В Сочи состоялось открытие форума недвижимости «Движение». Перед полуторатысячной аудиторией выступили представители девелоперских компаний и банков. Спикеры соревновались в литературном мастерстве: каждый представил аргументы в пользу того, что в строительной сфере все хорошо, и ряд выразительных метафор.
Я уже забыла, как красив город Сочи, а точнее, Красная поляна – так давно тут не была. Солнце светит ярким заревом, освещая все вокруг и поджаривая участников форума «Движение». Почему-то многие из них выбрали в качестве одежды костюмы с пиджаками – наверное, решили, что так будет солиднее – а сочинская жара пробирает до костей. Хотя на верхушках гор все еще лежит снег, создавая изумительные виды, от которых захватывает дух.
«Черный лебедь», «пухляк» и «отвесный склон»
В огромном концертном зале комплекса «Роза-холл» практически все места заняты. Участники находятся в приподнятом настроении, аплодисментами и восторженными выкриками встречая начало форума. Сочинская духота туманит разум и путает мысли – кондиционеры не справляются.
«Иногда мы ослабляем хватку, но потом приходит «черный лебедь» и меняет все», – звучит из мощных колонок мужской голос. Похоже, это выражение стало очередной метафорой, которая прижилась в девелоперских кругах. Сначала «человейники», а теперь вот лебедь. Черный. Как объясняла на одном из мероприятий Валерия Мозганова, руководитель отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM, данная метафора означает какое-то событие, которое невозможно предсказать, но которое в корне меняет ход событий.
Вот спикеры и собрались на целых четыре дня для того, чтобы обсудить, как бороться с этим черным лебедем. А их у нас за последние несколько лет прилетело целых два: пандемия и военная операция. Правда, можно ли назвать так последнюю, точно не скажешь: для кого-то, может, это и оказалось непредсказуемым обстоятельством, но мы прекрасно знаем, что не для всех.
«Все, что происходит в горах, остается в горах», – раздается голос.
На сцену выходит Илья Пискулин, CEO компании DeVision. В далеком 2019 году, по его словам, форум создавался, как местечковое мероприятие на 100 человек. И это вылилось в то «грандиозное» событие, которое мы имеет счастье наблюдать сейчас: 1500 участников, 68 городов и 300 компаний.
«В сноубординге есть такое понятие – пухляк. Это когда выпадает свежий снег. По такому ты едешь, и все получается. Вот, представьте, что все это время мы катились по пухляку. А сейчас снег растаял», – поспешил обрадовать своих зрителей Илья. Не знаю, почему основатель DeVision решил, что «пухляк» для сноубордистов такое уж желанное удовольствие. Но интересно не это – красивых метафор на этом и других форумах будет еще достаточно – по словам Пискулина, когда с пухляка мы вдруг выехали на скользкую трассу, взяли да и переложили, негодяи, всю ответственность на органы власти.
«Стасишин и Хуснуллин были главными маркетологами строительства в этом году, – заявил Илья. – И я хочу, чтобы на этом форуме мы перестали перекладывать обязанности на государство. Во многих сферах бизнеса господдержки нет вообще. А у нас есть, и мы должны этому быть благодарны». Я говорила, что метафоры еще не закончились? Ловите еще одну: «Склон был отвесный».
Марат Шакирзянович Хуснуллин, как и ожидалось, приехать не смог. В чем я и не сомневалась. Но кроме того, что зампред даже не встретился с участниками «онлайн», он записал обращение… письменное. Которое зачитал со сцены Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимость», который сегодня то ли ведущий, то ли модератор, то ли два в одном. Читал он не долго, потому что сообщение было короткое. И довольно-таки бессмысленное: здравствуйте, участники форума, поздравляю.
Первая часть первого дня сочинского форума был посвящен банкам. Мы же все помним, что банки правят миром? И обстоятельства не дают нам об этом забывать. А еще не дают забывать о том, кто в доме хозяин, а именно: Сбербанк и ВТБ. Хоть Илья Пискулин и клянется в том, что за «Движением» не стоят ни та, ни другая финансовые организации.
ВТБ торжественно представляет Евгений Дячкин, вице-президент, заместитель руководителя департамента розничного бизнеса компании. По словам спикера, когда случился кризис, ВТБ потерял около 100 миллиардов рублей. Клиенты же оказались в ступоре: они хлынули в отделения, чтобы найти ответы на самые волнующие вопросы: так что же происходит, и что нам всем делать? А главное: как вы, обладатели и хранители наших денег, можете нам в данной ситуации помочь?
Как в тот момент ВТБ реализовывал различные меры поддержки (так же, как и другие банки – я подозреваю). Однако по словам спикера, выдавали они тогда кредиты по ставке практически в два раза ниже, чем другие. Ну, этот факт можно перепроверить. «Что делают морские судна в шторм? Лодки стоят у причала, парусники боязливо выходят в море, а современные корабли спокойно идут вперед», – поделился Дячкин своим метафорическим видением ситуации.
