«Венецианские близнецы» Опубликовано 02 октября 2008 года.
Не мудрствуя лукаво, 232-й театральный сезон Калужский драмтеатр решил открыть комедией - «Венецианские близнецы» Карло Гольдони в постановке ярославского режиссера Анатолия Бейрака. Малоизвестная пьеса Гольдони, написанная в 40-х годах восемнадцатого столетия специально для одного из актеров театра, где в то время трудился итальянский драматург, ничем особенным не отличается от всего, что вышло из-под пера реформатора комедии дель арте.
Комедия, господа!
Формальные особенности его драматургии соблюдены здесь полностью. Комедия начинается без всякой подготовки. На авансцене выстраиваются в рядок персонажи, и доктор Баландзони, адвокат (заслуженный артист РФ Михаил Кузнецов), читает брачный контракт. Персонажи Гольдони с первой реплики говорят только им свойственным языком. Гольдони никогда не идет на обман ради занимательной интриги. Характеры декларируются как бы наперед. После череды розыгрышей, нелепостей, превращений и интриг происходит развязка. Здесь, как обычно, на сцене собираются все персонажи. Под занавес Гольдони составляет «букет» из осмеянных характеров и преподносит его зрителю, дескать, нате, любуйтесь и мотайте себе на ус!
Слывущий реформатором Гольдони, по общему мнению, вывел на подмостки характеры, сняв традиционные маски. Да, в то время, в эпоху просвещения, это был громадный шаг.
Вытаскивать же на сцену сегодня драматургические новации доисторических времен только лишь ради того, чтобы их показать, на наш взгляд, просто бессмысленно. Зачем? Чтобы зритель, уставший от работы, посидел и посмеялся над театральностью театральных интриг? Над переписанными тысячи раз перипетиями сюжета? Может быть, это и нужно для снятия стресса сегодняшней сумасшедшей жизни. Но ни уму ни сердцу такое времяпровождение радости не приносит.
Легко поставленный режиссером, легко сыгранный актерами спектакль смотрится, без сомнений, легко. И, конечно же, сравнивать его с нынешним комедийным ТВ-мылом нельзя. Анатолий Бейрак поставил достаточно хорошо сбитый римейк самого себя.
«Венецианские близнецы» до Калуги с успехом шли на ярославской сцене. То же самое, скорее всего, произойдет и у нас. Спектакль, что называется, кассовый. Комедия положений - почти всегда беспроигрышный вариант. Нужно очень постараться, чтобы испортить её.
Что же касается актерских работ, то бриллиантов в клоунской корзине нами замечено не было. Все предсказуемо согласно программке спектакля. Ровен и профессионален заслуженный артист РФ Сергей Корнюшин в роли Панкрацио, экспрессивен и словоохотлив Игорь Кумицкий, Арлекин. Правда, навязчивое желание потрогать разными предметами свою пятую точку им немного педалировано, но забавно.
Среди всех актеров, занятых в спектакле, своей непосредственностью, живостью и озорством выделяется Елизавета Лапина. Её Коломбина буквально купается с огромным удовольствием и в тексте, и в веселой неразберихе фабулы пьесы.
Владимир АНДРЕЕВ.
Фото из открытых источников.