Мы всё больше убеждаемся, что Русская цивилизация и Запад – общности несовместимые. То, что происходит сейчас на Украине, заставляет нас ещё раз задуматься над основными понятиями, которые определяют демократию. Главное из них – свобода. Если над ней немного поразмышлять, то станет более понятной и причина, по которой Запад постоянно (из века в век) хочет уничтожить Русский мир.
В этой связи мне понравилась «перекличка» на Телеграмм – канале «Улица правды». Вдаваться в подробности о том кто, и по какому поводу завёл разговор о свободе, не буду, главное – этот разговор мне показался очень интересным, потому что такого подхода к определению слова «свобода» я ни у кого больше не встречала (какие интересные, оказывается, есть люди).
В результате, моё убеждение в традиционном (для русской цивилизации) понимании слова "свобода", ещё больше укрепилось.
Андрей пишет:
- Ну, да, свобода это же хаос, полная неопределённость, что означает распад на атомы, или смерть. И наоборот, единица жизни – это ОРГАНИЗМ, что означает организованность и какой-то установленный порядок (условия жизни). С точки зрения (абсолютной) свободы условия жизни это же ограничения, иначе говоря, рабство.
Елена: Свобода (истинная) – это отсутствие ограничений, спонтанность, а не хаос. Организм – временная совокупность бесконечного количества феноменов, спонтанных по природе. Кажущийся порядок – дань именно спонтанности. С точки зрения Свободы, любые ограничения – суть украшения Бытия, определяющие многообразие проявлений Свободы через феномены.
Андрей: С ваших слов, свобода, это богиня такая, а вы ей поклоняетесь. Даже с большой буквы её написали. По мне так свобода – это альтернатива рабству, а до рабства, про свободу ничего не знали, потому что вольными были. О свободе только рабы мечтают, или заключённые. Воля – это наше русское слово, а свобода – западное. Свободы без рабства не бывает – это половинчатое понятие. Если есть свобода, то должно быть и рабство – это диалектическая пара такая, а воля, это уже целостное понятие. Есть и неволя. У наших предков она часто отождествлялась с чужбиной, а Родина с волей.
- И ещё про свободу и волю. Взгляд с другой стороны: свобода – это восприятие мира на уровне травоядного животного, а воля это уже мировоззрение (идеология) хищника, она подразумевает выбор и преследование цели. Выбираешь какую-нибудь цель и в этот момент отказываешься от свободы. Поэтому свобода панически боится воли. Можно и так сказать: свобода это безволие, когда не надо ставить перед собой никакой цели, идёшь, куда глаза глядят: захотел прямо, затем повернул в любую сторону в любой момент – как травоядное животное, пищу (траву) ведь искать не надо, она везде растёт, поэтому свобода и любит изобилие (!) У травоядных же одна цель – потребление. Большую часть времени, практически всегда, травоядные только и делают, что потребляют (золотой телец – он же травоядный). Хищники же, или охотятся, или отдыхают, или играют (в ролевые игры – социальность нарабатывают). У хищников мозг лучше развит, поэтому, воля выше свободы, – можно так сказать.
Можно и дальше было бы размышлять о мозге хищников и травоядных, но лучше остановится, а то заблудимся, как в лесах Амазонки. Давайте лучше подытожим два взгляда.
Про спонтанность свободы и феномены, мне не совсем понятно. Выглядит как лирика, а сказанное Андреем (в первой части), заслуживает внимания.
И действительно, свобода может быть лишь тогда, когда рядом существует несвобода. Это если рассматривать её с физической точки зрения. А если с духовной, то тогда, действительно, лучше говорить про волю, которая не имеет в теле человека никакого органа (а значит, ничем не ограничена), но при этом, руководит желаниями человека, посредством его членов. Называется это «жизнь душевно-телесная».
«Душа и тело связаны друг с другом, но нужно различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.
Телесная жизнь состоит из удовлетворения потребностей двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода.
Жизнь душевная состоит из удовлетворения потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства». (Закон Божий)
Но есть и ещё что-то более высокое – дух, который проявляет себя через страх Божий, совесть и жажду Бога. И вот эту «жажду Бога» человек стал постепенно терять после грехопадения. Его стремление жить по воле Божией (пребывать в абсолютной свободе) стало утрачиваться: человек стал зависим от дьявольской воли.
Грех оторвал душу от духа, и человеческое естество расстроилось: душа стала иметь влечение к телу и опираться на него, а тело, потерявшее возвышающую силу души, стало иметь влечение к чувственности, к «хаосу», к смерти.
И вот здесь – главное, к чему всё это говорилось: душа, потеряв свою целеустремлённость к Богу, не потеряла данную ей Богом свободу воли, потому что эта свобода выражает в человеке Его образ и подобие, а значит, не может быть утеряна никогда. Поэтому, говорить о свободе в отрыве от воли, будет не правильно. Тем более делать сравнение сущности человека с животным.
Русский народ ещё не утратил в глубинах своих «жажду Бога», стремление жить по Его Святой воле. Это видно из того, что, несмотря на все запреты и гонения на Русскую Православную Церковь, которые мы наблюдали в истории своей страны, Она устояла и продолжает жить.
Запад же, давно потерял Церковь Христову, а значит, в его мире властвует не Бог, а дьявол. Именно этим можно объяснить такую сплочённую ненависть западного мира против русских и самой России.
События на Украине подталкивают нас к пониманию разницы духовных устремлений Русской цивилизации и коллективного Запада. Если это понимание придёт, то укрепление и развитие своей страны нужно будет начинать не с экономики (это приложится), а с культуры, просвещения и развития нравственности в людях посредством духовного образования.
Только так мы сможем победить зло и удержать мир от разрушения.