Найти тему
Книгу в Руки

«Анна Каренина» Лев Толстой . К прочтению обязательно (Часть 1)

Признанный многими величайшим романом в мире, «Анна Каренина» представляет обширную панораму современной жизни в России и человечества в целом. В нем Толстой использует свое сильное воображение, чтобы создать некоторых из самых запоминающихся персонажей в литературе. Анна — утонченная женщина, которая отказывается от своего пустого существования жены Каренина и обращается к графу Вронскому, чтобы реализовать свою страстную натуру — с трагическими последствиями. Левин — отражение самого Толстого, часто выражающее собственные взгляды и убеждения автора.


Повсюду Толстой не указывает на мораль, а просто предлагает нам не судить, а наблюдать. Как комментирует Розмари Эдмондс: «Он оставляет меняющиеся узоры калейдоскопа, чтобы донести до сознания значение задумчивых слов, следующих за заголовком: «Мне отмщение, и Я воздам». МОИ МЫСЛИ:

1918 год, Венгрия: «Анна Каренина» (реж. Мартон Гараш)
1918 год, Венгрия: «Анна Каренина» (реж. Мартон Гараш)

Первое, что вы можете заметить, если остановитесь, чтобы подсчитать их все, это то, что в ней около 230 глав. Не позволяйте этому оттолкнуть вас, потому что все они довольно короткие и их легко пройти. Это может быть мясистая книга, но она не тяжелая. Все персонажи настолько родственны и многогранны, что я мог бы легко растянуть этот обзор на несколько страниц, но подумал, что на этот раз мне лучше сосредоточиться в основном на Анне. Другие персонажи обязательно получат свою очередь. (Особенно Левин, мой любимый.)

Анна начинается как женщина, у которой есть все для нее. Невероятная красота, дружелюбное отношение, переполненное весельем и жизнью, очень уважаемый муж и милый 8-летний сын. У нее также есть умение вести светскую беседу, благодаря которой тот, с кем она разговаривает, чувствует себя особенным. Когда кажется, что брак ее брата Степана рушится, он обращается к ней, чтобы уладить отношения со своей женой Долли.

«Любовь», 1927 год реж. (Эдмунд Гулдинг)
«Любовь», 1927 год реж. (Эдмунд Гулдинг)

Потом счастливая Анна встречает во время своего визита графа Алексея Вронского, и вдруг всего, что у нее есть, уже недостаточно. Практически за одну ночь ее муж становится отвратительной занудой, а ее светская жизнь утомительна и фальшива. Все, о чем она может думать, это этот великолепный мужчина, который преследует ее и очаровывает ее. (Конечно, эти люди и вещи на самом деле совсем не изменились. Это просто ее отношение к ним.)

Я думаю, что есть два основных способа, которыми читатели могут подойти к этому роману, в зависимости от того, как их поражает главный герой. 1) Анна — честная женщина, которая отказывается жить во лжи. Она понимает, что жизнь слишком коротка, чтобы не сделать отчаянную попытку добиться личного удовлетворения и радости. У нее хватает смелости отвергнуть фальшь и искусственность, давящие на нее со всех сторон, и выступить за настоящую любовь, даже несмотря на то, что общество избегает ее и заклеймило за это аморальную женщину. 2) Анна – эгоистичная бунтарка, навлекающая на себя беду и горе на близких, все потому, что отворачивается от хорошего в своей жизни, не видя его как такового. По сути, она бросает своего мужа, потому что появляется кто-то более горячий. Она требует свободы и принятия, не считаясь с претензиями тех, кто в процессе становится несчастным.

1935 год, США: «Анна Каренина» (реж. Кларенс Браун)
1935 год, США: «Анна Каренина» (реж. Кларенс Браун)

Читатели на этих противоположных сторонах могли бы также читать разные романы друг от друга. Многие из нас понимают обе точки зрения и находятся где-то посередине. Мне было интересно посмотреть, как Толстой воспримет последствия решения Анны оставить мужа и сына. Для меня его история показывает, что попытка снести бульдозерами каждое препятствие на пути ваших желаний создает свои собственные проблемы. Когда вы пытаетесь спланировать свою идеальную жизнь, нарушая установленные «правила» и расстраивая других, возникают всевозможные непредвиденные проблемы.

Поклонники Анны могли бы объяснить ее сползание в паранойю тем, что обвиняли в обращении с ней общество. Она пожертвовала своим сыном и своим добрым именем. Вронский был всем, что у нее осталось, так что, естественно, она отчаянно цеплялась за него. Но ее критики могут возразить, что в этом есть нечто большее. Я предполагаю, что Анну может преследовать скрытый страх перед какой-то кармой или возмездием. В глубине души она не может избавиться от ощущения, что сделала грязное дело со своим мужем и сыном, поэтому чувство вины и стыда держит ее в напряжении и утомляет. Поскольку она бросила тех, кто ей дорог больше всего, она с большей вероятностью будет обращать внимание на признаки подобного поведения у других.

