В канун Вознесения Господня, что отмечается на сороковой день по Пасхе, все цветы весенние духовитые благоухают самыми яркими ароматами. Соловьи поют громче-звонче обычного. А с ними и девушки красные:
«Ладо, засвищет
Засвищет, ой,
Ладо, соловей на подле, ой, се…
Ладо, никто его
Свиста, ой,
Ладо, ни чё не слыша…
Ладо, только ё
Услыхала я, ой,
Ладо,белая бярёзе…
Ладо, белая бярёзе, ой
Ладо, в чистом поле стоя…»
Утром на Вознесение плачет Мать-Сыра Земля обильной росой по удаляющемся с неё Христе-Спасителе. И та роса «вознесенская» наделяется силой великой, целебной. Собирают её опытные лекарки-знахарки с цветов на лугах.
«Если знать такое слово заветное да прошептать его над вознесенской росою, да выпить болящему дать, – всякое лихо как рукой сымет!» – говорит простонародная мудрость.
В некоторых губерниях средней полосы на Вознесение «водили колосок» вплоть до начала XX века.
Теперь уже забытый обряд когда-то исполнялся почти повсеместно на Руси. Пришёл он из глубины веков, когда предки наши почитали ещё Даждьбога и Белбога.
Рано поутру собиралась-снаряжалась деревенская молодёжь - девки, бабы-молодки, парни с молодыми жёнами. С восходом Солнца шли все, взявшись по-двое за руки, к околице.
Здесь становились в два ряда, лицом к лицу, ладонь в ладонь. Получался живой мост, вытянувшийся в узкую ленту, пестреющий нарядной одеждой.
По этому мостику из рук пускали идти маленькую девочку с венком на голове, убранную цветами и лентами разноцветными. Пройдёт она по рукам одной пары – забегает живое звено моста вперёд и опять становится в очередь.
«Лада, Лада!
Ой, Лада!» – пели в это время девушки.
Так доходил «Колос» до самого озимого поля, где маленькую «Ладу» спускали наземь. Она срывала пучок зелёной ржи с молодым колоском и бежала назад к околице.
Все участники обряда следовали за ней припеваючи:
«Пошёл колос на ниву
Пошёл на зеленую,
Пошёл колос на ниву,
На рожь, на пшеницу!
Ой, Лада!»
Пройдя с песней всю деревню, толпа обрывала с девочки ленты и цветы, на память о прошедшей весне, и расходилась по домам.
Разбрасываемые по дороге ржаные стебли подбирали молодые парни. Кому попадётся с выметнувшимся колосом – тот непременно женится в осенний мясоед.
По иным местам пекли на Вознесение «лесенки» из ржаного теста. Лакомы до них ребята малые.
Однако есть поверье: Если вынести такие лесенки на ниву, поставить по одной на каждом углу – так и рожь будет расти быстрее, вырастет выше роста человеческого.
Только надо делать это с молитвою тайной, с опаской от глаза лихого, а то не выйдет никакого толку.
Есть ещё обычай на Вознесение ходить в гости к родным и знакомым. В старину это называлось «ходить на перепутье». Гости приносили в подарок хозяевам лесенки из пшеничного теста на меду да с сахарным узорочьем.
На Старой Москве на площадях возле церквей устраивали в этот день весеннее народное гулянье. С ярмарками, представлениями, музыкантами.
Вот так не скучно провожали Весну наши предки. Вот бы вернуться в те времена?😉