Найти тему

Турбизнес - жители - власть: как строить отношения? Опыт парка "Голубино"

Окончание интервью с Анной Клепиковской, одним из основателей Культурно-ландшафтного парка "Голубино" (Архангельская область). Начало интервью - Часть 1, Часть 2.

Надежда Макатрова: Как складывались ваши отношения с местными жителями? Со стороны кажется, что местные жители должны относиться к вашей команде и вашему делу с большим уважением, благодаря всей той работе, которую вы проделали. Но опыт показывает, что в российских регионах это далеко не всегда так, и отношения складываются порой непредсказуемо.

Анна Клепиковская: Я это тоже не сразу поняла. Мы почему-то считаем, что надо наносить людям добро, и они должны быть тебе за это благодарны. Но почему? К примеру, живет у тебя рядом сосед, и ты начинаешь ему каждый день приносить цветы. А ему, может, не нужны и не нравятся эти цветы. Может, у него на них аллергия. А ты считаешь, что ты молодец, и сосед должен тебя любить. А ты вообще спрашивал его, нужны ли ему эти цветы? Поэтому я очень спокойно отношусь к вопросу благодарности. Нет, никто ничего не должен. Надо с людьми разговаривать и выяснять, чем и как они живут и в чем нуждаются, если ты действительно хочешь быть людям полезен, а не просто сделать что-то ради галочки и сказать потом, что ты молодец.

У нас была ситуация попроще, поскольку Лену и Олега все знают, они местные. Семью Клепиковских хорошо знают, папа был директором школы, и мама преподавала в школе, а в поселках учителя – это всегда уважаемые люди, которых все знают. Сначала было забавно, когда меня воспринимали именно как москвичку, а сейчас уже говорят: «Ты же пинежанка!» Есть разные мнения, но в целом наша репутация такова, что люди нам доверяют, и фраза «А мы с «Голубино» сотрудничаем» является в какой-то степени знаком качества. Мы очень ценим такое отношение и очень трепетно относимся к формулировкам, к тому, в каких проектах мы участвуем, а в каких не участвуем. Крайне важно сохранить такую репутацию.

Надежда: Мой предыдущий вопрос был связан с тем, что из опыта работы и интервью я нередко слышала о ситуациях, когда при запуске туркомплексов или других туристических объектов местные жители сначала принимали их восторженно, рассчитывая на новые рабочие места, но со временем радость сменялась раздражением, вплоть до обиды и зависти, мол, вот буржуи, богатеют за наш счет. Вы с таким не сталкивались?

Анна: Все жители разные. У меня были публикации в региональных СМИ, и мы видели комментарии подобного рода. Это тоже есть. На уровне местных жителей тоже бывает непонимание, все мы люди. Но это в целом есть в России: те, кто сами ничего не делают, нередко демонстрируют потребительское отношение к тем, кто что-то делает и делает хорошо. На моей памяти был один такой случай с обвинениями, что сотрудники впахивают, а мы деньги лопатой гребем. Но это исключение. Я могу сказать, что сейчас я такого отношения на наблюдаю. Бывает, что к нам обращаются за советом, и я, наоборот, чувствую, что нам доверяют и понимают, что мы готовы вкладываться, а не только потреблять. Я за то, чтобы и мы зарабатывали, и все вокруг нас тоже зарабатывали и хорошо жили. Другое дело, что часто у людей нет этой связки в голове, что для хорошего заработка надо хорошо и много работать. К сожалению, у нас в стране еще достаточно много людей живут в советской парадигме, что им кто-то что-то должен давать. Вот от них можно услышать неприятные слова, а с теми, кто понимает, что надо работать, чтобы зарабатывать, проблем не возникает.

-2

Надежда: А как складываются ваши отношения с местными и региональными властями? Есть ли какие-то задачи, которые они могли бы решить, но по каким-то причинам пока не решают?

Анна: Я изначально вообще не понимала, что у нас должны быть какие-то отношения с властью. Хорошо работаем – молодцы, плохо работаем – не молодцы. Потом стало понятно, что туризм – это система, которая требует решения многих инфраструктурных задач, поскольку туризм – это и ЖКХ, и транспорт, и земельные вопросы. И действительно здесь много стыковок с властью. Как она работает? Власть меняется. На региональном уровне поменялся губернатор, у нового губернатора есть задача развития туризма, и есть вероятность, что мы как-то будем развиваться. Власть, к сожалению, принимает решения не так быстро, как это надо бизнесу. А в бизнесе все происходит быстро.

