Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Depeche Mode – «Black Celebration»: мой рейтинг песен от худшей к лучшей

Оглавление

Непростая задача сегодня предстоит. Уж не думал я, что наша с вами следующая встреча в полноценном материале про любимых Depeche Mode будет окрашена в столь мрачные тона и далеко не потому, что таково настроение альбома «Black Celebration». Данный разбор выходит 1 июня, в день рождения Алана Уайлдера. День, когда Алан решил покинуть группу в 1995 году.

Настроение эры «Black Celebration» данная фотография совсем не отражает. Но хочется улыбок всё-таки.
Настроение эры «Black Celebration» данная фотография совсем не отражает. Но хочется улыбок всё-таки.

И ладно бы Уайлдер, роль которого в создании великого звука Depeche Mode, начиная с 1986 года, возросла многократно. Уже почти неделю у всех поклонников Depeche Mode продолжается «чёрное торжество» из-за неожиданного ухода из жизни Эндрю Флетчера. Будущее коллектива, и так находящегося в длинном отпуске друг от друга, теперь становится совсем туманным и неопределённым.

И пока Дэйв Гаан и Мартин Гор переживают утрату, Алан Уайлдер прощается со своим «бывшим коллегой» и принимает поздравления, нам ничего не остаётся, как в очередной раз переслушать «Black Celebration» и попытаться сделать практически невозможное – разделить этот цельный альбом, начиная от менее интересной песни и заканчивая самой интересной.

Напоминаю простую истину – рейтинг целиком и полностью субъективный и затрагивает только авторские струны души в конкретный момент времени. Поэтому прошу не обижаться, если ваша любимая песня станет для меня не такой любимой и наоборот. Начнём.

11. «Sometimes»

Впервые с момента выхода дебютного альбома Depeche Mode не поскупились на 11 песен для полноформатника. Самой заметной особенностью, не считая ещё более угнетающего настроения, стали аж целых четыре сольных (плюс два дуэтных) выхода Мартина к микрофону. Надо признать, откровенно неудачных номеров нет.

Это касается и «Sometimes», явной тёмной лошадки «Black Celebration». Песня длится чуть меньше двух минут и воспринимается больше, как классическая интерлюдия. Гор никогда не пел её на концертах.

Иронично, что старый друг Мартина, Винс Кларк, в том же самом 1986-м, подбирая название для будущего хита своего коллектива Erasure, наткнулся на альбом «Black Celebration» и выбрал именно «Sometimes». А ирония заключается в том, что «Sometimes» от Erasure достигла второго места в британском чарте синглов – так высоко не забирался ни один из хитов в карьере Depeche Mode.

10. «It Doesn't Matter Two»

У меня годами складывается весьма неоднозначное отношение к «Black Celebration» именно как к записи. Поклонники бывшие и нынешние ругают более поздние альбомы за сдержанный звук, но при этом предпочитают не замечать, что многие песни с «Black Celebration» гораздо лучше звучат на концертах.

С другой стороны, тот же «SOFAD» получает ту же критику. Следовательно, проблему надо искать во мне самом.

Тем не менее взять хотя бы продолжение милой истории о расставании из альбома «Some Great Reward». Мне очень нравится акустическая версия, хоть и редко исполнявшаяся, но зато добравшаяся до официального выпуска благодаря исполнению в Париже в 2001 году.

9. «Dressed in Black»

Ещё одна песня, которая для меня звучит лучше в позднем лайве. «Одетый в чёрное» – один из двух дуэтов Дэйва и Мартина. Но мне думается, что Гор прекрасно спел бы эту песню и в одиночку. Как это происходило в те редкие моменты, когда он вспоминал о ней.

А в принципе больше добавить мне и нечего. Группа оделась во всё чёрное во второй половине 80-х и пускай, как и практически любой текст Мартина, трактовать «Dressed in Black» чересчур буквально будет ошибкой – под настроение альбома она подходит более чем.

8. «Here Is the House»

Частенько говорю о недооценённых песнях, которые любят фанаты. В сегодняшнем разборе таковой является, пожалуй, «Here Is the House», которая у меня идёт лишь на восьмом месте. Видимо всё дело в многолетнем эффекте «переслушал–разлюбил».

Цитируя самую песню, родной дом незаметно для меня неизвестной хижиной.

Среди самых больших загадок, неразгаданных по прошествии лет, является полное игнорирование «Here Is the House» во время живых концертов. Песню в привычной альбомной аранжировке исполнили на первых двух шоу тура «Black Celebration» и после этого исключили из сетлиста, чтобы затем ненадолго вернуть в 1990-м как сольный номер Мартина. Эх, очень странно.

7. «New Dress»

Глупо спорить с тем, что Дэйв в соло исполняет на «Black Celebration» поистине великий материал, поэтому подавляющее число его песен будут ещё впереди. «Новое платье» я оцениваю ниже всех остальных исключительно из-за плотности материала, саму то песню я люблю.

Текст мы уже как-то разбирали в альбомной рецензии пару лет назад. И по прошествии лет он становится всё более актуальным, только платье Принцессы Дианы сменяют другие радужные события. Предлагаю вам не включать российские (и не только) федеральные каналы. Лучше попробовать изменить что-то в своей жизни. Неловкую точку зрения, например.