1948 год, Великобритания: «Анна Каренина» (реж. Жюльен Дювивье)
1948 год, Великобритания: «Анна Каренина» (реж. Жюльен Дювивье)

Особенно Вронский, который, так сказать, был ее соучастником. Он оставил Китти, свою бывшую любовь, чтобы преследовать Анну, так что же помешает ему повторить выступление? Анна знает, что он без колебаний преследовал ее, поэтому, как бы хорошо он к ней ни относился, она не может поколебать своего представления о нем как о человеке, которому она не может доверять. Легко понять, почему его личная история всегда в центре внимания Анны.

В ход шла всякая негативная психология. И Анна, и Вронский ходят с позицией: «Посмотри, на что я ради тебя отдал». Это оказывает своего рода «ты мне должен», давление, которое не является лучшим связующим звеном для отношений. Я не был поклонником Вронского с самого начала, за то, что он ввалился, чтобы разрушить семью, только потому, что он влюбился в замужнюю женщину. Он смотрит на Каренина, ее мужа, как на свинью или собаку, загрязняющих воду, которой он хотел наслаждаться! Ну, кто бы мог подумать, что получение именно того, что он хотел, обернется, чтобы укусить его за задницу? В конце мне даже стало его жалко.

1967 год, СССР: «Анна Каренина» (реж. Александр Зархи)
1967 год, СССР: «Анна Каренина» (реж. Александр Зархи)

Затруднительное положение Анны не позволяет ей угодить, что доказывает ее отношения с мужем. Когда Каренин набрасывается на нее, она его ненавидит. И все же, когда он меняет свое мнение и выбирает прощение, она все еще ненавидит его за то, что он разоблачил ее! Бедный парень не может победить. Когда он, наконец, спрашивает: «Послушай, чего ты хочешь от меня?» она не может ответить. Она хочет и Вронского, и ее сына Сережу, но они взаимоисключающие, потому что для Сережи жить с матерью и Вронским разрушит его будущие социальные и карьерные перспективы. Так что неудивительно, что разочарование Анны помогает изменить ее личность. Но читатель должен решить, в какой степени она ответственна за это.

Хотя я дополнил этот обзор рассказами об Анне и Вронском, одних только их махинаций не хватило бы на 900 с лишним страниц. Другие персонажи действительно держат меня на крючке, особенно Левин, Китти и Долли
(Часть 2) , о которых я расскажу более подробно в других статьях .

1974 год, СССР: «Анна Каренина» (кинобалет, реж. Маргарита Пилихина)
1974 год, СССР: «Анна Каренина» (кинобалет, реж. Маргарита Пилихина)

Но в качестве дразнилки Кити — это девушка, вообразившая себя влюбленной во Вронского и отказавшаяся от сердечного предложения руки и сердца Левина. Затем, когда Вронский бросает ее, чтобы преследовать Анну, Кити понимает, что все это время любила Левина. Она считает, что ее жизнь разрушена, потому что она сказала ему: «Этого никогда не может быть». И он скромный, скромный парень, который поставил на кон все, чтобы сделать ей предложение. Теперь он вернулся в свой дом за городом, чтобы смириться со своим отказом. Я продолжал перелистывать страницы, чтобы узнать больше о потрясающей химии этих двоих, независимо от того, вместе они или порознь.

Возможно, хорошая цитата для завершения — это Вронский: «Ради Анны я могу отказаться от чего угодно, но только не от своей мужской независимости». Мало ли он знает, что Анна потребует этого вместе со всем остальным. Я понимаю, почему эту книгу любят многие люди, от высокоинтеллектуальных литераторов до обычных людей вроде меня. Есть много размышлений о политике, экономике и философии, и разные читатели могут воспринимать все это по-разному, но этого более чем достаточно для всех нас, чтобы поразмышлять по-своему. 

1997 год, США: «Анна Каренина» (реж. Бернард Роуз)
1997 год, США: «Анна Каренина» (реж. Бернард Роуз)


В целом у меня сложилось стойкое впечатление, что Лев Толстой действительно не был сторонником того, чтобы люди уходили от своих супругов, когда появляется кто-то более горячий. Но в то же время просвечивает его симпатия к Анне и отсутствие осуждения. Я слышал несколько предположений, что «Анна Каренина» — это роман, который может помочь раскрыть смысл жизни. Если это правда, я не удивлюсь, если интерпретаций будет столько, сколько читателей. Но я счастлив согласиться с выводом Левина о том, что чрезмерное размышление об этом только приносит несчастье, и мы, вероятно, мудрее всего, когда выполняем наши простые повседневные дела, зная, что мы никогда не постижим сердце Бога, Который заставляет все идти своим чередом.

Понравилась статья ? Ставь лайк 👍, подпишись на канал 😊

#книга #топ книг #роман #книга #подборка книг #чтение книг #любовный роман #романтические книги #анна каренина #лев толстой

Книги
3507 интересуются