1) "Воспитанник", 1996.
Молодой человек устраивается в аристократичную семью гувернером к младшему сыну. И довольно скоро понимает, что его милейшие наниматели - жулики, живущие чужими подачками, а то и прямым воровством. Но от ухода его удерживает привязанность к ребенку, который оказывается практически гениальным. Я весь фильм вспоминала "Игрушку". Помимо того, что оба французские, их роднит грустная тема. Грустно, когда родная семья настолько духовно чужда ребенку, что самым близким для него оказывается дядя из ниоткуда. Кстати, не знаю, почему "Игрушка" считается комедией, я еще в детстве считала ее очень печальным фильмом, и никакие ковбойские костюмы и купания в бассейне не отвлекали от ее минорной тональности. Возвращаясь к "Воспитаннику": фильм внезапно получился нежно-пронзительным и очень человечным. А еще там играет молодой Венсан Кассель, и у него там совершенно несуразный вид, без налета брутальности, осевшего на нем в поздние годы.
2) "Поворот винта", 2009
Оказывается, экранизаций этого романа огромное количество! В разных странах и под разными названиями. И с тех пор, как вышел фильм 2009 года, появились еще как минимум две - в виде фильма и сериала.
Завязка похожа на предыдущий фильм, только с гендер-бендерным оттенком. Юная и неопытная, но энергичная дева (драматичная Мишель Докери, она же леди Мэри из "Аббатства Даунтон") знакомится с томным красавцем. Пара нежных взглядов, поглаживание по руке - и вот она уже соглашается ехать в британский Усть-Пердюйск гувернанткой к никому не нужным племянникам томного красавца. Сначала все хорошо - большой дом, чудесный сад, куча женской прислуги (все почему-то с кислыми лицами, но героиню это не волнует). Дети - девочка невероятной прелести и прозрачности, будто тающая в воздухе, и довольно неприятный мальчик. Но это мне он неприятен, а по фильму он позиционируется как красавчик и всеобщий любимчик.
Героиня начинает сходу обожать детишек, с удовольствием учит и выгуливает их, а в свободное время грезит о внезапном появлении томного красавца-дядюшки. Всем зрителям сходу понятно, что он путем примитивного обольщения решил досадную проблему бесхозных детей и забил болт на эту компанию. Но наша героиня хоть и резва, но, повторюсь, юна и неопытна. Довольно скоро идиллия прерывается хтоническим ужасом, вызванным то ли повышенной экзальтацией няни, то ли действительными, но выходящими за пределы привычной реальности чудовищными фактами. В результате "леди Мэри" сидит в сумасшедшем доме, а к ней в качестве психиатра приходит Мэттью (кто смотрел "Аббатство", тот оценит). Красивый готичный фильм, очень советую заценить и подумать, был ли мальчик. В смысле, было ли что-то, или все привиделось главной героине.