Найти тему
EdNation курсы

8 российских сценаристов, чьи фильмы стали победителями международных конкурсов

Оглавление

«Чтобы снять хороший фильм, нужны три вещи: сценарий, сценарий и еще раз сценарий», — сказал однажды знаменитый режиссер Альфред Хичкок. Бесспорно, это выражение подходит и для нашего кино. Предлагаем вспомнить талантливых российских сценаристов, чьи картины покорили западных зрителей и стали победителями престижнейших международных кинофестивалей.

Рустам Ибрагимбеков и Никита Михалков

Сценарий к фильму «Утомленные солнцем», реж. Никита Михалков. 1994 год.

Международные награды: премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке; гран-при жюри Каннского кинофестиваля.

Рустам Ибрагимбеков — советский и российский писатель и кинодраматург. Автор сценариев более чем к 40 художественным и телевизионным фильмам, среди которых: «Белое солнце пустыни», «Сибирский цирюльник», «Урга. Территория любви».

Никита Михалков — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, киноактер. Написал порядка 30 сценариев. Его авторству принадлежат знакомые многим картины: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Очи черные», «Сибирский цирюльник».

Интересные факты:

Сценарий к фильму соавторы написали всего за несколько месяцев, а герои создавались под определенных актеров. Так, дочку главного героя Котова играет дочь Михалкова — Надя. Когда актерский состав был полностью утвержден, уже наступил ноябрь, и несмотря на то, что по сюжету события в картине разворачиваются летом, было принято решение начинать съемки. Режиссер опасался, что Надя может вырасти из этой роли. Чтобы создать летнюю атмосферу, съемочной группе и актерам приходилось идти на разные ухищрения: на деревья клеили листья, а артисты полоскали рот ледяной водой, дабы при диалогах на улице не шел пар.

Юрий Арабов

Сценарий к фильму «Молох», реж. Александр Сокуров. 1999 год.

Международные награды: приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий.

-2

Сценарий к фильму «Фауст», реж. Александр Сокуров, 2011 год.

Международные награды: приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев»

-3

Юрий Арабов – советский и российский прозаик, поэт, сценарист, яркий представитель метареализма. Постоянный соавтор Александра Сокурова, написавший 12 сценариев к картинам режиссера. Автор сценария более 20 фильмов, среди которых «Господин оформитель», сериал «Доктор Живаго», «Юрьев день».

Интересные факты:

Фильм «Молох» в 1999 году выдвигался на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но в этой категории его обошла картина Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна».

Не многие знают, что Геббельса в фильме сыграла женщина – актриса театра и кино Ирина Соколова.

Владимир Моисеенко

Сценарий к фильму «Возвращение», реж. Андрей Звягинцев. 2003 год.

Международные награды: главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев».

Владимир Моисеенко – российский сценарист. Участвовал в создании порядка 20 картин, среди которых «Утомленные солнцем 2», сериалы «Маросейка,12», «Опера. Хроники убойного отдела-2».

Интересные факты:

На роль главных героев – Ивана и Андрея — подбирали актеров из более чем 600 детей по всей России. В оригинальном сценарии в конце Андрей должен был умереть, однако режиссер решил сохранить жизнь героя. По странному стечению обстоятельств юный актер Владимир Гарин, сыгравший этого персонажа, погиб вскоре после завершения съемок недалеко от места, где снималась картина.

В 2004 году фильм выдвигался от России на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Иван Вырыпаев

Сценарий к фильму «Эйфория», реж. Иван Вырыпаев. 2006 год.

Международные награды: приз «Малый золотой лев» Венецианского кинофестиваля.

-4

Иван Вырыпаев – российский актёр, режиссёр, сценарист, продюсер и драматург. Написал 12 киносценариев, по которым были сняты такие картины как «Бумер. Фильм второй», «Кислород», «Короткое замыкание».

Интересные факты:

Один из исполнителей главных ролей, Максим Ушаков, не был профессиональным актером, а работал художником-мультипликатором и художником-постановщиком в театре. Роль Павла была его дебютной и единственной ролью в кино. Максим Ушаков о себе: «Искусство вперёд двигают дилетанты. Профессионалы начинают тормозить творческий процесс».

Алексей Попогребский

Сценарий к фильму «Как я провел этим летом», реж. Алексей Попогребский. 2010 год.

Международные награды: ряд международных наград, среди которых наиболее известные – Серебряный медведь Берлинского кинофестиваля.

Алексей Попогребский — российский кинорежиссёр и сценарист. В роли сценариста участвовал в создании 4 картин, среди которых «Простые вещи» и «Коктебель» (совместно с Борисом Хлебниковым).

Интересные факты:

«Аарчым» — радиопозывной героев фильма, «Фея» — реальный позывной.

Во время съемок герои фильма работали с реальной действующей радиостанцией и использовали радиопозывной «Аарчым». По сюжету Сергей и Павел связывались со станцией с позывным «Фея», которая действительно существует и находится в городе Певек Чукотского автономного округа. Как рассказывают участники съемочной группы, несколько раз реальные метеорологи станции «Фея» включались в эфир и не могли понять, что происходит на той стороне: «Фея на связи, а кто в эфире?»

Олег Негин и Андрей Звягинцев

Сценарий к фильму «Левиафан», реж. Андрей Звягинцев. 2014 год.

Международные награды: премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке; приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий.

-5

Сценарий к фильму «Нелюбовь», реж. Андрей Звягинцев. 2017 год.

Международные награды: премия «Сезар» за лучший фильм на иностранном языке; приз жюри на Каннском международном кинофестивале.

Олег Негин — русский писатель, сценарист. Вместе с Андреем Звягинцевым написал сценарии к картинам «Изгнание», «Елена», «Левиафан» и «Нелюбовь». Автор работает в парадоксальном стиле, который сочетает глубокий символизм и жесткий реализм.

Андрей Звягинцев — российский кинорежиссёр и сценарист. Совместно с Олегом Негиным написал сценарии к фильмам, которые завоевали престижные международные награды. Кстати, одной из авторских черт картин Звягинцева является закольцовка: первые кадры часто повторяются в конце, обрастая при этом новыми деталями.

Интересные факты:

Для того, чтобы полностью вжиться в образ Николая – героя фильма «Левиафан», актер Алексей Серебряков на время съемок отказался от участия в других проектах и постоянно жил в Териберке, отдаленном селе на берегу Баренцева моря, где проходили съемки. Накануне нового съемочного дня актёр надевал одежду своего персонажа и обживал её следующие сутки до начала работы.

Российское кино во многом продолжает традиции советского кинематографа и покоряет западных зрителей своей самобытностью и талантливой работой актеров, режиссеров, операторов и сценаристов. Многие герои нашей статьи в начале своего пути не были профессиональными сценаристами, однако талант, упорство и непреодолимое желание рассказать свою историю позволили им получить мировое признание и славу. Если вы тоже чувствуете, что больше не можете не писать, хотите научиться доносить свои мысли и идеи до зрителей или поднять российское кино на новый уровень, записывайтесь на практический онлайн-курс «От идеи до сценария».