Найти тему

О бакланах и болонках замолвите слово.

Оглавление

Hello there! Одним из инфоповодов последних дней стала информация о выходе из Болонского процесса. Причиной было озвучено отсутствие результатов по этой работе, непризнание взаимное дипломов, непонимание работодателей, что же делать с этими бакалаврами и магистрами. Давайте попробуем разобраться, а как же тогда это все работает там, на западе. Начнем от обратного – с выводов.

На западе образование не равно профессии.

Чтобы понять смысл данного тезиса необходимо немного истории. Как мы знаем, капитализм был на западе всегда, а у нас – только после 1990 года. Главным смыслом любого предприятия на западе всегда являлась прибыль. Она могла распределяться по-разному, идти в карман владельцу, или же на зарплаты сотрудника, или же вообще – на благотворительность. Но идея проста: нет прибыли – нет предприятия. И, разумеется, рано или поздно каждый собственник бизнеса начинал задаваться вопросом: «Насколько мне полезен тот или иной сотрудник». И именно то, какую он приносит или потенциально может принести пользу и принималось решение о его найме.

Классика же советского высшего образования известна всем: институт, диплом специалиста по профессии, распределение. Или аспирантура и к.т.н. (прим: кандидат технических наук). На западе же это выглядело как: бакалавр, магистр, доктор философии. И вот тут кроется самое важное отличие. Если у нас диплом, например, инженера, сразу показывал, в какое направление необходимо распределять молодого специалиста, то на западе он не показывал… ну, ничего. Сюрприз)))

Что же есть "болонская система"?

Если говорить простыми словами – это общая договоренность о том, в чем измерять уровень образования. Сделано это было для того, чтобы простыми и безболезненными способами можно было проверить и подтвердить, что бакалавр, например, Германии по общему уровню подготовки соответствует бакалавру, например, Испании. Что магистр там – это магистр здесь. И не требовалось бы смотреть в синюю книжицу другой страны где есть свой специфический уровень подготовки, например, специалист или посвященный второй степени, который сам по себе не говорит ничего и нужно долго разбираться с чем его едят и правда ли это про высшее образование, а не про техникум или детский сад.

Еще раз, это важно: это «Договоренность о терминах и мерах измерения». В качестве меры было выбрано приложение к диплому, по которому в любой стране быстро и безболезненно можно было бы проверить, соответствует бакалавр или магистр требованиям к бакалавру или магистру, или же нет. И, да, эти требования так же были определены в ходе данного процесса. Не меньше, но и не больше. Более того, сама система проверки была обкатана, что дало возможность, например, проверки квалификации наших специалистов и подбора эквивалентного уровня образования в других странах.

Ваш покорный слуга проводил проверку своих дипломов в Австралии, Великобритании и Новой Зеландии. Во всех случаях мои дипломы бакалавра и специалиста были определены как эквиваленты Бакалавра с Заслугами (BEng(Hons)).

И вот тут мы подходим к первому важному моменту: сама болонская система упрощает, улучшает, но не гарантирует автоматическое признание дипломов. Для того, чтобы признание происходило автоматически, ряд стран уже в рамках дальнейшего развития заключили ряд дополнительных соглашений, но о них чуть позднее.

А работать то как?

Как мы определили ранее – работник должен приносить пользу. В общем виде диалог может выглядеть следующим образом.

- Я хочу у вас работать инженером.

- Чем вы можете подтвердить, что вы можете работать инженером и приносить пользу?

- Вот у меня диплом есть.

- Да, я вижу, что вы выучились на бакалавра. Но вы не ответили на мой вопрос.

- У меня есть еще диплом специалиста-инженера, он признан вашим правительством.

- Да, все верно. Но, ответа на вопрос все равно нет.

- Вот моя трудовая книжка, я работал инженером раньше.

- Вижу. Да, вы можете работать. Но можете ли вы приносить пользу?

Вот на этом этапе соискателю может потребоваться Curriculum vitae, или, сокращенно CV. Это не резюме. CV в себя включает весь профессиональный путь соискателя, включая его заслуги, достижения, выполненные проекты и т.д. Для понимания: мое резюме – это два листа. Мое CV – это 18 листов мелким шрифтом.