«New Dress» прозвучала живьём на всех концертах сопутствовавшего альбому тура и тихо-мирно прекратила существование в жизни группы. Может Depeche Mode в глубине души всё-таки ревновали, что любимой группой Дианы были Duran Duran?

6. «World Full of Nothing»

Почти со всеми номерами Мартина я безжалостно расправился, однако им просто не по силам побить титанов. Взять хотя бы «Мир, полный пустоты». Прелестнейшая же песня, хоть и описывает фигурально тему, которая оказалась лично мне не очень близка (первая близость).

In a world full of nothing
Though it's not love, it means something

Опять-таки, давайте здесь не задерживаться, а лучше послушать спокойно и пойти дальше.

5. «A Question of Time»

Всегда стараюсь преподнести для своих читателей какой-нибудь субъективный сюрприз. На «Black Celebration» я выбираю в этом качестве один из двух вечных концертных хитов.

Что сказать, «A Question of Time» я годами слушал в сингловом ремиксовом варианте, пару лет назад более-менее раскусил альбомный и уж тем более переслушал во всех возможных живых аранжировках. Не скажу, что она мне по итогу надоела – никогда явным лидером альбома её и не видел для себя.

Почему-то мне кажется, что не будь «Вопрос времени» выпущен синглом под занавес 1986-го – не видать ему такого количества концертного внимания. Всё-таки почти во всех турах песня фигурировала. Из сетлистов периодически убирать песню всё-таки стоило. Многое ли, например, потерял «Devotional» без неё? Вот и я думаю, что нет.

4. «A Question of Lust»

И следом за одним вопросом логично идёт вопрос другой. Моя любимая песня, исполненная Мартином в 80-х. Как минимум у неё прекраснейший припев:

It's a question of lust, it's a question of trust
It's a question of not letting what we've built up crumble to dust
It is all of these things and more
That keep us together

И да, у неё тоже есть версия, которая цепляет лично меня больше альбомной. Ремикс Флада, выпущенный на сингле – очевидный кивок в сторону будущего развития Depeche Mode.

А, и «101», разумеется. Но это всем и так хорошо известно.

3. «Black Celebration»

Тройку открывает титульная песня, задающая настрой всему альбому. Отпразднуем тот факт, что мы пережили очередной мрачный день.

Лично меня всегда занимали цитаты автора этой песни в разные годы.

1989 год, интервью по поводу выхода «101»:

«Я не особенно увлечён исполнением «Black Celebration». Не то, чтобы я устал от этой песни, но я бы предпочёл исполнить, например, «Lie to Me». К сожалению, на самом деле это не «танцевальная песня», и она не вписывалась в остальную часть шоу».

2003 год, переиздание «101»:

«Исполнение «Black Celebration» не было в приоритете группы, во всяком случае для меня и Алана. Это всегда было сложно, бэк-вокал в конце этой песни, пытаться держать в гармонии со всем остальным, что происходило».

И тут мы вспоминаем, что «Lie to Me» исполнялась только в 1984 году, а «Black Celebration» дожила аж до «Global Spirit Tour». Мартин Гор никогда не лукавит.

2. «Stripped»

Выбор победителя может тоже показаться неоднозначным. Но позвольте для начала объяснить, почему великая «Stripped» только на втором месте. Дело в её затруднительном принятии. Представляете, сначала я долгое время ценил исключительно кавер-версию небезызвестных Rammstein. Какой-то период образцовым мне казался кавер группы Scooter. И только в последние лет 5, наверное, я пришёл к пониманию всего величия оригинальной версии.

Не в последнюю очередь этому поспособствовал, само собой, всё тот же самый концерт в Пасадене, возвестивший окончательный триумф Depeche Mode в 80-х. Дэйв отдал себя исполнению этой песни на все 100%, так что любая дама определённо была бы готова открыть ему свою душу.

Через несколько лет у «Stripped» есть все шансы занять первую строчку, но пока что и второе место тоже считаю достижением.

1. «Fly on the Windscreen»

А на первом месте, как вы уже догадались, несостоявшийся сингл 1985 года. Сейчас это больше похоже на какой-то пранк, каким вообще образом можно было выбрать «It's Called a Heart» вместо «Мухи на стекле» в качестве стороны А. Но таковыми были Depeche Mode до выхода «Black Celebration» – группой, которая свои решениями ещё в полной мере не заведовала.

Вообще эта ситуация подала мне идею одной подборки. Бывали ли когда-нибудь случаи, когда песню выпускали на би-сайде сингла, а затем перезаписывали для совсем другого альбома? Наверняка бывали. Но с этим мы разберёмся как-нибудь в другой раз. Хорошо развивается идея предыдущего моего лидера «Blasphemous Rumours».

А пока что «Fly on the Windscreen» для меня – очевидное первое место в рейтинге песен с «Black Celebration». И помните:

Death is everywhere

Послушать весь альбом можно ниже:

Жду ваши собственные рейтинги песен альбома «Black Celebration» в комментариях. Как всегда – обратная связь поможет понять, имеет ли смысл продолжать подобные серии материалов.

Мои статьи по данной пластинке:

А ещё можно подписаться на мой активный Телеграм-канал.