Классно, что в прошлом году была запущена дорожная карта, по которой мы совместно с региональными властями решаем свои вопросы, в частности, земельные. Поскольку Пинежский и Мезенский районы сейчас образуют кластер, принятый на уровне региона, то по нашему парку была создана рабочая группа. В рамках этой рабочей группы нам помогают решать разные вопросы, чтобы сделать экотропу, дополнительные парковочные места, чтобы парковаться было удобно и безопасно, заниматься очисткой этих мест. Сейчас с этим есть проблемы. Плюс вопросы, связанные с обеспечением доступа в пещеры, как это сделать максимально эффективно и правильно. Как это выглядит сейчас? Мы сами за свой счет и своими силами чистим все проходы к пещерам, ремонтируем экотропы, обеспечиваем доступность и спуски, наши сотрудники встают рано утром и 800 метров тропы чистят лопатами. Но ведь мы делаем это для всех!

-3

Надежда: Это не ваша земля?

Анна: Нет, это не наша земля. Мы ее обустраиваем и содержим, но она открытая. С одной стороны, мне нравится, что мы можем себе это позволить, но бывают и неприятные ситуации, когда из города приезжают группы туристов автобусами с экскурсоводами, туристы не оставляют ни копейки на этой территории и уезжают. Я считаю, что это потребительское отношение к территории и к нашему труду: «Спасибо, вы все хорошо сделали, мы поехали дальше». Вот эта ситуация мне не очень нравится. Мне не понравилось, как это решено на Алтае или в Карелии, когда ставятся заборы и шлагбаумы, садится бабушка, которая за 100 рублей пускает погулять. Это так себе решение. Но у нас нет законодательства, которое регулировало бы эти вопросы понятно для бизнеса и власти. Решения по тропам принимаются в рамках конкретной ООПТ. Там есть отдельный собственник земли, и он делает на ней, что хочет. А межрайонного взаимодействия по инициативе бизнеса, который готов этим заниматься, я не встречала.

-4

Возвращаясь к вопросу о взаимодействии с властью, я не до конца понимаю тот инструментарий, который есть у региональной власти. В целом у нас запросы не регионального формата. У нас есть Агентство развития туризма на региональном уровне, которое реализует проекты в сфере поддержки бизнеса. Меня вообще слово «поддержка» бесит. Поддержка – это для слабых, когда ты уже падаешь, а тебя поддерживают. А у нас должно быть СОТРУДНИЧЕСТВО, когда ты выполняешь свой пласт работ, а вторая сторона – свой. А у нас вот это: «Ой, вы бедненькие, мы вас поддержим!». Нет! Я хочу работать, и вы работайте. Хорошая работа – это хорошие законы, которые эффективны и реально нацелены на развитие. Пример: на Севере есть северные гарантии, которые называются госгарантиями, но платят их предприниматели в качестве надбавки к зарплате. Это значит, что мы сразу менее конкурентоспособны по своим возможностям бизнеса, чем та же Вологодская область.

Надежда: А государство бизнесу эту надбавку никак не компенсирует?

Анна: Нет, конечно.

Надежда: Прекрасная схема!

Анна: В Москве МРОТ 12 000 рублей, и бизнес может как-то варьировать зарплату. А у нас МРОТ 30 000 руб. Но это не решение региональных властей. Или мы говорим об инвестициях: мы уже вложили порядка 100 млн рублей, но давайте государство скажет, что пока мы эти 100 млн рублей не заработаем, мы не будем платить налоги. И это будет реальная ощутимая помощь. Об этом даже речи не идет. Какие полномочия есть у региональных властей? Дать нам сниженную ставку по кредитам? Но нам все равно надо зарабатывать, чтобы выплачивать эти кредиты. Экономика сейчас эффективно не работает на удаленных территориях.

