Адаптироваться к новой жизни ребятам из ДНР помогает психолог.
Реабилитационный центр имени Феодосия Печерского стал пунктом временного размещения детей-сирот из Донбасса.
Этим летом медико-социальное учреждение вряд ли вернётся в обычный режим работы. Ещё в связи с пандемией ковида здесь оказывали только услуги по реабилитации стационарно. Сейчас же часть помещений ремонтируется, а часть стала временным домом для воспитанников Амвросиевской школы-интерната №4 из ДНР – 35 детей и двоих воспитателей, которые приехали в Курск 22 февраля. Всего во всех временных пунктах размещения в нашем регионе сейчас 233 ребёнка.
– Конечно, длительный переезд – для детей стресс, – говорит врач Елена Переверзева. – Некоторые в дороге простудились, было несколько детей с ковидом, но сейчас мы победили эту напасть. Дети чувствуют себя хорошо.
Сотрудники учреждения показали условия, в которых пребывают ребята. В связи с экстренными обстоятельствами пришлось срочно перестраивать работу учреждения, однако обошлось без аврала. Руководство и сотрудники легко перестроились с работы со взрослыми на детскую аудиторию. Главные принципы – забота и желание помочь – остались.
В пункте временного размещения организовано пятиразовое питание. Школьники продолжают обучение. По утрам школьный автобус отвозит учеников в школу №1 в микрорайоне КЗТЗ. В учебной программе нет каких-то серьёзных различий, поэтому дети адаптировались быстро.
– История, биология, алгебра и геометрия – по этим предметам то же, что и у нас, – рассказывает 14-летний Вова. – Программа по русскому языку отличается.
Любимые предметы у Вовы – история и физкультура.
– В свободное время смотрим видео, – рассказывает он. – Пересмотрел здесь «Танк-34». Есть что почитать, я, например, люблю приключенческие книги. Мне здесь нравится. 15-летняя Олимпия говорит, что в Курске сначала было непривычно, открывала для себя город постепенно, в буквальном смысле – страницу за страницей.
– В свободное время люблю читать книги, особенно по истории Курского края, – рассказывает Олимпия. – Из них я узнала, что Курску скоро исполнится 1000 лет и что здесь много достопримечательностей, таких как Знаменский собор и Триумфальная арка.
Ребята, приехавшие из Донбасса, рассказывают, что нашли в Курске новых друзей, в учебном заведении их приняли хорошо. В свободное от занятий время для них проводят экскурсии, мастер-классы, дети побывали в кино и аквапарке.
– Одно время ребята даже немного устали от потока развлечений. Три мяча, играя в футбол, порвали, – с улыбкой рассказывает директор реабилитационного центра Ирина Шелест.
Спортом увлекаются многие ребята из Амвросиевской школы-интерната. Для некоторых хобби стало стилем жизни. Например, Лена – двукратный чемпион России по гиревому спорту. Легко поднимает 16-килограммовые гири.
Сотрудники санатория привезли специально для неё 8-килограммовую гирю, чтобы чемпионка имела возможность заниматься, не теряла форму. Будущее Лена хочет связать не со спортом, а с медициной.
Сестра чемпионки Марина – тоже старшеклассница и тоже серьёзно занимается спортом, показывает хорошие результаты в лёгкой атлетике.
– Здесь есть спортивная площадка, а также много других интересных занятий, – отмечает Марина.
Директор Амвросиевской школы-интерната Оксана Плотницкая отмечает, что каждый день дети заняты, приезжают в санаторий волонтёры. И, конечно, здесь спокойнее, чем на родине, где в течение восьми лет периодически повторялись обстрелы, перед их отъездом участившиеся до нескольких раз в день. Вспоминать об этом трудно.
– Здесь мы обогреты, обласканы, – говорит Оксана Плотницкая.
Психотерапевт Ирина Бельских рассказывает, что дети обращаются к ней не только как к специалисту, но и как к близкому человеку. Например, могут спросить совет по поводу причёски или как понравиться мальчику или девочке.
– Нет детей, которые не раскрылись бы, – говорит Ирина Бельских, – но кому-то для этого нужно больше времени, кому-то меньше.
Для желающих побыть в тишине открыта сенсорная комната. Разобраться в себе ребятам помогает психолог. Сегодня ужасы военных действий отошли для них на второй план и волнуют уже другие вопросы, например, куда поступать после школы.
Большинство нацелено на то, чтобы поскорее получить специальность и стать самостоятельными, поэтому выбирают средние специальные учебные заведения. Некоторые подростки мечтают затем продолжить обучение в высших учебных заведениях.
Вероника ТУТЕНКО
Фото Николая СИДОРЕНКО