В комментариях к предыдущей моей статье на тему образования в нашей стране один товарищ обвинил меня в том, что я всё, о чём я написал, является всего лишь моими собственными фантазиями. Поэтому продолжу «фантазировать», но уже более подробно.
Пусть в меня кинет камень тот, у кого ребенок с радостью просыпается каждый день в школу, с огромным удовольствием ходит в неё и обожает все предметы без исключения. Естественно, я не имею ввиду первоклашек.
Вспоминая своё детство и наблюдая за детьми и внуками, как своими, так и своих знакомых, могу с уверенностью сказать, что учится в школе с искренним интересом к преподаваемым в ней предметам - далеко не большинство учеников.
Идя в первых класс, практически каждый горит желанием учиться, но, столкнувшись с реальностью, у кого-то огонь этого желания сильно ослабевает уже к окончанию первого класса, кто то выдерживает до третьего-четвертого, но после пятого-шестого класса уже нет практически ни одного ребенка, который бы ходил в школу не через силу.
Естественно, одна из причин – это то, что все они дети и им в этом возрасте хочется больше движения и развлечений, а не многочасовых сидений за партой. К тому же, многих из них в семье к дисциплине никогда не приучали, а сейчас их пытаются заставить жить по новым правилам.
Вторая причина, о которой я регулярно пишу – это индивидуальность каждого конкретного ребенка. Не все, в силу своего ума, характера, физических способностей могут стать одинаково хорошими математиками, физиками, химиками или даже спортсменами. Но школа заставляет всех учиться по одной для всех программе. И это автоматически портит общее отношение к учёбе, не смотря на успехи в какой-то одной дисциплине.
Не всем детям удаётся успешно социально адаптироваться к школьному окружению. И это нельзя однозначно ставить в вину самому ребенку или учителям – характер и мировосприятие у всех людей разные, особенно у детей. Конечно, школа помогает ребенку социализироваться, но только если это происходит не через колено. А когда на школьника морально давят и одноклассники, и педагоги – это ещё и на психике отражается не очень хорошо.
Даже те дети, которых называют ботанами, далеко не всегда сами такие «заинтересованные» в учёбе. Если копнуть – окажется, что они такие старательные не по собственной воле, а под мощнейшим родительским прессом. Хотя такие родители, естественно, всем говорят – какой у них замечательный ребенок и он сам обожает абсолютно все предметы.
На самом деле, всегда есть дети, которые больше тянутся к точным наукам, есть те, которым интересна история или литература, многие кроме уроков физкультуры вообще ничего не любят. Но всем им приходится изучать и многое из того, что они с радостью забудут как страшный сон, закончив школу.
Сам я, несмотря на то, что предпочитал арифметику, физику и уроки труда – вынужден был изучать и русский язык, и литературу, и историю, и географию, и многие другие предметы. Сейчас же прекрасно осознаю, что именно преподавателям нелюбимых мне предметов я благодарен больше всего, потому что, если бы они не приложили необходимые усилия – я не знал бы где находятся многие страны мира, не говоря уже про их столицы, не умел бы писать даже простые тексты без грубейших ошибок, не знал бы самых важных дат из истории родной страны и людей, которым Россия обязана своим существованием. А сейчас это, увы, считается нормальным.
Да, я не любил учить стихотворения и таблицу умножения, но именно это с детских лет развивало нашу память и позволяет мне до сих пор с лёгкостью без калькулятора считать, покупая что-то в магазине. Сейчас же, молодых людей особо не напрягает потребность что-либо делать с использованием собственных мозгов – они практически во всём полагаются на гаджеты. Кто-то скажет, что это правильно – нечего засорять себе лишней информацией голову, но проблема-то как раз в том, что в эти пустые головы с радостью валится другая, далеко не всегда полезная, а иногда и наоборот – очень вредная и даже разрушительная информация. И всё это происходит потому, что полезную информацию до этого им туда никто не заложил. Это касается не только школы, но и родителей.
В советское время родители с уважением относились к преподавателям и старались им помогать в образовательном процессе. Сейчас же, авторитет учителя, нередко, вообще ничего не значит для отдельных родителей. И их откровенно хамское отношение к преподавателю, особенно на глазах у ребенка, даёт соответствующий результат. Нет – я не защищаю учителей, потому что прекрасно знаю, что и среди них есть «уникальные» кадры, и уровень подготовки отдельных «педагогов» на порядок ниже, чем у некоторых родителей, не имеющего вообще никакого педагогического образования. И это как раз ещё раз подтверждает мои слова о том, что сегодняшнее образование деградирует, причём с самого верха, включая соответствующее министерство.
