65,3K подписчиков

Мы скучаем: знаковые рестораны и кафе, которые давно закрылись

10K прочитали

Посвящается всему тому гастрономическому, что стоит вспомнить в сложном 2022 году: легендам 90х, первопроходцам и основателям важных для становления культуры ресторанов в "нулевых".

Засидеться допоздна на даче возле Третьяковской галереи, впервые попробовать японские роллы и азиатские дим-самы, пить лимонады, сидя на двухъярусной кровати — эти и другие упущенные возможности многообещающих заведений, которые закрылись очень давно по тем или иным причинам.

Посвящается всему тому гастрономическому, что стоит вспомнить в сложном 2022 году: легендам 90х, первопроходцам и основателям важных для становления культуры ресторанов в "нулевых".

Как часто вы произносите фразу «Сейчас бы в <название любимого кафе/ресторана>...» и ловите себя на мысли, что этого заведения давно уже нет? Да, кажется, раньше мы жили лучше, трава была зеленее, а блюда вкуснее. НЕБОРЩИ предлагают вспомнить, как это было.

Маяк

Некогда главный кабак Москвы открылся в 1993 году в театре им. Маяковского. В первую очередь гостями «Маяка» были актёры, художники, музыканты, журналисты и архитекторы.

Долгое время клуб работал исключительно по ночам и был закрыт для широкой публики.

В меню Том-Ям граничил с ризотто, коктейли нещадно разбавляли льдом, но всё равно на Большой Никитской не было более гудящего по выходным места. В «Маяк» возвращались не за едой, а ради знакомств.

Его история закончилась два года назад. Владельцы не видели смысла открывать кафе на новом месте, поэтому без лишнего шума уступили свою площадь буфету для зрителей театра Маяковского.

Сим-Сим

Первый «Сим-Сим» открылся напротив столичного зоопарка, в 50 метрах от метро "Краснопресненская" ещё в 90-х, и чуть позже - на площади Рогожской Заставы и в отдельном особняке на улице Миклухо-Маклая в Беляево.

Его основал известный спортсмен-единоборец горско-еврейского происхождения Шевалье Нусуев, также широко известный в узких криминальных кругах. Поэтому «Сим-Сим» считался местом постоянных встреч генералов преступного мира.

Затем в 2005 году Нусуева убили, а заведение унаследовала его супруга.

В кафе с восточным антуражем и живой музыкой гостям предлагали блюда из азербайджанской, европейской, узбекской и грузинской кухни.

Среди фирменных восточных позиций был шах плов с бараниной или телятиной. Но лично мы любили его за шашлык и хачапури по-аджарски.

В 2016 году в Москве начался снос магазинов и кафе, включенных городскими властями в список самостроев. В их числе оказался и «Сим-Сим». Так его история закончилась.

Апшу

Девятнадцать лет назад клуб «Апшу» придумал ресторатор Дима Борисов, известный городу по проектам рюмочной «Гоголь», винного бара «Жан-Жак» и кафе «Маяк», о котором мы уже упоминали выше.

На даче в центре Москвы любила отдыхать московская интеллигенция. С пяти утра и до полудня «Апшу» было недорогим кафе с завтраками, потом вектор смещался на бизнес-ланчи, а вечером пространство превращалось в частное с литературными чтениями, выставками, спектаклями и концертами. По средам тут проводили заседания по вопросам элитного табакокурения.

После восьми вечера попасть «Апшу» можно было только с помощью ключа от входной двери. Руководство клуба выдавало их лично после заполнения анкеты и её одобрения.

Большой популярностью у публики пользовались "фирменная тарелка": горячие булочки с ассорти из грибной икры, брынзы с чесноком и травами, икры из баклажанов и сырной заправки.

Во второй половине лета 2010 года «Апшу» в Клементовском переулке внезапно прекратил свою работу. Как сообщалось на сайте клуба, «это произошло по независящим от инициаторов проекта обстоятельствам».

Несмотря на надежды открыться в новом месте, заведение пропало с радаров навсегда.

Zю кафе

Первое паназиатское кафе сети Zю открылось в 2010-ом году на Новом Арбате. Кажется, Москва ещё никогда не видела таких ярких подач по таким бюджетным ценам.

К примеру, ранее невиданные столице дим-самы стоили в пределах 200 рублей за три штуки, а подавали их в паровой бане на бамбуковых листах.

Кроме того, каждому гостю приносили комплементарные креветочные чипсы. Сейчас в этом нет ничего особенного, а тогда было в новинку.

Владелец Илья Лихтенфельд (он же был соучредителем Simachev Shop&Bar и Gipsy) быстро развил историю до нескольких точек, начиная от Тверской и заканчивая аэропортом Домодедово.

Спустя пять лет бизнесмен объявил себя банкротом и продал сеть Zю. Новые владельцы проект не потянули, и через пару лет он закрылся окончательно.

Солянка

Клуб «Солянка» в здании старинного особняка в 2006 году открыл Роман Бурцев.

Заведение быстро стало культовым среди московских тусовщиков. Днём «Солянка» работала, как кафе, предлагала завтраки, достойные бизнес-ланчи по 380 рублей и вегетарианские позиции.

