Что такое мотивация?
Термин «мотив», происходящий от латинского слова «movere» — приводить в движение, толкать, прочно вошел в обиход, как обыденной жизни, так и деловой. Прежде чем понять поступок человека, каждый начинает с поисков причин, которые вызвали это поведение. То есть с поиска мотивации действий конкретного индивида.
Мотив — это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Человеку он представляется в форме специфических переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этого предмета, или же отрицательными, связанными с неудовлетворённостью в настоящем положении.
Мотив нередко путают с потребностью или целью, но потребность — это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель — это результат сознательного процесса постановки цели. К примеру, голод является потребностью, желание поесть — это мотив, а еда, к которой тянутся руки человека — это цель.
Мотивация является сложным психологическим феноменом, с чем и связано её многообразие.
Технология формирования мотивов человека.
1. Определение цели.
На этом этапе постарайтесь визуализировать как можно подробнее и детальнее: где вы находитесь? Что и кто вас окружает? Что вы делаете? И т.д.
Здесь достаточно важно выявить истинность вашей цели, то есть, насколько она ваша. Один из самых значимых критериев того, что цель ваша – это её эмоциональная заряженность: действительно ли вы счастливы в том будущем, которое для себя создали? Действительно ли достигнутая вами цель, заряжает вас энергией и позитивными эмоциями? Если нет, то продолжайте искать и представлять до тех пор, пока картинка не станет эмоционально привлекательной.
2. Формирование смысла.
На этом этапе мы строим смысловой фундамент вашей цели. Очень важно ответить себе на вопрос: а то, что я хочу, оно мне зачем? Потому что, если в вашей цели нет смысла, то вас может ждать сильное разочарование, когда вы её достигнете. Постарайтесь сформулировать смысл своей цели, который будет максимально соответствовать вашим ценностям, убеждениям и устремлениям. Это уровень миссии.
3. Образец.
По кому я этого хочу? По какой модели? Желательно иметь в поле зрения пример человека, который уже достиг того, чего вы желаете. Это может быть человек, которым вы восхищаетесь и на которого хотите быть похожим. Ещё лучше, когда вы можете с этим человеком иметь общение, спрашивать совета и делиться своими достижениями.
4. Целевая аудитория.
То к чему вы стремитесь, чего вы хотите, принесёт пользу кому-нибудь кроме вас? Всемирный опыт показывает, что по-настоящему успешные люди, стремились как-то улучшить жизнь общества, послужить ему. Ориентируетесь на конечного потребителя, которому будет полезно то, на что вы тратите свою энергию: кому будет нужно или полезно то, что вы делаете?
5. Конкретизация.
Когда вы поняли, чего хотите, зачем вам это надо, есть пример и люди, которым это нужно, настал черёд приземлиться на «землю» и сосредоточиться на том, что конкретно вы будите делать и в какие сроки укладываться. В помощь подойдут любые средства тайм-менеджмента и планирования. Наличие в современном мире различных электронных ежедневников (например, google calendar) весьма упрощает этот пункт.
6. Обратная связь.
Получайте и анализируйте обратную связь от реальности после предпринимаемых действий. Полученную информацию и знания, старайтесь сразу же применять на практике для проверки, закрепления изученного материала и разбора ошибок. Схема анализа может выглядеть так: проба – ошибка – анализ ошибки – проба – результат – анализ результата – закрепление успеха.
Виды мотиваций.
В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:
- Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
- Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
- Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
- Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
- Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
- Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).
Существует два основных типа мотивации: «к чему-то» или «от чего-то» (ещё это часто называют «методом кнута и пряника»). Но есть и дополнительные виды мотивации:
- Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.)
- Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.)
- Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).
Взаимосвязи элементов мотивационного процесса.
Процесс мотивации - это процесс формирования, функционирования внутренних побудительных сил, определяющих трудовое поведение.
Трудовое поведение определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы:
-Потребности;
-Интересы;
-Желания;
-Стремления;
-Ценности;
-Ценностные ориентации;
-Идеалы;
-Мотивы.
Глубинным источником мотивации трудового поведения человека являются потребности, под которыми понимаются нужда, надобность работника, коллектива в чем-то.
Только осознанная потребность становится побудителем и регулятором трудового поведения. В этом случае потребности приобретают конкретную форму интереса к тем видам деятельности, объектам и предметам. Любая потребность может породить многообразие интересов.
Потребность показывает, что нужно человеку, а интерес - как действовать, чтобы удовлетворить эту потребность. В процессе трудовой деятельности постоянно сталкиваются коллективные (групповые) и личные интересы. Задача любого коллектива обеспечить оптимальное сочетание интересов.
Разновидностями коллективных интересов являются:
-Корпоративные;
-Ведомственные интересы.
Рассогласование интересов наблюдается в том случае, когда корпоративные интересы преобладают над общественными интересами (в этом случае ведомственный (коллективный, групповой) эгоизм).
Другими важными элементами процесса трудовой мотивации являются ценности и ценностная ориентация.
Ценности - представление человека о значимых для него явлениях и предметах, о главных целях жизни, труда. А также о средствах достижения цели. Ценности могут соответствовать содержанию потребности интересов, а могут не соответствовать. Ценности не слепок с потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствует.
Направленность личности на те или иные ценности материальной, духовной культуры характеризуют ее ценностные ориентации, которые служат ориентиром в поведении личности. Различают ценности-цели (терминальные) и ценности- средства (инструментальные). Первые отражают стратегические цели существования человека (здоровье, интересная работа, любовь, материальная обеспеченность). Вторые представляют собой средства достижения цели (чувство долга, сильная воля, умение держать слово и т.д.), а также могут представлять собой убеждения личности (нравственно - безнравственно, хорошо-плохо). Среди внутренних побудителей мотив является звеном, предшествующим действию.
Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом.