Найти в Дзене
Кино без мужа

ЕСЛИ БЫ МАХИДЕВРАН-СУЛТАН СТАЛА ВАЛИДЕ...

Обездоленная Весенняя Роза успела кратенько поуправлять гаремом, после того как Валиде Айше Хафса-султан ускакала на белом коне на хальвет к своему почившему супругу Селиму Явузу. Для гарема правление маменьки Мустафы обошлось малой кровью — всего лишь спущенным за пару месяцев годовым бюджетом. Даже при том, что большая часть закупленных позиций отправилась в Манису, это была самая малая из возможных зол. Девушек от махидеврановой руки спасли два тесно слитых воедино обстоятельства: Мустафа все еще оставался шехзаде, а султаном был Сулейман Великолепный, который к бывшей полюбовнице относился с прохладцей и не скрывал этого. В связи с этим Махидевран была вынуждена сдерживать свой дрянной характер. Я могу понять все: влюбленных в султана, Ибрагима и Мустафу фанаток, ненавистниц Хюррем, но я не могу понять тех, кто сочувствует Махидевран. Для меня она — единственный полностью отрицательный персонаж, чья жуткая суть неторопливо, но четко раскрывается на протяжении всего сериала. Махид

Обездоленная Весенняя Роза успела кратенько поуправлять гаремом, после того как Валиде Айше Хафса-султан ускакала на белом коне на хальвет к своему почившему супругу Селиму Явузу. Для гарема правление маменьки Мустафы обошлось малой кровью — всего лишь спущенным за пару месяцев годовым бюджетом. Даже при том, что большая часть закупленных позиций отправилась в Манису, это была самая малая из возможных зол.

Девушек от махидеврановой руки спасли два тесно слитых воедино обстоятельства: Мустафа все еще оставался шехзаде, а султаном был Сулейман Великолепный, который к бывшей полюбовнице относился с прохладцей и не скрывал этого. В связи с этим Махидевран была вынуждена сдерживать свой дрянной характер.

Я могу понять все: влюбленных в султана, Ибрагима и Мустафу фанаток, ненавистниц Хюррем, но я не могу понять тех, кто сочувствует Махидевран. Для меня она — единственный полностью отрицательный персонаж, чья жуткая суть неторопливо, но четко раскрывается на протяжении всего сериала. Махидевран злая. Как Малефисента из диснеевской "Спящей красавицы" 1959 года. Если бы она все-таки стала Валиде, гарем просто умылся бы кровью. Единичные убийства отдельных рабынь в эпоху правления Валиде и спецопераций Хюррем по сравнению с жестокостью Весенней Розы показались бы детскими шалостями!

Судите сами. Махидевран явно имела нездоровую склонность к садизму, которую продемонстрировала уже в первых сериях, когда избила Хюррем. Сценаристы хорошо поработали над одной из основных интриг сериала, т.к. большинство зрительниц было убеждено, что русская рабыня увела султана у Розушки. Но при более внимательном просмотре становится очевидно, что Сулейман охладел к матери своего единственного на тот момент шехзаде еще до прибытия той в Стамбул.

УВОДИЛА ЛИ ХЮРРЕМ СУЛТАНА У МАХИДЕВРАН? РАЗБИРАЕМСЯ В ТОНКОСТЯХ СЮЖЕТА
Кино без мужа21 января 2022

И, как было установлено позже, не просто так. Женщина, которая при любом удобном случае кричала, что потеряла свою единственную любовь, на самом деле султана не любила. Но непомерное самомнение и интеллект уровня бурундука не позволяли Махидевран трезво оценить ситуацию. Да и вряд ли вообще ее интересовали чувства и внутренний мир султана: очевидно, что гораздо больше ей нравилась белая папаха, которую он надевал по случаю важных государственных мероприятий.

Сулейман, очевидно, еще во время счастливых дней в Манисе разглядел истинные намерения Махидевран, поэтому став султаном, поспешил отдалить от себя жаждущую власти наложницу. А потом весьма кстати подвернулась Хюррем со своим обмороком и доморощенным стендапом. Но поскольку бить султана было запрещено, Розушка решила избить русскую рабыню. А потом отравить: прямо в султановых покоях.

Обе эти выходки были чреваты, и то, что Розу не наказали — просто чудо. И она должна была догадываться что сильно рискует, но тем не менее поступила так, как хотела. В начале сериала, когда зритель так мало знает о характерах героев, агрессию Махидевран можно объяснить состоянием аффекта. Мол, каждая брошенная женщина имеет право нарушать уголовный кодекс правила гарема.

Допустим, в целом нанесение тяжких телесных повреждений и покушение на убийство в Османской империи 16 века чем-то из ряда вон не считалось, если дело не касалось членов династии и особо приближенных к ней лиц. Но это не значило, что какой-то Махидевран можно было бить и убивать людей направо и налево. Для расправы нужен был повод или тщательно продуманный план со 100 % алиби. Махидевран же уважительной причиной считала веление своей левой пятки исстрадавшейся души. (Что, кстати, весьма роднит ее с Ибрагимом).

Но чем дальше в лес, тем очевиднее, что Махидевран — психопатка, которая окружавших ее людей воспринимала лишь как инструменты достижения своих целей. Причем, для нее особой разницы не было, рабыня ли это или член династии.

-2

Убийство бедной Хасибе, доставившей яд в покои повелителя не вызвало у Махидевран не то что вины, вообще никаких эмоций. Девчонка замолчала навсегда, значит, у Весенней Госпожи одной проблемой меньше. Султан при смерти? Отлично, надо скорее короновать Мустафу — чего тянуть? Валиде слегла с инсультом? Вакансия главы гарема свободна! При этом Махидевран проста как 3 копейки: что на уме, то и на языке. Она явно была не обезображена эмоциональным интеллектом. Я лично убеждена, что Розушка была просто не способна понимать чужие чувства, очень уж скуден был набор ее собственных. (И это еще одна причина, по которой Сулейман охладел к ней).

Два основных душевных состояния Махидевран — это либо злоба, либо злорадство. Целью ее жизни была месть Хюррем и увы, за ее преследованием и прошла бездарно жизнь Весенней Госпожи. Даже единственного сына она безжалостно бросила в печь этого адского пламени, которое и сожгло их обоих. Как справедливо заметила Михримах во время их последней встречи, Махидевран заслужила все свои страдания. Мне эта мысль пришла на половине просмотра сериала.

Махидевран сама выбрала этот разрушительный путь ненависти — потому что ненависть была ей ближе и понятнее. Любовь, милосердие и сострадание были недоступны пониманию Весенней Госпожи. В этом можно убедиться множество раз. Например, весть о благополучном родоразрешении Нигяр она встречает радостным возгласом: «Наконец-то ее можно казнить»! А ведь Нигяр лично Розе не сделала ничего плохого!

Роза не сочувствует ни Хатидже, ни Ибрагиму — она просто не способна на это. Для нее имеет значение лишь то, что когда-то Нигяр была служанкой Хюррем и не стала выполнять ее, Махидевран, приказы... А самое главное, смерть Нигяр не несет никакой выгоды для Розы. Но та все равно рада. Потому что душа этой женщины злая, только чужие несчастья и беды могут стать причиной радости Махидевран.

-3

Когда на руках Мустафы умирает Эфсун, которую силой заставили прервать беременность (т.е. Мустафа потерял вдобавок и своего нерожденного ребенка, которого он желал), любящая маменька лишь дергает бровью. Почившая "невестка" принесла хоть какую-то пользу, сознавшись в попытке покушения, организованной, естественно Хюррем. Уже ради этого стоило заставить сына пройти через эту двойную потерю! Подумаешь, померла рабыня — новую найдет! Гораздо важнее, что прямо сейчас Махидевран может взять реванш над наглой русской рабыней...