-5

Если местная власть будет проводить какие-то хорошие мероприятия и привлекать внимание к нам, это будет классно. Но опять-таки у властей есть куча ограничений: если они будут говорить про нас, то им прилетит от антимонопольного комитета. Они могут писать про НКО, но они не могут писать про малый бизнес. Это смешно! И все эти вещи реально стопорят развитие. Мы вроде и арктическая зона, и сельская территория, но по этим программам все равно нет мер поддержки, которые могли бы напрямую влиять на наше развитие. Есть сугубо человеческие отношения – рассказывать друг другу, что происходит.

Если бы власть взяла на себя дороги и строительство качественного, нормального жилья для молодых специалистов, и мы не должны были бы об этом думать, а мы ломаем сейчас над этим голову, это круто бы нам помогло. Но программы по сносу ветхого жилья на уровне нашего района рассчитаны на 2027-2028 год. Мне не до конца понятно, какие могут быть у меня запросы к власти.

Надежда: Как на сегодняшний день Вы выстраиваете продвижение Парка «Голубино»? Опираясь на Ваши посты в соцсетях, создается впечатление, что о «Голубино» уже все кругом знают, и туристы практически в очередь выстраиваются чтобы к вам попасть. На самом деле какая ситуация?

Анна: К сожалению, это не совсем так. Просто Вы существуете с нами в одном информационном контексте. Бывает по-разному: и взлеты, и периоды, когда загрузка могла бы быть выше. Парк – это комплексный продукт: и экскурсионное обслуживание, и питание, и размещение, и транспортные услуги. И экскурсии без проживания – это один из наших основных продуктов.

Надежда: Какой канал привлечения туристов для вас ключевой?

Анна: Так сложилось исторически, что основной поток гостей пошел к нам через наши социально-активные действия и мероприятия. Про нас больше узнавали со стороны социального предпринимательства, и это даже сыграло в некоторой степени нам в минус, поскольку мое окружение в фейсбуке считало, что мы занимаемся красивой социальной историей, а не туризмом. Конкурс «Открой свою Россию», инициированный Агентством стратегических инициатив (АСИ), показал, что по факту туристические продукты у нас продуманы качественно, до мелочей, а нас воспринимали со стороны совсем по-другому – как людей, которые что-то полезное делают на Севере, но которых надо подталкивать в туризм и обучать туризму. Забавно, ведь на деле все было наоборот, и нашей первичной целью был именно туризм. Я бы отнесла эту нашу активность к PR.

-6

Именно маркетинг получил активное развитие 3 года назад, когда мы начали развивать свой аккаунт в Инстаграм (организация, признанная экстремистской в России) с прицелом на продажи и ориентироваться на московскую аудиторию. Вместе с тем, большая часть наших продаж шла все-таки через сеть ВКонтакте. У нас там живая группа и очень активная аудитория, более 20 тысяч подписчиков. В целом мы до сих пор видим, что туристы из регионов в основном звонят, а не пишут, из соцсетей больший поток дает ВК, другие соцсети меньше, и мы участвуем в большом числе деловых мероприятий, активно работаем с туроператорами.

Надежда: Какая примерно доля продаж приходится у вас на туроператоров?

Анна: Примерно 20%. Для разных продуктов она разная. Скажем, для экскурсионки эта доля будет больше за счет активного сотрудничества с архангельскими туроператорами. По другим продуктам по-другому.

Надежда: Вы двигаетесь в сторону увеличения доли прямых продаж?

Анна: Не столько мы движемся в сторону прямых продаж, сколько аудитория движется в сторону прямого контакта с объектами посещения. И здесь мы просто реагируем на рынок. У нас не было цели наращивать долю прямых продаж, но раз был запрос со стороны рынка, то мы сделали у себя удобную форму бронирования любых наших продуктов через сайт. СRM-система настроена в том числе и на работу с прямыми бронированиями, но при этом мы нацелены и на максимально активное сотрудничество с туроператорами, и мы не планируем как-то сворачивать эту работу.

Надежда: Вы сказали, что отвечаете в Парке «Голубино» за PR и GR, и со стороны, Ваша активность в информационном поле выглядит идеальным примером продвижения объекта через конкретного человека – сильный личный бренд, помогающий успешному продвижению бренда «Голубино». Вы изначально так задумывали, или это сложилось само собой? Для Вас это комфортно?

