Какие ассоциации у меня всплывают в связи с именем Иосифа Виссарионовича Сталина?
Сначала личные. Брат деда Рудольф прошел по 58 статье, самого младшего в семье Эдуарда несколько месяцев продержали в Бакинском отделе НКВД, но выпустили. Этих, понятное дело, пытались по доносу соседей осудить, как врагов народа по происхождению: во-первых шведы, во-вторых знатного происхождения.Это мне было не совсем понятно, звание рыцаря же они могли носить только в Швеции, но никак не в СССР, который приняли безоговорочно и считали своей Родиной.
Брат бабушки, абсолютно русский крестьянин, тем не менее, тоже отсидел с 1937 по 1954 год в лагерях, но он пострадал во внутрипартийных разборках. По возвращению Евгению Степановичу Корнилову, как реабилитированному, вернули все партийные регалии, а умер он от сердечного приступа во время разговора по телефону, когда его некто назвал «врагом народа», прямо в его кабинете первого секретаря райкома КПСС.
Но ни один из моих дедов никогда не говорил ничего плохого конкретно о Сталине; о перегибах – да, о кадровом составе НКВД, который необходимо было вовремя чистить – да.
Главная фраза у них была - «просто были такие времена».
Почему рассказала о своих предках? А чтобы вы понимали, я о Сталине знала не только из учебников истории. И потому могу судить те времена, зная историю своей семьи.
Сталина есть за что уважать – уверена в этом.
Я внимательно изучала историю СССР и понимаю, насколько он был гениальный политик, талантливый организатор и военачальник. Хотя и человеком со своими пристрастиями и недостатками.
Но он смог сделать все, чтобы провести нашу страну через опасности и тяготы величайшей в ее истории войны, добиться великой Победы, изменившей весь мир.
Плохо, что мало кто знает его как хозяйственника, Сталин-экономист всегда как бы «за кадром. А зря. Ибо идеи и планы в области экономики были весьма достойны для исследования и развития даже в наши дни.
США, и не только они, примазались к Великой Победе во Второй мировой войне, одержанной благодаря героизму и жертвам в большей мере советского народа.
И это меня дико бесит, если честно.
Уже после Победы янки тут же принялись перекраивать не ими спасенный мир по собственному разумению. «Кому война, а кому – мать родна!» - это о них.
Не имея возможности похвалиться какими-либо серьезными территориальными завоеваниями, и не осмеливаясь начать новую волну открытой колонизации под боком у Советского Союза, американцы решили подчинить себе мировую экономику. Отныне главным оружием США, наряду с авианосцами и только что созданными атомными бомбами становились зеленые бумажки, а на монетах в один цент, два цента и три цента размещена фраза: "Мы Верим в Бога»
Кстати , Теодор Рузвельт в письме, опубликованном в New York Times в 1907 году, говорил о том, что наличие подобного девиза на монетах совершенно необоснованно, а, возможно, и кощунственно. С ним согласна.
Только американцы все же хотели добиться установления глобального финансового диктата американской Федеральной Резервной Системы, что и случилось 1947 году на Бреттон-Вудской конференция.
Проходила она, естественно, в США и участвовавшие в этом мероприятии представители 44 государств покорно согласились с тем, что отныне «мировыми деньгами», помимо золота становятся и американские доллары. Более того – каждое государство теперь имело право выпускать собственные деньги исключительно в объемах, не превышающих его золотовалютные резервы, основой которых должны быть, как вы уже, наверное, догадались, все те же «зеленые». Надзирать за установленным Вашингтоном на планете «новым финансовым порядком» должен был созданный в 1944 году Международный валютный фонд. Именно так Центробанки множества стран стали, по сути, «вассалами» ФРС США – со всеми вытекающими последствиями.
Единственным государством, наотрез отказавшимся ратифицировать решения конференции, фактически, представлявшие собой капитуляцию перед Соединенными Штатами и вечную кабалу у их банкиров, оказался Советский Союз, а вернее Сталин, "наверняка отреагировавший на подобное «заманчивое» предложение в выражениях витиеватых и совершенно непечатных" (мне нравится стиль Александра Неукропного).
Иосиф Виссарионович на тот момент имел свой гениальный план действий относительно США и принялся претворять его в жизнь с присущими ему неумолимостью и последовательностью. Именно в 1947 году денежная реформа, осуществленная в СССР, стала первым и наиважнейшим шагом к оздоровлению финансовой системы страны.
Это нужно хорошо понимать.