Разумеется, так может быть не везде. Грузчику CV не нужно. Но, мы ведь не грузчиков обсуждаем. И вот тут появляется еще очень важный элемент системы – профессиональные институты.

На западе нельзя просто так взять и сказать, что я, мол, инженер. Можно точнее, но на слова никто внимания не обращает. А если вы напишете в документе, что вы - инженер, любопытные личности могут поинтересоваться: на каком праве вы назвались инженером? Более того, если вы, например, инженером-программистом можете себя назвать в документе без серьезных последствий, то написать, что вы медсестра не получится. Могут штраф впаять, и нехилый. И за инженера по газоиспользующему оборудованию, например, тоже. Это профессии, охраняемые законом. А мы, как мы помним, не инженеры, а бакалавры или магистры. Так как же стать кем-то на западе?

Я бы в докторы пошел –пусть меня научат.

Профессиональные институты – это некоммерческие организации, которые регулируют профессиональную деятельность тех или иных профессий. Можно сказать – это современный аналог гильдий. И работает это, по-сути, именно как с гильдиями. Институт выступает гарантом того, что его член, представляющий ту или иную профессию, действительно обладает навыками и умениями ее представлять. Степень замороченности в данном случае разная. Есть сильно зарегулированные профессии, есть не очень. Если, например, для программиста средней руки институт не нужен, от слова, вообще, достаточно воли работодателя, то для того, чтобы работать учителем нужна лицензия. Которую выдает аккредитованный на это институт.
Аккредитуют институты различные околоправительственные организации, советы, министерства и т.п.

Чтобы присоединиться к институту необходимо минимальное образование и минимальный опыт работы, достаточно стажировок. Для инженеров Великобритании, например, для вступления в институт IET достаточно школьного образования и пары лет стажировки по инженерной должности. А вот дальше веселее…

Так как именно институт и ведущий его совет определяет требования и критерии к выбранной тобой профессии, то ты, выбрав институт, должен им следовать. Чтобы получить звание Engineering Technitian (уровень наладчик, сисадмин, лаборант) необходимо подтвердить наличие у себя ряда компетенций в областях: знания, умения, экономика и менеджмент, обучение и персонал, этика и безопасность. Причем, подтверждение производится в форме собеседования, где ты должен привести примеры из своей практики, как ты учился, как применял полученные знания, каких результатов добился и какие сделал выводы. Для степени Incorporated Engineer все то же самое, но в разрезе решения проблем с применением имеющихся технологий + уровень образования не ниже Бакалавра. Для Chartered Engineer уже требуется разработка новых технологий, ранее никем не применявшихся, + активное лидерство в своей предметной области + уровень образования не ниже Магистра. При этом само академическое образование позволяет закрыть одну лишь компетенцию: «А1. Фундаментальные знания». Все остальное нужно подкреплять свидетельствами из своей рабочей практики.

В результате получается, что профессиональный специалист в Европе – это человек, который сразу после школы работает, систематически подтверждает свои навыки знания и результаты в специальном органе и, плюсом, постоянно учится. Складируя все свои результаты и достижения в CV. Именно поэтому на западе никто не рвется особо в ВУЗ сразу после школы. Нет необходимости. Все завязано на комплексную систему развития и подготовки специалиста, которая не ограничена формальным академическим образованием.

Именно институт, по-сути, берет на себя бремя работодателя по анализу CV и выступает гарантом того, что наемный работник не пень с холма, а действительно тот, кем представился и может делать то, на что он институтом был аттестован. Не по результату учебы, но по результату достижений в собственной профессии. В России очень похожим аналогом института могли бы быть саморегулирующиеся организации (СРО).

Необходимо отметить, что взаимное признание институтов разных стран уже ведется с той или иной степенью признания, но это выходит за рамки болонского процесса. Ищем Washington Accord, Dublin Accord и Sydney Accord. Это соглашения ряда стран о взаимном признании профессиональной компетентности.

И дальше что?

Да, собственно, ничего. Как видно из написанного выше, признание образования - лишь малая капля в отношении европейской системы профессиональной подготовки. И решения по болонской системе особо картину не изменит, оценку специалистов там делать научились и так. А аналога всей остальной системы у нас, пока, нет.