Да, да, да! Смысла утешать рыдающего Мустафу не было, он был слишком поглощён горем. Поэтому вроде как правильно сделала Махидевран когда, сверкая пятками, полетела в покои султана, чтобы заложить гадюку-Хюррем. Да только мы все прекрасно знаем, что Махидевран уже пыталась зарезать Эфсун ничуть не беспокоясь о том, как перенесёт эту потерю ненаглядный сынуля. Поэтому и сейчас она нисколько не сочувствовала Мустафе. Эта девушка была костью в горле, поэтому Махидевран не расстроилась и, увидев, что Сюмбюль вязл контроль над ситуацией в свои руки, убежала, даже не погладив сына по плечу, что сделала бы любая нормальная мать... Ей даже не потребовалось время, чтобы переварить тот факт, что ее сын мог умереть в ту ночь!

-4

Еще одно подтверждение садистичности и злобности Весенней Розы — это штат ее служанок. Фатьма и Гюльшах, две уголовницы, которые ловко "справляли" свои естественные потребности в насилии и жестокости, будучи в услужении у дамы, мнившей себя чем-то вроде пахана на зоне. Вспомните, сколько раз они "подходили из-за угла" то к Нигяр, то еще к кому-нибудь. Гюльшах "под управлением" Розы вообще была не в себе, сколько она зарезала / задушила рабынь в гареме остается только гадать, ведь она покушалась даже на жизнь госпожи!

Что показательно, во время службы у Хюррем Гюльшах держалась, хотя и со скрипом: психика-то уже была испорчена. И пусть Гюльшах кончила плохо, что было вполне ожидаема, учитывая ее наклонности, но при Хюррем она хотя бы стала улыбаться и вообще выглядела вполне довольной жизнью, в то время как перед Махидевран была вынуждена бегать на задних лапках и получать оскорбления и побои.

Занявшая место Гюльшах Фатьма была вовсе отбитой. Настолько, что сама затащила шехзаде на хальвет вопреки не только его прохладному отношению к ней, но и явному нежеланию самой Махидевран видеть носатую помощницу фавориткой сына. Почему, кстати, Роза не хотела Фатьму в невестки? Назло. Думаю, Весенняя Госпожа не хотела повторить судьбу Валиде, поэтому предпочла бы, чтобы постоянной подруги у сына не было. Когда она не отпускала Фатьму к шехзаде, зная, что он и так не пылает к ней сильными чувствами, это уже было вроде стрельбы по воробьям от скуки. Хоть Фатьме, а сделаю гадость, раз до Хюррем не дотянуться.

-5

Но если жестокость по отношению к рабам, как я уже сказала выше, для Топкапы норма, то в случае с Махидевран эта норма была с лихвой перевыполнена. Дно Махидевран пробила во время эпопеи с династическим браком Мустафы и крымской принцессы Айбиге. Когда девушку вернули во дворец после подозрения в незаконной связи с Малкочоглу, не дожидаясь суда и следствия, рабыня Махидевран отвесила пощечину урожденной госпоже и представительнице династии! На том простом основании, что Айбиге вроде как проштрафилась, а значит, Махидевран можно и н сдерживать своих "благородных" порывов! Но только благородства у Махидевран не было. Она всегда нападала на слабых и беззащитных, а еще не отличалась благоразумием...

Очень жаль, что Валиде, которая почуяв неладное, пришла в покои Розы спасать племянницу, опоздала на пару минут. Представляю, на сколько метров отлетела бы Махидевран, если бы Валиде увидела ту пощечину своими глазами! Уж что-что, а оскорбления членам династии от рабов она бы не спустила. Она бы нашла способ поставить Розу на место! Но Айбиге пошла характером не в тетку, поэтому о той пощечине никто даже не узнал.

Впрочем, я думаю, что в постоянной безнаказанности Махидевран есть своя глубокая философия. Эта злая женщина, пролившая так много невинной крови без веских оснований (девушка, которой подкинули кольцо, Хасибе) и не любившая никого, кроме самой себя, получила сполна за свои злодеяния, когда был казнен Мустафа — ее надежда на восстановление утраченного "величия" в еще более мощном варианте. От этого удара Махидевран не оправилась до конца жизни.

Как ни крути, для гарема было благо, что Махидевран больше никогда не управляла им. Руководство такой жестокой, эгоистичной и самовлюбленной женщины не сулило бы ничего хорошего рабыням, целиком и полностью зависящими от произвола своей госпожи.