...Старик сидел у меня в кресле, безвольно уронив руки, рассказывал свою историю. Он был совершенно спокоен, не нервничал, не истерил. Так бывает с людьми, которые прошли уже все круги ада и заканчивая последний, уже совершенно ни на что не надеясь, просто пересказывали фабулу дела. А она, что и говорить, была из ряда вон...
...Проблема была у его внуков. Точнее, у двух последних из них. Два старшеньких к тому времени уже умерли. Дети болели. Загадочно и тяжело. Официальная наука не могла определиться с диагнозом, однако учитывая, что клиника болезни была очень похожа на БАС ("боковой амиотрофический склероз"), "нарисовала" его в детских медкартах, пыталась лечить.
...Для непосвященных сообщаю, БАС - это нейродегенеративное заболевание, связанное с отмиранием в организме моторных нейронов. Как результат, человек очень скоро теряет способность даже двигаться и дышать. Смерть наступает скоро и всегда является исключительно мучительной.
Что интересно, мальчишки рождались абсолютно здоровыми, хорошо, по возрасту, развивались, и только достигая семилетнего возраста начинали вдруг ни с того ни с сего стремительно уходить...
Когда проблема обнаружилась уже у третьего ребенка, их, наконец, оправили в столичный институт генетики (были подозрения, что речь идёт о какой-то скрытой очень сложной наследственной патологии), где добросовестно, буквально как космонавтов!, обследовали. Но ни у кого - ни у самих болеющих ребятишек, ни у ближайшей и самой дальней их родни - зловредных аберрантных генов не было. Не было и патогенных белков, которые, по идее, всенепременно должны были быть, имейся в организме пресловутый генетический сбой. А это могло означать только одно - генетическая подноготная семьи была безупречной.
Уже выписывая их из стационара, лечащий врач осторожно попридержал за локоток одного из родителей страдальцев: "Я не хочу и не буду изображать перед вами знайку. Есть вещи, которые современная наука еще "не догоняет". И вы - это как раз тот самый случай. У ваших детей не БАС, они вообще... не больны. Не теряйте времени попусту, ищите альтернативные пути - идите к целителям, травникам, экстрасенсам, идите к паранормальщикам, возможно, они помогут..."
И старик приехал ко мне.
Добросовестная диагностика показала, что родовая летопись семьи была спокойной: в ней не было и намёка на "живых мертвецов" и какие-либо "проклятия" и "порчи".
И тогда я попросила семью собраться всем вместе. После недолгой разъяснительной беседы я задала один единственный вопрос: "А теперь давайте колитесь: кто из вас так накосячил?" После недолгого молчания откликнулся самый старший из родни - прадедушка умирающих детей.
То, что он рассказал, вогнало родню в ступор.
А дело, оказывается, было так... Много-много лет назад (еще при советской власти) он на своём автомобиле сбил на пешеходном переходе (прямо у школы!) первоклашку. Что интересно, будучи профессиональным водителем, он никогда в жизни не лихачил, не нарушал правил дорожного движения. И только один единственный раз, именно в тот самый день и именно у школы(!) и сделал отчего-то трагическое исключение. Он рассказывал: подъезжая к школе, он, конечно же видел и "зебру", и знак перед ней, ограничивающий скорость, но оглянувшись по сторонам и отметив, что дорогу в тот момент переходить не собирался никто (людей не было вообще!), он вместо того, чтобы нажать на тормоз, напротив, газанул, чтобы побыстрее проскочить этот участок. И буквально в тот же самый момент, как машина рванула вперёд, ее сотряс сильный удар. Выскочив из кабины, водитель к своему ужасу обнаружил, что чуть в стороне лежит сбитый им школьник. Он был еще жив, но без сознания. Что было делать? Бежать, звать на помощь? Звонить в "скорую"? Но мобильников тогда еще не было, а телефонов-автоматов - один-два на целый район... Нет, можно было, конечно, побежать в школу, вызвать медсестру, позвонить оттуда... Но это долго. И тогда дед (точнее, в те годы он еще не был дедом) поступил по другому: он схватил умирающего мальчика, положил его на заднее видение машины, погнал в больницу. А когда приехал, стал доставать, обнаружил, что он... умер. Шок от случившегося ошеломил его. Он вернул тело в машину, сел за руль, уткнулся в него лицом. Он страдал. Миллион картинок, как его станут арестовывать, судить, травить за эту смерть его семью, пронеслось в голове, лишили воли. ...Он медленно вырулил со стоянки, стал бесцельно кататься по городу... А потом... Он даже не помнил, как выехал город, свернул к придорожной посадке ... Трасса, всегда шумная, забитая автотранспортом, в этот час была странно пустынной, подталкивала к преступлению... Он вышел из машины, открыл багажник, достал короткую лопату. ...Земля была податливой, и он скоро откопал довольно вместительную яму. В которую и сбросил труп.
Дальше он жил. В общем-то, спокойно, почти никогда не возвращаясь к этой истории даже мысленно. И только в последние годы, когда человек начал задумываться уже о вечном, воспоминание об убитом им ребенке стали тревожить всё чаще и чаще...
На мой вопрос: что особенно его заботило в этой смерти?, старик вдруг без запинки ответил: что он зарыл мальчика еще живого... На вопрос: с чего он взял, что ребенок был еще жив?, так же быстро сказал: "Когда я его опускал в могилу, он был еще тёплым и дышал..."
Я опускаю подробности последующей нашей с ним беседы. Скажу лишь, что мне стоило немалых трудов убедить человека, что, во-первых, он даже в малейшей степени не виновен в гибели несчастного парнишки; во-вторых, что закапывал он его уже не живого, а однозначно мёртвого; что никакой живой перспективы у бедолажки с некоторых пор не существовало вовсе. Смерть мальчика случилась задолго до того того, как его сбили, и к этой трагедии ни наезд, ни старик не имели и малейшего отношения.
Всё дело в том, что на самом деле У ВСЕХ ЛЮДЕЙ СМЕРТЬ НАСТУПАЕТ МНОГО РАНЬШЕ ИХ ФАКТИЧЕСКОГО УХОДА И НИКОГДА НЕ СОВПАДАЕТ ПО ВРЕМЕНИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ ТРАГЕДИИ! Проще говоря, ребенок был уже давно мёртв прежде, чем попал под машину. Если бы его не задавил автомобиль, он всё равно живым домой больше никогда не вернулся бы: он погиб бы от любой другой причины (например, подскользнулся бы и упал на ровном месте, ударившись виском о парапет тротуара, или утонул бы в луже, или на него свалился бы и задавил рекламный щит, загрызли бы собаки, забили бы хулиганы, или он просто подавился бы куском булки или пирожка...)
И едва дед "въехал" в существо парадоксальных представлений о сущности живой и неживой природы, и успокоился, приступы удушья и болезни у его правнуков прекратились...