Анна: Вчера был забавный пример. Мы с мужем и родителями пришли в ресторан в Москве, и вдруг ко мне подходит незнакомая девушка, тепло приветствует и удивляется, что я прилетела прямо из Архангельска. Родители с изумлением это наблюдают. Мне было так неудобно! Конечно, я к этому специально не шла. Я уходила с позиции руководителя юридического департамента большой корпорации, чтобы заниматься проектным менеджментом и строительством нового корпуса гостиницы в «Голубино». Так сложилось, что я умею выступать и умею делать презентации, постепенно одно цеплялось за другое, и я стала для Парка «Голубино» тем, кем стала. Добавлю, что я всегда была максимально открыта и абсолютно искренне писала о том, что мы делаем. Мне кажется, эта искренность и сыграла свою роль.

-7

Находясь в Москве, мне было проще везде появляться и выступать, чем если бы это делал кто-то из Пинежья. В этом есть плюсы и минусы, не все понимают, какая огромная команда стоит за мной и обеспечивает всё то, о чем я пишу. Мы это много раз обсуждали, но довольно сложно в каждом посте перечислять всех людей, кто реально руководит важными процессами в «Голубино». Не будешь же писать: «Я, Лена, Олег, Иван, Маша, Катя и т.д.». Это сложно и не нужно читателям. Поэтому мои партнеры сказали: «Вот ты выступаешь и выступай, не надо каждый раз всех нас упоминать». Вдобавок, северные люди часто интроверты, поэтому их такая публичность тяготит. Пока это всех устраивает.

Есть еще один семейный проект, в который мы вовлеклись, – это производство соли в Карелии. Здесь мне тоже коллеги-партнеры предлагают осуществлять продвижение через личный бренд. Но я не уверена, будет ли это работать. Подумаю. Если получится, отлично! Для меня главное, чтобы я не кривила душой, тогда мне это дается легко.

Надежда: Вы бы посоветовали другим руководителям туробъектов не бояться и активно рассказывать от первого лица о своих объектах? Многие ведь стесняются или не видят в этом особого смысла.

Анна: Я очень человекоцентрична. Если у кого-то есть внутренняя энергия на все это, конечно, нужно пробовать. Сейчас все хотят личного контакта и личного общения. И такая открытость привлекает людей, которые начинают тебе доверять, и это прекрасно. Другое дело, что есть разделение на интровертов и экстравертов, или по другой классификации, скажем, есть манифесторы и генераторы, и это определяет, насколько человеку будет комфортно в такой роли. Я верю в психологию и в подобные вещи. Если, к примеру, моему мужу сказать, чтобы он занимался такой работой, он откажется. Я предлагала ему несколько раз выступать совместно, но он против. И я понимаю, что здесь не надо действовать через «не хочу» и как-то ломать себя. Надо относиться к этому делу максимально искренне и быть естественным. Подход, при котором ты подходишь к бизнесу максимально технологично – делай такие-то шаги, выполняй такие-то рекомендации, и у тебя все получится – в нем нет энергии. Люди чувствуют энергию и верят. А если энергии нет, то трудно убедить.

-8

Надежда: Иногда слышишь: «Люди же не на меня едут! Зачем же я буду себя раскручивать?!» И не потому, что человек боится или не умеет выступать, он просто не осознает или не готов принимать связку между доверием к себе и к своему объекту.

Анна: Это может пугать. Если происходит какой-то «косяк», то тебе как публичному лицу и приходится это расхлебывать, все шишки сразу прилетают к тебе. Это определенная ответственность.

Надежда: Есть ли у вас мысли тиражировать опыт Парка «Голубино» на другие объекты, учитывая, что у вас классный объект, любимый туристами?

Анна: Меня часто об этом спрашивают в последнее время. У меня нет для себя такого ответа. У меня скорее встречный вопрос: почему мы все время хотим что-то дублировать? Сейчас же, наоборот, запрос на индивидуальность, на несетевые форматы. Можно тиражировать принципы управления малой гостиницей, наши процессы. Мне очень нравится сеть отелей Best Western в Америке, в которой отели пиарят друг друга. Ведь в самом начале пути они стали продвигать друг друга, чтобы стимулировать людей больше путешествовать. Это очень классная идея, которую я хочу использовать, также занимаясь продвижением других объектов, близких нам по духу.

