Вчера видел кусочек «Матрицы», тот самый знаменитый, когда Нео с Тринити входят в офисное здание и разносят его холл на атомы. И столько сразу всего вспомнилось. И, что примечательно – совершенно не связанного с трилогией братьев… Извиняюсь – теперь уже сестер Ванчовски.
У меня этот фильм и конкретно эта сцена плотно привязана к игре, название которой – «Макс Пэйн». Там эта сцена была воспроизведена почти детально (правда, это дело в нее вносил мод).
Как по мне – «Макс Пейн» был последним абсолютным хитом в жанре «пойди-и-убей-их-всех».
Серьезно. Все, что выходило после «Макса» было только «вариациями на тему». Очередной «Doom», очередной «Халф Лайф», очередной «Дьябло», очередной… Думаю, все смогут продолжить список сами. А потом и вовсе «синглы» закончились, пришла эпоха «браузерок» и «ММО».
А тогда, в конце двадцатого-начале двадцать первого веков еще выходили шедевры, и, бывало, не по одному в год. Незадолго до «Макса» появился «Blade of darkness», вскоре после него вышли первые «Neverwinter Nights». И каждая из этих игр – шедевралочка.
«Макс Пейн» был прекрасен в своей вроде бы внешней простоте и прямолинейности. Заплутать в этой игре было невозможно, сюжет одновременно незамысловат (у полицейского убили жену и ребенка, за что он собирается натянуть глаз на задницу всем негодяям Нью-Йорка) и заковырист, за счет очень хорошо прописанной истории. Плюс там имелось огромное количество пасхалок и аллюзий, надо было просто их увидеть.
Но главное достоинство игры – ее герой. Это был первый после Дюка Нюкема персонаж, который не воспринимался неким «просто чуваком», от лица которого мы играем.
Он был почти настоящий, в него можно было поверить. Ну, до определенного предела, разумеется, но в любом случае – это не безликий десантник или спецназовец из игр-штамповок. Макс обладал своим характером, который стоило уважать, ехидной усмешкой и редкостной язвительностью. Пусть этот характер был прописан в кодах игры, но выглядело все вполне по-настоящему.
Еще необычным было то, что действие всей игры развивалось в течении всего одной ночи – длинной, черной и снежной. Начиналась она в метро, в вагоне подземки, а заканчивалась на крыше небоскреба. И сколько всего в эту ночь было втиснуто – схватки на подземных парковках и в ночных клубах, общение с русской мафией, раскатывающей на машине с номером «Vodka», беготня по этажам офисных зданий. И, конечно, стрельба из всех видов оружия – сдвоенные беретты, автоматы, дробовики. Враги отлетают в стороны, бьются об стены, раненные, пытаются тебя подстрелить – все, как в жизни.
А телевизоры и радиоприемники, то и дело встречающиеся в комнатах, постоянно сообщают тебе: «Надвигается буран, будет холодно, очень холодно. И снова – новости. Безумный полицейский Макс Пейн, убивший своего сослуживца, объявлен в федеральный розыск».
А еще за все этим наблюдает одноглазый владелец корпорации «Асир Инт.». Наблюдает – и улыбается.
В общем – это было очень атмосферно. А если к этому добавить милые шуточки Макса, вроде наигрыша одним пальцем на рояле заглавной музыкальной темы игры или умения лихо поколотить палочками по ударной установке, то можно смело сказать – скучать в этой игре было невозможно. Как и выйти из нее.
Я затрудняюсь сказать, сколько времени я в ней провел, но очень много. Ну, а когда мододелы забабахали упомянутый выше мод «Матрица», и в нее добавилось улучшенное «сло-мо» (кстати – именно в «Максе Пейне» оно впервые и появилось), то оторваться от игры стало положительно невозможно.
И – повторюсь. Линейность тут не недостаток, а достоинство, ритм действия все время нарастает, перестрелка следует за перестрелкой, декорации меняются одна за другой, и статичен только снег, летящий с неба.
Впрочем – вру. Есть в «Максе» два момента, над которыми надо было поломать голову. Первый – в порту, когда из-под колеса фургона надо пулей выбить колодку, ее в снегу фиг заметишь. Второй – в кабаке, когда тот начинает гореть, то там верную дорогу на улицу с первого раза из моих знакомых никто не находил. И я не сразу нашел.
Еще к недостаткам можно отнести перебивки между главами, со всей этой беготней по звездным дорожкам.
Но в целом – это была игра года. Она, кстати, вроде ей и стала.
Потом был «Макс Пэйн-2», оказавшийся послабее первой части.
Нет, он был не так уж плох, опять же – Мона Сакс там появилась, но все-таки – послабее. Что-то из игры ушло, что-то очень важное. Я так думаю – атмосфера безысходности, которой была пропитана первая игра.
Про третью часть даже говорить не буду. Вообще. Это не «Макс Пэйн», это какой-то очень длинный видеоклип на латиноамериканскую тему.
Так что, если кто не играл – поиграйте. Да, сейчас та графика уже кажется примитивной, но в этой игре – главное не картинка. В «Максе Пэйне» есть настоящая жизнь, вполне себе реальная смерть и длинная, длинная зимняя нью-йоркская ночь. Поверьте, оно того стоит.
Фотографии взяты из открытых источников.