С ипотекой все в порядке
Со ипотекой, по словам Евгения, все окей, как бы девелоперы и специалисты строительной сферы о ней не пеклись. Хотя, может, с ней как раз-таки потому и все в порядке – потому что о родимой пекутся. В целом строительная сфера очень хорошо поддерживается государством. Например, рынок первичной ипотеки растет на 30 процентов каждый год.
«Мы с вами не много прикладывали усилий, за нас с вами нашу работу делали клиенты, приезжая в офисы и покупая недвижимость», – отметил эксперт.
В кризис все сильно перепугались. И, конечно же, взялись за то, чтобы «стабилизировать отрасль, от которой зависит социальное благополучие россиян». И в мае был принят пакет мер со стороны правительства РФ. Главными мерами, по словам вице-президента ВТБ, принятыми в связи с кризисом были: господдержка; субсидирование проектной ставки по проектному финансированию; продление сроков действующих разрешений на строительство, истекающих до 1 августа автоматически на один год; упрощение процедуры технологического присоединения к инженерным сетям.
Судя по графикам, предоставленным спикером, россияне стоят перед выбором: вложить свои кровные в квартиру или же закинуть их на вклад в банке. Какая представителю банка разница, какой вариант инвестиций выберет потребитель? Вероятно, ипотека приносит ощутимый доход банкам, или же последние таким образом хотят умаслить девелоперов. А может, я чего-то не понимаю. Во всяком случае, заключил эксперт, если застройщики и банки будут нормально сотрудничать, то люди будут вкладывать деньги не только в финансовые институты, но и в недвижимость – тем самым, улучшая свои жилищные условия.
Вячеслав Дусалеев, генеральный директор экосистемы недвижимости «Метр квадратный» «Жилищной экосистемы» ВТБ, начал свое выступление с анекдота о биржевом брокере, выпрыгнувшем из окна 75-го этажа на Уолл Стрит, который после удара о землю подпрыгнул на 10 метров, чем немного отыграл свое утреннее падение. Шутку никто в зале не оценил. Однако Вячеслав не стал отчаиваться и спокойно продолжил свое выступление. Стальные у спикера… нервы. «Есть, куда расти», – это он про количество квадратных метров на человека. В Китае, например, их 40 (и это страна с населением почти что в полтора миллиарда человек!), а вот у нас – всего 27. Кроме того, и с самой недвижимостью у нас все ни шатко ни валко: 44 процента многоквартирных домов в России старше 50 лет. И их нужно реновировать.
Иран, Россия и пятый кризис
Почему случился дефолт 1998 года? Тогда импорт был очень дешевый, и проходила политика дешевого рубля. Ничего российского не было. Тогда и произошел дефолт. А что строительный рынок? Мы очистили рынок, пошло первое импортозамещение. Удивительно, но по словам Дусалеева, из-за рубежа мы сейчас завозим не так-то много. Это, может быть, сложные комплектующие какие-то или, например, те самые высокоскоростные лифты.
Мировой кризис 2008 года разразился из-за банкротства больших застройщиков, у которых был большой процент заемного финансирования.
«Тогда это еще не называлось заемным финансированием с эскроу, – отметил спикер. – Сейчас, по прошествии многих кризисов, мы видим, что у нас нет обманутых дольщиков и заемщиков». Во время валютного кризиса 2014 года цены на достаточно долгий промежуток времени стабилизировались и не росли. «Это подтолкнуло нас вести стратегию инновационной эффективности». Кризисы периодически возникают, но каждый раз ситуация стабилизируется. Многие диспропорции рынка сглажены прошлыми потрясениями.
«Цены на недвижку растут и будут расти!» – радостно восклицает Дусалеев. – Но главное – потребность в новом жилье у людей есть всегда! И она не уменьшается».
Новая реальность – пятый кризис
Если честно, с самого начала чудесных речей о спасении строительной сферы государством я не могла понять, неужели спикеры действительно говорят то, что думают. Однако тут, кажется, осознание пришло: мы просто ровняемся на Иран. «Мы отправили разведчиков в Иран, чтобы увидеть, как они живут», и вот результаты: за сорок лет санкций в бывшей Персии круто вырос ВВП, а люди живут неплохо. Вот, например, средняя зарплата по стране составляет 400-50 долларов. В недвижимости у них два бенефициара: фондовый рынок и недвижимость. И совсем нет крупных застройщиков, потому и недвижимости почти не возводится. Господдержка по ипотеке есть, однако первоначальный взнос слишком большой – 50 процентов. В общем, у нас вообще все хорошо. Наша строительная отрасль не только пережила кризис, но и поддержала металлургические компании и банки.
Итак, на посошок: был проведен опрос о том, что помогает девелоперам противостоять снижению спроса и инфляции. В первых рядах: оптимистичный настрой, индивидуальный подход к каждому клиенту и ежедневный мониторинг цен и ценообразование.
«Не надо бояться и останавливаться, – заключил Дусалеев. – Вам обязательно все помогут. Подставьте локоть и двигайтесь вперед».
Автор: Виктория Орлова
© «Центр Градостроительного Развития» (CUD.NEWS)