На охоту, на рыбалку, в лес по дрова, да и просто в гости в соседнее село. Еще каких-то 40 лет назад для этих целей в Приуралье использовали ездовых собак. По нашим подсчетам, собак в ямальских поселках было даже больше, чем людей. Но как удавалось держать в послушании столько животных?
Старожилы рассказывают, что ездовые собаки широко использовались на Ямале до перестройки. Во времена, когда снегоходы были недоступны, а олени – колхозной собственностью, собаки оставались практически единственным средством передвижения по тундровому бездорожью. По воспоминаниям жителей ямальского села Аксарка, для коренных иметь до 30 ездовых животных было в порядке вещей, поселковые держали по 5-6 собак, которых использовали и для того, чтобы привезти воду с реки, дров из леса и езды по делам и в гости. Разумеется, для того, чтобы все это собачье братство не перегрызло друг друга, хозяевам приходилось прибегать к некоторым ухищрениям. У северян были свои секреты.
На глаза попалась книга 1946 года «Ездовое собаководство». Где прямо написано, что каюры кастрировали ездовых собак зубами. Важно, что книга вышла в первый послевоенный год, тогда необходимо было заниматься восстановлением страны. Это значит, что освоению Арктики, в основном – с помощью ездовых собак, придавалось особое значение. Значимо и то, что книга вышла в издательстве «Главсевморпуть». Эта организация была создана для прокладки арктического морского пути от Белого моря до Берингова пролива. В задачи Главсевморпути входили изыскания в Арктике, оборудование полярных станций, авиабаз, портов, освоение месторождений полезных ископаемых, курирование коренных малочисленных народов Севера. А без ездовых собак сделать это было бы невозможно. Так вот, в книге пишут, что с помощью кастрации решали проблему ездовой продуктивности собак.
«Подавляющее большинство рабочих ездовых собак – самцы-кастраты. Для кастрации ездовых собак применяются два способа: открытый и закрытый. Закрытый способ состоит в нарушении целостности тестикул, что производится перетиранием семенного канатика без вскрытия полости, что каюры делают обычно зубам».
Авторы говорят о кастрации зубами, как о самом обыденном и принятом в обиходе у коренных народов деле. Больших подробностей процесса в книге не описано, хотя о влиянии кастрации на рабочие качества ездовых собак авторы останавливаются подробнее.
«Кастраты более спокойны, даже слегка флегматичны, не так драчливы и возбудимы. В период течки у сук не убегают и вообще на сук не реагируют. Склонность бродяжничать, свойственная кобелям, очевидно, связанная с половым инстинктом, у кастратов отсутствует».
Ветеринары утверждают, что, как и в случае с северными оленями, работающими в упряжке, речь о полной кастрации не идет, поэтому и тонус, и возбудимость организма сохраняются. А нарушение деятельности половых желез или их полное удаление в раннем возрасте усиливает рост трубчатых костей – конечности таких собак длиннее, они легче и быстрее передвигаются по снегу. Да и физиологию не обманешь – купирование полового инстинкта снижает расход энергии: животному не нужно ни искать самку, ни конкурировать с другими самцами. А значит, ему уже ничто не мешает эффективно работать в упряжке. Для коренных народов – кастрация ездовых животных – это не жестокость, а необходимость. Опыт предков, ставший традицией.
Однако, в отличие от оленей, сегодня собак зубами больше не кастрируют. Связано это с тем, что собаки у коренных малочисленных народов Ямала утратили свою специализацию. Если раньше собаки подразделялись по своему функционалу на ездовых, охотничьих и оленегонных, то сейчас по большей части собака в тундре – универсальный помощник, а значит, и необходимости в улучшении ее определенных качеств уже нет.
Елена Булатова