Найти в Дзене
RESIDEZ | Душа России

Заброшенное наследие. Эпоха усадеб. Как умирает роскошная усадьба Барышниковых в Алексино. Часть 1.

Развернув магическую карту заброшенных усадеб России, выбор в этот раз пал на Смоленскую область, небольшое село Алексино. Здесь, на живописном берегу реки, расположено крупнейшее имение Смоленщины - усадьба дворян Барышниковых 1818 года постройки. Известно, что Барышниковы в своём имении собрали большую коллекцию произведений искусства и библиотеки. Работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов. Село также являлось важным экономическим центром. Здесь находилась писчебумажная фабрика, конный завод, большой плодовый сад. Из поколения в поколение одной семьи усадьба передавалась вплоть до 1917 года. После революции богатейшая библиотека увезена в Смоленский областной архив, а картины разошлись по разным музеям России. Во время ВОВ сильно пострадала, и судя по всему, восстановлением никто особо не занимался. До 2012 года часть главного дома занимал детсад, сейчас здание медленно умирает. Ох, что ни говори, но старинные усадьбы это особая магия, это как

Развернув магическую карту заброшенных усадеб России, выбор в этот раз пал на Смоленскую область, небольшое село Алексино. Здесь, на живописном берегу реки, расположено крупнейшее имение Смоленщины - усадьба дворян Барышниковых 1818 года постройки.

Известно, что Барышниковы в своём имении собрали большую коллекцию произведений искусства и библиотеки. Работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов. Село также являлось важным экономическим центром. Здесь находилась писчебумажная фабрика, конный завод, большой плодовый сад.

Из поколения в поколение одной семьи усадьба передавалась вплоть до 1917 года. После революции богатейшая библиотека увезена в Смоленский областной архив, а картины разошлись по разным музеям России.

Во время ВОВ сильно пострадала, и судя по всему, восстановлением никто особо не занимался. До 2012 года часть главного дома занимал детсад, сейчас здание медленно умирает.

Ох, что ни говори, но старинные усадьбы это особая магия, это как машина времени, несущая в прошлое. И если немного отвлечься от современности, то можно представить красивых барышень и их кавалеров, услышать смех, разговоры, тихую музыку и ржание коней здесь. А хозяева усадьбы, стоя на шикарном чугунном балконе, вглядывались вдаль, поджидая гостей.

Парадный подъезд, 1910 г. Чугунный балкон подъезда на фигурных колоннах, с ажурной балюстрадой и вазонами.
Парадный подъезд, 1910 г. Чугунный балкон подъезда на фигурных колоннах, с ажурной балюстрадой и вазонами.

Парадный подъезд в настоящее время
Парадный подъезд в настоящее время
Все продумано до мелочей
Все продумано до мелочей
Вид с самого балкона
Вид с самого балкона

Но ничего этого нет, усадебный дом тихо разрушается, парк зарос, а в бывшем конном дворе живут люди. Честно говоря, с трудом представляю, какие тут условия жизни... Россия, 21 век.

Конный двор. Люди здесь живут отнюдь недобрые, рады нам не были…
Конный двор. Люди здесь живут отнюдь недобрые, рады нам не были…
Рассмотрим детали чуть ближе.
Рассмотрим детали чуть ближе.

Зайдём внутрь усадьбы.

Лабиринты комнат и сохранившиеся росписи, скажу вам, будоражат воображение.

Комнаты первого этажа использовались как жилье для прислуги. На втором этаже располагались жилые покои хозяев. В средней части здания были парадные комнаты. Только в них сохранились печи и уникальные росписи в технике гризайль.

Гризайль - вид живописи, выполняемый тональными градациями одного цвета, чаще всего серого или светло-коричневого.
Большая гостиная с симметричными печами по углам и росписью потолка.
Большая гостиная с симметричными печами по углам и росписью потолка.
К сожалению, печи покрыты таким слоем советской краски, что рельефный декор едва различим.
К сожалению, печи покрыты таким слоем советской краски, что рельефный декор едва различим.
А вот так выглядели помещения в 1900-х.
А вот так выглядели помещения в 1900-х.

Рассмотрим роспись ближе
Рассмотрим роспись ближе

Уникально, что изображения в хорошем состоянии дошли до наших дней!
Уникально, что изображения в хорошем состоянии дошли до наших дней!
Один из переходов между помещениями
Один из переходов между помещениями
Угловая гостинная. Судя по осыпающемуся потолку жить росписи осталось недолго.
Угловая гостинная. Судя по осыпающемуся потолку жить росписи осталось недолго.
А вот так было в 1900-х.
А вот так было в 1900-х.

Входная группа
Входная группа
Потолочная роспись крупным планом
Потолочная роспись крупным планом

В танцевальный зал больше не пройти. В 2019 году рухнули балки из-под кровли.

В одном из помещений обнаружен лифт, вероятно перевозивший блюда из кухни в столовую. Сверху крюк, на котором держался канат.
В одном из помещений обнаружен лифт, вероятно перевозивший блюда из кухни в столовую. Сверху крюк, на котором держался канат.

19 век!
19 век!
Кто-то пытался найти клад…
Кто-то пытался найти клад…
Лестница на 2-ой этаж
Лестница на 2-ой этаж

-21
А это вид с балкончика  последнего этажа на сад
А это вид с балкончика последнего этажа на сад
Вот так он выглядит с улицы
Вот так он выглядит с улицы

Так выглядит усадьба со стороны сада
Так выглядит усадьба со стороны сада
Этот же фасад на снимке 1920-х.
Этот же фасад на снимке 1920-х.

С каждым годом от прежней обстановки остается все меньше. Развороченные печи, дыры в стенах, сняты батареи, старинные люстры. Вот оно! Уничтоженное наследие!

В музыкальном павильоне сейчас расположена Почта России
В музыкальном павильоне сейчас расположена Почта России
А так выглядел музыкальный павильон в 1900-е. Интерьер состоит из среднего зала и двух симметричных комнат по сторонам.
А так выглядел музыкальный павильон в 1900-е. Интерьер состоит из среднего зала и двух симметричных комнат по сторонам.

Сейчас за усадьбой следят местные жители и своими силами наводят порядок.

Когда в очередной раз серьезные дяди в дорогих костюмах начнут вещать о сохранении культуры, вспомните о том, что есть такая усадьба из 17 сохранившихся построек (!), признанная объектом культурного наследия народов РФ федерального значения.

А вообще, стыдно что "культурное наследие" нашей страны находится в такой *опе. Понимаю "денег нет, но вы держитесь". Правда не понимаю, почему на строительство офисных коробок и ЖК-муравейников они вдруг есть, а на то, чтобы вернуть к жизни роскошные творения гениальных архитекторов - их нет. Россия очень богатая страна, раз может так разбрасываться своим культурным и туристическим потенциалом... Печально.

-28