Хитом меню был Клаб сэндвич - здесь его заказывали абсолютно все.

В ноябре 2014-го года клуб опечатали сотрудники ЧОП, а затем департамент городского имущества Москвы закрыл «Соль» из-за арендного долга в размере 4,8 миллиона рублей, не дав возможности владельцам собрать вещи и спокойно съехать с площадки.

Вечеринки по случаю Дня рождения «Солянки» случаются до сих пор, но с каждым годом их становится всё меньше, а отец легендарного клуба Бурцев давно живёт за границей.

Ragout

Первое гастрономическое кафе Ragout в июне 2010 года открыли создательница ресторанов «Простые вещи» и «Хачапури» Катя Дроздова, её муж, художник Семён Крымов, главный редактор журнала «Афиша-Еда» Алексей Зимин и шеф-повар Илья Шалев.

Блюда здесь готовили только из фермерских продуктов, концепция граничила на стыке французского бистро и лондонского гастропаба, а меню из трёх-четырёх позиций еженедельно обновлялось.

Также по воскресеньям в «Рагу» устраивали знаменитые Sunday Roast — обеды, в рамках которых Алексей Зимин прямо в зале колдовал для гостей жаркое из свинины, баранины и гуся.

Спустя два года на Олимпийском проспекте открылся второй, теперь уже большой Ragout. Помимо гастрокафе, здесь был магазинчик и кулинарная школа.

Увы, но в общей сложности Ragout было отведено всего шесть лет: в 2016 году и первый, и второй рестораны закрылись из-за того, что проект покинул практически весь костяк команды.

«Ragout — это всё-таки проект четырёх людей, каждый из которых внёс в него что-то своё неповторимое, свою уникальную энергию. Без этих людей Ragout просто не может существовать», - писала соосновательница о закрытии «Рагу».

Б2

Пятиэтажный клуб площадью в 1700 квадратных метров на Большой Садовой распахнул свои двери в 2001 году, став наследником старейшего московского рок-клуба «Бункер».

Его открыли художник Юрий Коник и арт-директор Владимир Козлов. И хотя они мало что понимали в кухне (поэтому в меню были и роллы, и пицца, и паста, и Оливье), зато отлично разбирались в музыке и часто приглашали выступить маститых музыкантов.

Культовый клуб просуществовал четырнадцать лет. В 2015-ом он закрылся, как и все другие помещения в доме Минмонтажспецстроя.

На этом месте планировали открыть гостиницу, но даже спустя семь лет здание пустует, лишь обшарпанным фасадом напоминая о бурной молодости вчерашним рок-н-рольщикам.

Гин-но-Таки

Сеть японских заведений появилась в России в 2000 году, а первое трёхэтажное кафе открылось на Тверской улице.

По сути, «Гин-но-Таки» было первым доступным рестораном японской кухни в Москве. Здесь можно было попробовать роллы и другие национальные изыски по вполне вменяемым ценам.

И роллы «Эби масага рору» мы вспоминаем до сих пор и даже научились готовить их дома. Рецептом делились здесь.

Сегодня все московские «Гин-но-Таки» превратились в «Якиторию», какие-то помещения и вовсе освободились. Причины закрытия неизвестны.

Да и «Якиторий» с каждым днём ощутимо становится меньше.

А единственный действующий «Гин-но-Таки» жив в Набережных Челнах. Зато как всё хорошо начиналось.

Скромное обаяние буржуазии

Итальянское кафе появилось на Лубянке в начале славных нулевых. Его придумал холдинг iLoveCafe, которым на сегодняшний день принадлежат «Кулинарная лавка братьев Караваевых», «Изя Гриль» и «Паста и Баста».

«Обаяние» считалось классическим городским кафе с итальянской и японской кухней, с одной лишь ремаркой, для московских буржуев: цены выше среднего, зато гости - богатая богема, а за диджейским пультом - ещё никому неизвестный, но подающий надежды Dj Smash.

Да, заведение славилось пиццей и сетами лучших диджеев Москвы, но со временем незаметно утратило свою актуальность.

На его месте открылся и до сих пор работает спорт-бар «Лига Пап» всё тех же iLoveCafe.

Послесловие

Посвящается всему тому гастрономическому, что стоит вспомнить в сложном 2022 году: легендам 90х, первопроходцам и основателям важных для становления культуры ресторанов в "нулевых".-11

Такая вот ностальгия. И это всего девять мест, которых в этом 2022 не хватает столице и лично мне, моим друзьям и знакомым. Разумеется, закрывшихся за эти десятилетия бриллиантов со вкусной едой и концепциями, захватывающими дух, случилось гораздо больше.

Дополняйте список! По каким закрывшимся заведениям скучаете вы? Бывали ли вы в ресторанах, о которых вспомнили НЕБОРЩИ? Делитесь в комментариях!

Подписывайтесь на НЕБОРЩИ.Дзен и Телеграм-канал НЕБОРЩИ, чтобы не пропускать новые статьи!

Все места, которые живы, НЕБОРЩИ отмечают в одном месте точками с адресами и краткими рецензиями на картах здесь.

Читайте также:

Ушли, не обещали вернуться. Всемирно известные фастфуды, которые закрылись
НЕБОРЩИ
7 января 2020