- Здорово, Стёп.
- И тебе не кашлять. Закуришь?
- За тем и пришёл. Вчера сигареты куда-то сунул... Сколь не искал, не нашёл. Свою пытал: говорит, не брала. А курить охота, аж всё нутро скрутило. Вот зараза, чтоб её.
- Явление, Мить, знакомое...можешь не продолжать. Не зря говорят: вредная привычка. Оттого и бросить трудно. Некоторые легко могут, а другие ни в какую... Держи. Но у меня только самосад.
- Да я знаю, Стёп. Кстати, гораздо лучше магазинных.
- Лучше не лучше - другого ничего нет. Держи бумагу. Книжная. Мягонькая. Из газет, говорят, самокрутки делать нежелательно: краска больно вредная.
- Книжку-то, поди, жалко на курево пускать?
- Может и жалко. У меня их на подловке - цельный угол завален. Сын когда-то собирал-покупал, а когда в город перебрался, то свалил все книжки на подловку. Матрасик рядышком приспособил. Когда приезжает в гости, то отдыхает на нём да книжки читает. А последне время и я повадился полежать на матрасике-то и...
- Неужто и книжки читаешь? Сроду бы не подумал. Ты что, Стёп, и буквы помнишь?
- А как же? Ещё как помню. Читаю я, правда, совсем немного. Только книжку возьму, прочитаю несколько строк и уже сплю до тех пор пока моя не разбудит. Ругается - дом, говорит, спалишь. Но я на подловке никогда цигарку в рот не беру: сено же кругом. Как можно?
- Ну да. А эту зачем порвал?
- Бумага кончилась. Ладно, думаю, самую маленькую возьму, поди, никто не заметит. А книжка-то, Мить, оказалась оооченно любопытной.
- Да ну! Чем же это она могла тебя заинтересовать? Для меня это удивительно. Ты ж за всю учёбу от силы одну книжку осилил под названием..."Колобок".
- Что было, Мить, то было. Читатель из меня был...да... Оправдываться не стану.
- Ну и что за книга?
- Книга оччень старая...тридцать восьмого года...ну...тысяча девятьсот тридцать восьмого года. Понял?
- Ух ты! Раритет - ёжки-матрёшки! И как называется?
- "Второе путешествие Беринга". Вот так. Знаешь такого?
- Знаю. В школе проходили.
- Ты, Мить, может и проходил, а я пробежал галопом. Если бы не эта книжка, то и не знал бы. А сколь их таких неизвестных для таких неучей, как я? Э-хе-хе...
- Это ты, Стёпа, верно сказал. Так и есть... Чем тебя книжка-то зацепила?
- Интересные вещи для меня открылись, а особенно один факт. Запоминай, пригодиться может.
- Ну и?
- Когда Беринг со своими товарищами добрался до Урала... Шли-то по земле. По Ледовитому океану ходу не было. Так вот. Добрались, значит, до Урала и остановились на отдых у местных а...а...чёрт...
- Аборигенов.
- Ну да, абригенов...фу ты...не выговоришь. Как говоришь?
- А-бо-ри-ге-нов!
- Абори-генов. Вот. А у тех аборигенов свой необычный образ жизни. Спиртного они не знали, а повеселиться в праздники хотелось. Так они придумали чем заменить спиртные напитки.
- Ишь ты. Вот те и аборигены! Ну? И что же это было?
- Аааа!.. Вот и загадка. А придумали они очень простой способ заменить водку да вина. Собирали мухоморы, сушили их, сворачивали в трубочку, а когда наступал какой-то праздник, они глотали трубочки из мухомора и, как говорит нонешняя молодёжь, оттягивались по полной. Сутки веселились, плясали, пели и бог знает ещё чего, а потом трое суток валялись без памяти, и никакого похмелья, только дурь одна. Вот так, Мить.
- Дури у нас, Стёпа, после бражки да самогона тоже хватает.
- Ха-ха-хааа! Эт точно! Но я, Мить, подумал и решил, что и мне этот опыт совсем не помешает.
- Ты что, Стёп, сдурел что ль?
- Почему сразу - сдурел? Я уже набрал десятка два, на нитку нанизал, повесил для проветривания и сушки. С нетерпением жду эк...экксперимента. Вот так.
- Да...да ты, Стёпа, соображаешь чего делаешь!? Дуба ведь дашь!
- Аборигены все живы оставались, и я выживу: ничего мне не сделается. Я же буду понемногу употреблять. Отгрызу кусочек... и хватит. А дальше...дальше, как говорится, согласно результатам...тов... Ещё сам попросишь.
- Ты меня, Стёпа, конечно, извини, но ты и так не больно головаст...в смысле... не в своём уме, а после мухоморов... Смотри...до дурдома недалеко!
- Чур тебя! Придумал тоже...дурдом. Ты сам-то по пьяне дурнее паровоза!
- Ну-ну-нууу... Пьяный - это пьяный! Пьяный проспится, а дурак никогда. Понял?
- Это ещё посмотрим, кто из нас дурней... Придёшь ко мне бражки хлебнуть, а я в неё разведённого мухомора добавлю. Вот ты и закуролесишь! Ха-ха-хааа!!
- Стёп...да...да ты!..
- Напужался? Да что я, Мить, нелюдь что ли? Я же просто рассказываю тебе, что написано в книжке.
- Ну, Стёпа...
- А вот ещё... Когда Беринг со товарищи добрался до Камчатки, то ещё раз был удивлён образом жизни местного населения. Название у них никак не запомню...
- Камчадалы.
- Во... Всё-то ты, Мить, знаешь, только в нужник не просишься...грамотей, матть твою.
- Ну и?
- Кам...чадалы эти ловили рыбу и бросали в яму, чтоб она хорошенько протухла... Не пробовал, Мить, хорошо протухшую рыбу?
- Ты, Стёп, дурак что ль?
- Вот и я говорю... Ну и мухоморов тоже набирали да сушили. А в праздник в больших колодах перемешивали тухлую рыбу с мухоморами, заливали водой и нагревали с помощью горячих камней. Потом эту массу хорошенько перемешивали, превращая чёрт те во что, и кружками пили, смакуя эту мерзость. Вкуснотиища! Камчадальский деликатес, чтоб их, извращенцев. Ничего не поделаешь. У каждого свои предпочтения. Для обычного человека - сам понимаешь... В радиусе нескольких вёрст от места гуляния стояла такая вонь, не приведи Господь! Дышать нечем!..
- Вот и у тебя, Стёпа, так будет, если не одумаешься.
- Дааа... Ты, Мить, прав, как всегда. Давай-ка, мы с тобой последнюю страницу искурим к чертям собачьим, чтоб не соблазняться всякой ерундой... Мы с тобой лучше бражульки вмажем, пока старуха в магазин за хлебом "укатит".
- Я, Стёп, "за"...и за то и за это... А ведь забавно, а?
- А я чего говорю...
© Copyright: Александр Васин 4, 2022
Свидетельство о публикации №122053001386