Найти тему

Брюс Стерлинг. «Будущее уже началось: Что ждет каждого из нас в XXI веке»

«Мы отравили океан, мы сожгли и распахали дикие леса, мы умудрились испортить даже погоду! И все это ради современного образа жизни, не так ли?» Брюс Стерлинг

Брюс Стерлинг - американский писатель-фантаст, журналист и литературовед. Родился 14 апреля 1954 года в городке Браунсвилль (Техас), в местном университете учился с такими писателями, как Говард Уолдроп, Стив Атли, Джейк Саундерс, Том Рими, Джон Ширли, Льюис Шайнер. Свой первый рассказ Стерлинг написал в 1976 году и затем успешно совмещал журналистскую и литературную работу.

Темы, сразу заинтересовавшие писателя, помимо фантастики, связаны с компьютерной безопасностью, электронными сетями и защитой гражданских прав человека. Стерлинг получил известность именно благодаря газетным репортажам о хакерах.

Сегодня Брюс Стерлинг - автор цикла крупных и малых произведений о затяжном конфликте двух группировок, известных в будущем как «шейперы» и «механисты». Стерлинг – соавтор таких писателей, как У. Гибсон и Р. Рюкер. Совместная литературная работа Стерлинга и Гибсона способствовала тому, что такие направления, как стимпанк и киберпанк стали форвардом научной фантастики.

-2

Книга «Будущее уже началось» рассказывает нам об удивительном мире будущего. Стерлинг размышляет о том, как изменится мир в ближайшие пятьдесят лет. Взяв за основу известный монолог Шекспира,

«Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль...»

Стерлинг посвящает каждую главу своей книги одной из семи сцен в драме человеческой жизни: детству, школе, любви, войне, политике, работе и старости. Рассматривая проблему с нескольких сторон, Стерлинг делится с читателями своими остроумными и неожиданными наблюдениями по поводу роли биотехнологий, информационных сетей, армии, передовых технологий и многого другого в деле становления постчеловечества.

Он также анализирует произведения других футурологов (Кевина Келли, Лоренса Лессига и Стюарта Бранда) и знакомит читателя с политическими движениями, способными спровоцировать будущие войны. Параллельно писатель затрагивает многие животрепещущие вопросы современности, в том числе генетические исследования, глобальное потепление, биотеррор.

«Генная инженерия – это дитя XXI века. Уже сейчас, в самом начале столетия, биотех, едва выйдя на сцену, стал играть на ней ведущую роль. Он, конечно, является самой главной перспективной технологией завтрашнего дня. Под крышей XXI века теснится целая семья технологий, дружно работающих вилками за одним обеденным столом, громадный клан голодных любителей перемен, и возраст многих из них измеряется веками: печать, часы, железные дороги, электричество, радио, телевидение, воздухоплавание, атомный распад, спутники и компьютеры – и хлопот с ними не оберешься. Настоящая оргия сиблингов. Генная инженерия – это абориген завтрашнего дня, новый член этой семьи. Самый молодой, самый рискованный и, если ему удастся выжить и повзрослеть, обещает стать самым сильным. Биотех подобен младенцу Гераклу, раздвигающему стенки своей колыбели».

В понятии «постчеловек» воплотилась извечная мечта человечества об идеальном человеке. Но достижима ли она, и какой ценой?

«Постчеловек – заоблачная мечта нашей эпохи, которую она лелеет в своем горячем сердце. Постчеловек – единственная искренняя версия технологического возвышения belle epoque. Корни технологического возвышения можно проследить еще в Европе XIX века, в неожиданном прорыве готических соборов, по театральному зрелищных, конкурирующих друг с другом и выдержанных в хайтечном духе. С тех пор западная цивилизация, как только у нее появляется шанс, лакирует технологические инновации духовным трансцендентализмом. Печать становится Проповедью Слова Божьего. Электричество – Жизненной Силой. Пар – самой Энергией. Телеграф уничтожает Время. Авиация становится «распахнувшимися над миром крыльями». Автомобили становятся Покорителями дорог. Галлюциногены – Просветлением. Распад урана – Ядерным Армагеддоном. Ракеты – Завоевателями Звезд. Это стандартный метод, с помощью которого западное общество рекламирует перемены, называемые им прогрессом».

Стерлинг отмечает, что эта мечта вполне достижима, ведь существует почти бесконечное число технических способов трансформации человека. Мы можем начать с нашего кровного родства с микроскопическим миром и двигаться вверх по всем ступеням.

«Культуры эмбриональных клеток, культуры раковых клеток, человеческая плоть, лишенная прав, гражданства, бюджета и права голоса, способности чувствовать боль, испытывать счастье или неудовлетворение – парачеловеческий материал необычайной важности. Это индустриальный источник, из которого последует все остальное – постчеловеческое. Эквивалент нефти для производства пластмассы. Культуры человеческих клеток – это футуристическое консоме будущего состояния человечества».

В будущем человеческое сознание изменится, и очень сильно. Даже на такие животрепещущие темы, как жизнь и смерть, постчеловек будет реагировать совсем иначе.

«Традиционной реакцией человека на смерть является попытка справиться со злостью и отказ смириться с ней. Обычно мы, люди, воображаем, что посланы сюда высшей силой, которая заберет нас, когда придет нужное время. У постчеловека не будет ни «нужного» времени, ни смирения перед своей участью. Он, возможно, будет обладать большей властью над своей биологической жизнью, но какой ценой ему это достанется? Когда его собственная «странная, насыщенная событиями история» закончится, это будет не акт милосердия ангела скорби, а его собственный выбор».

Приятного чтения!

Марина Васильевна Резник, главный библиотекарь отдела городского абонемента