"С 1941 по 1945 год общий объем денег, ходивших на территории Союза, вырос почти в 4 раза, дойдя до 74 миллиардов рублей без малого. Это, кстати, был один из самых низких показателей среди воевавших стран – в той же Германии денежная масса за время войны «разбухла» вшестеро... На советской экономике тяжким грузом лежали государственные обязательства по внутренним военным займам в 125 миллиардов рублей. Более того, вопреки утверждениям о «рабском» или «бесплатном» труде миллионов советских людей в военные годы, накопления граждан, хранившиеся в Сберегательных кассах за период 1941-1947 годов выросли более, чем в два раза! Вдобавок, практически сразу после Победы трудящихся СССР начали освобождать от «военного» налога, полностью отменив его уже в 1946 году. Лозунг: «Все для фронта, все для Победы!» свою миссию выполнил – пора было переводить страну полностью на «мирные рельсы».
Сразу после Великой Отечественной войны в Советском Союзе существовало как бы три «слоя» цен на все товары, включая продукты питания. Прежде всего – так называемые «пайковые» расценки. По ним отоваривались карточки, на которые СССР был вынужден перейти в связи с началом войны. Второй – «колхозные» или «сельские» цены, царившие на рынках (которые, как мы помним тогда были исключительно колхозными). И третий, самый высокий уровень представляли из себя так называемые коммерческие цены, по которым государство давало возможность гражданам, имевшим соответствующие доходы, закупать товары сверх норм, отпущенных им по карточкам и пайкам. Они были необходимы, в частности, для привлечения дополнительных средств на нужды той же военной промышленности. Увы, это были времена, когда наверз полезла пена – спекулянты, теневые дельцы и ворюги. Ослабленные войной правоохранительные органы страны просто физически не успевали ловить за руку всех тех, кто превратил всенародную беду в источник собственного обогащения."
А в в декабре 1947 года были приняты сразу два судьбоносных решения – об отмене карточной системы и о проведении денежной реформы. К тому времени коммерческие цены были ощутимо снижены, а пайковые, наоборот – подняты. Это делалось для того, чтобы выбить почву из-под ног спекулянтов, наживавшихся на разнице. А 16 декабря махинаторов лишили основного их орудия – денег. Реформа была построена так, чтобы от нее минимально пострадали те, кто зарабатывал на жизнь честным трудом. Вклады в сберкассах до 3 тысяч рублей обменивались в соотношении 1:1, а вот дальше уже включались коэффициенты, возраставшие по мере величины обмениваемой суммы. С наличными деньгами было еще строже – мало того, что они менялись из расчета 10:1, при обмене купюр «мешками» была чрезвычайно велика вероятность того, что источником их происхождения заинтересуются суровые товарищи из «органов». Закономерный итог – около 6 с половиной миллиардов (!) рублей их владельцы менять так и не осмелились.
Была ли эта реформа «грабительской», как утверждают некоторые отечественные либералы? Или все-таки справедливой?
Выводы делайте сами.
Однако, при этом следует учесть еще и тот факт, что сразу же при отмене карточек и реформе рубля неизменными (то есть – пайковыми, заниженными) остались цены на продукты первой необходимости (хлеб, крупы, муку и т.п.) и даже пиво! В 3 с лишним раза были снижены цены и на товары «коммерческие». Для того, чтобы настрадавшиеся в военное лихолетье люди смогли, наконец, вдоволь поесть и нормально одеться, на прилавки были «выброшены» товары из Госрезерва на сумму в почти 2 миллиарда рублей. Как-то не очень похоже на «грабеж», вы не находите? Укрепив в 1947 году советский рубль, упорядочив финансовую систему страны и очистив экономику от вынужденных военных «перехлестов», Сталин, укрепил таким образом «тылы», и приступил к реализации второй части своего грандиозного плана.
28 февраля 1950 года – грянуло! Сталин был единственным из лидеров Советского Союза, кто вернул рубль не к унизительному долларовому, а к золотому стандарту, превращавшему его в непоколебимую мировую валюту.
Денежная единица СССР была «привязана» к американским «баксам» начиная с 1937 года Соединенные Штаты были вынуждены с нами торговать – Великая Депрессия же - для того, чтобы выжить. И началась новая битва Сталина за мировое экономическое доминирование Советского Союза, победить в которой он не успел.
А вот о советском золотом рубле нужно поговорить обстоятельно.
Открыла для себя нового автора, вполне моего по цвету души. Александр Неукропный.
Он задает неудобные вопросы про Сталина. И отвечает на них…
Сталин «виновен в гибели миллионов людей»? Он – коварный и жестокий тиран? В Великой Отечественной мы победили не благодаря ему, а вопреки его приказам? СССР при Сталине был «страной-концлагерем»? Но что, если все это – ложь? Что, если нас обманули, заставив поверить в то, чего не было? Что, если украли вашу память, прошлое, гордость, даже право на истину?
Мне бы хотелось в этом разобраться. Даже с учетом грустной истории этого времени для моей семьи.