делится своими идеями и изобретениями. Юность тороплива.
Кстати, потом эти предложения публиковались в этой же рубрике в свободном доступе, чем не могли не воспользоваться многие предприимчивые зарубежные фирмы, реализуя эти предложения и превращая их в успешный коммерческий продукт. Что делать, время было такое: защита интеллектуальной собственности априори отсутствовало, а патентное право было на уровне каменного века.
Прошло несколько недель и вот оно - в его руках конверт со штампом
«Юный техник». Я прекрасно помню, с каким волнением мальчик вскрывал долгожданный конверт. Он вынул из конверта листок, несколько раз перечитал текст, и грустно вздохнул.
Дети отходчивы, и не прошло и нескольких дней, как мальчик уже редко с легкой грустью вспоминал о своей идее. Впереди у него была целая жизнь и много других идей и разработок ждали своего часа.
Прошло почти полвека, и сейчас, когда я почти прожил свою жизнь, я отчетливо понимая, что мальчик из далекого 1973 года был абсолютно прав в своих фантазиях – ему просто не повезло слишком рано родиться. Впрочем, о чем это я, его родители уж точно так не считали!
Нам с Вами, дорогие читатели повезло жить в удивительное время: огромное количество реализованных изобретений преображают нашу жизнь у нас на глазах! Именно эти изобретения дают возможность разрабатывать новые технологии, которые, в свою очередь, позволяют получать уникальные инновационные материалы, создавать удивительные изделия и огромное количество всего, что нас окружает и улучшает нашу жизнь.
Мог ли в 1884 году английский изобретатель Парсонс, когда патентовал многоступенчатую паровую турбину, предположить, что его изобретение 150 лет спустя будет использоваться на суперсовременных АЭС и ТЭС, для получения электричества, без которого немыслима современная человеческая цивилизация?
Мог ли 14-летний мальчик из далекой Сибири, когда писал о своей идее в журнал в 1973 году, предположить, что 50 лет спустя на основе его идеи будет создан ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО ИСПАРЕНИЯ, который позволит заменить двигатели внутреннего сгорания в автомобилях и, наконец, сделать воздух наших городов чистым и безопасным?
Сегодня на Земле работает более 3-х миллиардов автомобилей с ДВС, сжигающих высокоценные для химической промышленности энергетические ресурсы: нефть и природный газ, превращая их в миллионы тонн токсичных выхлопных газов, от которых ежегодно умирают многие тысячи людей.
Возможно, экологичный ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО ИСПАРЕНИЯ позволит это исправить? Ведь в этом двигателе ничего не сгорает, у него на входе сжиженный атмосферный воздух и на выходе чистый воздух без каких либо загрязнений. Кроме того этот двигатель не нагревается, а, наоборот потребляет огромное количество тепла. К сравнению, у ДВС более 50% сгорающего топлива идет на бесполезное образование тепла.
Может быть, с переходом на эти двигатели, нам удастся хоть чуть-чуть охладить нашу перегретую матушку Землю.
Посмотрим!
Спасибо всем, кто дочитал эту историю до конца, надеюсь было интересно! Прошу быть снисходительными к автору – все-таки, я не писатель, а врач.