Мы сейчас обсуждаем сотрудничество с рядом гостиниц в Архангельске. Например, в гостинице «Двина» уже лежат наши раздаточные материалы. Когда к нам приезжают гости, мы тоже даем им рекомендации, где переночевать в Архангельске, советуем заехать в Кенозерский национальный парк и переночевать в «Малых Корелах». Такой кросс-маркетинг у нас уже работает. Я считаю, что будущее за партнерствами и за объединением людей, каждый из которых развивает что-то свое, уникальное. А не так: приходит кто-то со стороны и начинает на этой территории указывать, кому и что делать. Сейчас мне это ближе, чем тиражирование, экстраполирование и т.п. Возможно, через год я буду говорить по-другому, но сейчас так.

Надежда: Понимаю Вас. Мой вопрос был связан с тем, что у нас в стране найдется мало объектов с такими восторженными отзывами туристов. Реально мало, где умеют качественно работать с гостями, превосходить их ожидания. Отсюда и были мысли о создании новых объектов, где в основе будет лежать ваше умение доставлять счастье гостям, слышать и чувствовать их потребности и желания. Но, конечно, и формат, и тематика могли бы быть совершенно другие.

Анна: Здесь дело не только в желании или нежелании. Есть финансовая сторона создания таких объектов, содержания всей инфраструктуры, особенностей налогообложения. Когда у владельца загородного объекта есть какой-то основной бизнес, который его кормит, например, строительный, а туризмом занимаются для души – это один вариант развития событий. А когда туризм является твоим основным бизнесом, то ситуация в финансовом плане принципиально иная. В первом случае это своего рода меценатские проекты, и в них действительно вкладывается душа, они, как правило, очень добротные. Мы тоже делаем все это с душой, но в других финансовых условиях. И сейчас наша задача сделать так, чтобы объект стал стабильно зарабатывать, и в итоге получилась хорошая инвестиционная история. А потом уже будем обсуждать, куда двигаться дальше.

-9

Надежда: К вам не обращаются сторонние инвесторы с предложением создать какие-то новые объекты, используя Ваш опыт и знания? Я не раз слышала такие запросы от людей, готовых инвестировать в туробъекты, но при условии, что есть сильная и надежная команда с хорошим опытом в туризме, поскольку у самого инвестора подобного опыта нет. Вам были бы интересны такие предложения?

Анна: Да, нам интересны такие предложения и сотрудничество в этой сфере. Мы вкладывали личные инвестиции в развитие парка «Голубино». Пока к нам со стороны не обращались. Я думаю, это связано с тем фактом, что Архангельская область не на слуху, и люди, скорее, предпочтут вкладываться куда-то поближе к Москве или Санкт-Петербургу, в Карелию. А чтобы инвестировать в Архангельскую область, да еще и в туризм, да еще и в 200 км от города, для этого должна быть какая-то душевная зацепка, а потом уже финансовые интересы.

Надежда: Если бы случилось чудо, и завтра у вас на территории появился мешок с деньгами и неограниченные ресурсы, какие мечты вы бы реализовали?

Анна: О, у нас море идей! Мы работаем над планировкой нашей территории, мы задумали строительство нового банного корпуса, мы планируем строительство дополнительных коттеджей, чтобы увеличить номерной фонд хотя бы до 50, а в идеале и до 100 номеров, потому что в этом случае достичь коммерческой привлекательности станет проще. Мы планируем строительство тропы от «Голубино» до Пинеги, а это 18 км, ее обустройство, чтобы и на велосипедах можно было по ней ездить. Мы хотели бы восстановить в поселке Пинега старинное белое здание и проводить в нем красивые мероприятия, организовывать фотовыставки, сделать для местных жителей спортзалы. Хотим реконструировать несколько деревенских домов в окрестностях Пинеги, чтобы можно было возить туда гостей и показывать эти старинные избы. Они были бы и музеями, и гостевыми домами.

-10
-11

Надежда: Пинежье – это родные места для Вашей семьи. Если бы, пройдя весь этот большой путь, Вы бы вновь задумались о строительстве подобного объекта, Вы бы все равно выбрали Пинежье?

Анна: Да. Наша история – это Пинежье.

Начало интервью: Часть 1, Часть 2.