Найти тему
Журнал не о платьях

"В своих кремлёвских покоях она устраивала спектакли". Наталья Алексеевна, первая женщина-драматург

Источник иллюстрации: Википедия
Источник иллюстрации: Википедия

Любимая сестра Его Величества

Царь Алексей Михайлович был человеком любознательным. Его заинтересовала европейская диковинка – театр, и он повелел немцу, пастору Грегори, поставить хоть какой спектакль. У того при кирхе была школа, и ученики играли в маленьком театрике. Пастор сочинил «трагическую комедию» по библейским мотивам и потешил государя спектаклем. Алексею Михайловичу забава понравилась, он велел соорудить «комедийную хоромину» в Кремле, и там даже умудрились поставить балет (!) об Орфее и Эвридике. Но вскоре царь скончался, и первый кремлевский театр пришел в запустение.

Осталось двое царских сироток – Петруша и Наташенька. О том, как мальчик, обреченный на безвестность, благодаря уму, энергии и силе воли стал императором Петром Великим, даже двоечники знают. А вот история Натальи Алексеевны не так известна.

Она была на год младше брата. Воспитывались дети просто – были бы здоровы, остальное приложится. Для девочки грамотность не считалась обязательной, умение шить и вышивать было на первом месте. Но как Петр стал гениальным самоучкой – чуть ли не в пятнадцать лет освоив арифметику, впоследствии сам делал чертежи для постройки корабля, так и Наталья стала учиться самостоятельно. Особенно она увлеклась историей и литературой. И стала одной из образованнейших русских женщин своего времени, в ее личной библиотеке было более двухсот томов.

В своих зарубежных поездках Петр посещал театры – в Амстердаме, Лондоне, Гамбурге.

Вернувшись, он решил завести что-то похожее в России – велел построить «Комедиальную храмину» на Красной площади.

Но не повезло с режиссерами и артистами. И тогда царевна Наталья охотно взялась за дело – та еще в семнадцать лет в своих кремлевских покоях устраивала первые спектакли. Она организовала в Преображенском театральные представления «для охотных смотрельщиков», в которых участвовали приближенные и слуги. Инсценировали жития святых, сюжеты переводных романов, приспособленные под русскую действительность, комедии Мольера.

Сама Наталья Алексеевна стала писать трагедии и комедии из жизни святых уже в Санкт-Петербурге, где создала свой театр (кстати, пускали туда бесплатно – но только «благородную» публику). Слово «комедия» вовсе не означало, что автор предлагает смешные истории. Просто в сюжет обычно вводилась комическая пара слуг – для контраста и чтобы публика не утомилась серьезными рассуждениями.

К сожалению, эти пьесы пропали после смерти царевны. Архив с рукописями попал на хранение в Санкт-Петербургскую типографию, в какой-то амбар, который часто затапливался в наводнения. И мы знаем о творчестве царевны только по воспоминаниям современников.

А вот о ее личной жизни современники не оставили ни полсловечка. Русских царевен дома Романовых в XVII веке замуж не отдавали – сначала не получалось, хотя им искали женихов, а потом их незамужнее положение стало считаться нормальным.

Понравилось? Подпишись на наш канал!

Далия Трускиновская (с) "Лилит"