Но самое печальное, что многие современные молодые люди даже не стесняются быть умственно отсталыми. А зачем им стараться быть умными, если многие их кумиры, которыми они восхищаются – откровенно малообразованные, но при этом очень даже богатые граждане? Получается, что чем ты будешь тупее – тем больше шансов у тебя стать известным и, соответственно, обеспеченным человеком. Зачем учить русский язык и историю, тем более математику, если ты собрался стать блогером? Даже если ты очень хорошо шаришь в информатике и выигрываешь соответствующие олимпиады и соревнования – зачем тебе уметь говорить правильно, писать грамотно, знать историю и читать «какую-то там» литературу?
Опять же скажу про себя. Я очень не любил в школе читать классику, но именно принудительное изучение отдельных произведений помогает мне до сих пор в общении с умными людьми. Как я пришёл к тому, что самостоятельно прочитал ещё в школьном возрасте «12 стульев» и «Золотого телёнка»? Потому что в обществе, где люди, смеясь, наслаждались цитатами из этих произведений, я чувствовал себя откровенно отсталым. И когда я познакомился с этими шедеврами – понял, что есть ещё много в жизни вещей, которым нужно учиться и которыми не стоит пренебрегать. Как вы думаете - кто из нынешней молодёжи вообще знает о существовании подобных произведений? Конечно, сейчас кто-то стразу же начнёт говорить, что сейчас другие времена и другая эпоха. А что вы из нынешней эпохи можете достойного предложить молодёжи, кроме различных фэнтези и многочисленных женских детективов?
То же самое касается и кино. Практически все комедии Гайдая, Рязанова и других комедийных режиссеров советских времён стали бессмертными, благодаря многочисленным цитатам, которые и по сей день в ходу. Другое дело, что многие эти фразы нынешнее поколение использует, даже не зная их изначального смысла. Соответственно, нередки случаи, когда они выглядят достаточно глупо среди людей, которые понимают о чем на самом деле идет речь.
А вот современные комедии, зачастую настолько пусты и бессмысленны, что в голове после их просмотра не только ничего не остаётся, но иногда становится ещё более просторно. Хотя, возможно, в этом и есть их глубокий смысл – опустошение и без того не перегруженных интеллектом мозгов.
Вы спросите – при чём тут литература и кино? А потому, что всё это тоже, в итоге, влияет на воспитание и формирование человека. Это, на мой взгляд, своеобразное внеклассное образование. Также как и общение с умными людьми. Скажу честно - в последних классах начальной школы мне уже было не интересно общаться со сверстниками, т.к. у них научиться было абсолютно нечему, и поэтому я стал вращаться в обществе людей, которые были старше меня, умнее меня и интереснее меня. Такой вот способ самообразования выбрал я в тот период и нисколько об этом не жалею. Потому что уже к окончанию школы чётко понимал – чего хочу, а чего не хочу. И даже несмотря на хороший аттестат, не торопился, как это делали многие, в институт. Уже тогда я понимал, что в ВУЗ нужно поступать не потому что «так надо», а для того, чтобы получить действительно нужное тебе, а не твоим родителям, образование. Кстати, многие получившие высшее образование под давлением своих родителей, никогда им так и не воспользовались.
Я это всё к чему? Современное образование, к сожалению, оставляет желать лучшего. И его необходимо кардинально менять. Но для того, чтобы это начать, нужно понимать – чего мы в итоге хотим. Если мы хотим получить умных, разностороннее развитых и полноценных людей – для этого придётся приложить много усилий. И государству, и преподавателям, и родителям, и самим детям. Выпадение из этой цепочки хоть одного звена – делает все усилия по формированию достойного гражданина нашей страны бессмысленными.
А главное – хватит уже смотреть на «цивилизованные» страны. Ничего хорошего, включая образование, Запад нам не дал и дать не сможет – это чуждая нам цивилизация с извращенными ценностями. Возможно, чему-то стоит поучиться на Востоке. И уж точно стоит всё самое полезное взять из советского образования, которое дало не только нашей стране, но и всему миру огромное количество по настоящему великих людей
#россия #общество #образование #воспитание #учителя #родители