Это событие Православная Церковь относит к числу так называемых великих двунадесятых переходящих праздников, т. е. зависящих от дня празднования Пасхи, и отмечает в текущем году 2 июня.
Христианские праздники, посвященные земной жизни Христа Спасителя, начинаются с Благовещения, а Вознесение — последнее звено в этой цепи великих дат. Святитель Иоанн Златоуст спрашивал: «Почему Господь не сразу же вознесся на небо, а сорок дней пребывал на Земле, являясь Своим Апостолам и ученикам?». И сам отвечает: «Во времена земной жизни Спасителя, до распятия Его и Воскресения из мертвых, Апостолы не могли еще уразуметь высших тайн Небесного Царствия».
На сороковой день после Воскресения Господь со своими учениками вышел из Иерусалима и направился к Елеонской горе. Елеонская гора — холм, поросший масличными деревьями. Оттого она и получила свое наименование, а другое ее название — гора милостей. Господь в последней, прощальной беседе благословил учеников на будущую всемирную проповедь Евангелия, а затем указал признаки (знамения), которые будут сопровождать уверовавших в Него: Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 17-18).
Христианские праздники неразрывно связанны друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступает праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения — праздник Троицы.
В такие дни особенно нужно стремиться посетить храм. Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших некогда, а ныне повторяющихся в ритмах церковного календаря событий.
Сорок дней прошло от Пасхи до Вознесения. Сорок дней Господь пребывал со Своими учениками, уча их тайнам Небесного Царствия. До Воскресения Христа эти тайны были бы для них непонятны и недоступны.
Число 40 символизирует время духовного испытания и земную жизнь. Сорок лет вел Моисей народ по пустыне в обетованную землю. Сорок дней постился Иисус Христос перед Евангельской проповедью. Сорок дней после Своего Воскресения Он пребывал на Земле, являясь своим ученикам и Апостолам, приготовляя их к принятию Божественной благодати и будущей проповеди Евангелия.
На сороковой день по Воскресении Господь, окруженный учениками, вышел из Иерусалима и направился к Елеонской горе. В прощальной беседе он говорил о чудодейственной силе, которую дает человеку вера.
Евангелие повествует о Вознесении Христа на небо. Небо в Священном Писании употребляется в трех значениях:
атмосфера вокруг Земли — то, что воспринимается нами как огромный голубой океан, в котором плывет, как корабль, наша Земля;
космическое пространство. Это — вид необъятного звездного неба, который вызывал вдохновение и трепет не только у поэтов, но и у философов и ученых. “Две вещи приводят меня в изумление: звездное небо надо мною и нравственный закон во мне”,— писал великий Иммануил Кант;
внематериальная духовная сфера, которая не мыслится в физических категориях, измерениях. Она представляет собой уже иной план бытия. Однако эта сфера — не антимир, не антиматерия, которые гипотетически допускаются наукой, а эон вечности. В системе сакральных библейских знаков и образов видимое небо может служить только символом духовных небес. Таким оно явилось в событии Вознесения — событии, исторически реальном и мистическом.
Когда Гагарина, возвратившегося из космического полета, спросили, видел ли он в небе Бога, то космонавт ответил, что не видел. Такой ответ привел в восторг антирелигиозных примитивистов. Атеисты не поняли, а скорее, не хотели понять, что космический полет был продвижением в физическом пространстве, в “царстве вещества”, а к духовному миру отношения не имел.
Бог вневременен и внепространственен. В лице Богочеловека Христа Спасителя все человечество получило возможность бесконечного духовного восхождения (совершенства).
Иисус Христос вознесся с простертыми в благословении руками. Апостолы и ученики, стоявшие у Елеонской горы, являли собой первую христианскую Церковь. Этот образ, полный любви и надежды, — знак и обетование того, что благословение Божие всегда пребывает в Церкви и будет хранить ее вовеки.
Из книги архимандрита Рафаила (Карелина) “Путь Христианина”. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 2006 г.
Вы можете оказать помощь авторскому каналу. Реквизиты карты Сбербанка: 2202 2005 7189 5752