Найти в Дзене

Простые вопросы, ответы на которые обязательно должны знать наши дети.

Дорогие друзья! Сегодня я хочу поговорить о некоторых исторических казусах, которые с головы на ноги переворачивают наше представление о древней истории, и активнейшим образом используются украинской пропагандой (да и, в целом, европейской, антирусской), дабы утвердить превосходство одной нации над другой. А мы частенько щёлкаем клювами, ибо эти клише так сильны, что даже мы, взрослые в них верим. И я это замечаю не только по жалким оправданиям в стримах и блогах, но даже с высоких трибун. Интересно? Поехали. 1. Киев - мать городов русских. Знакомо? Ну, конечно. Величественно? Ещё бы! Ах, какая конфетка в руках украинской пропаганды. И где там ваша Рассея и Москва. Киев - мать городов русских. На самом деле, Киев никакая не мать, ни отец, ни прабабушка и даже не троюродный племянник. В контексте словоформы, конечно. Первый раз сие выражение было употреблено в "Слове о полку Игоревом", хотя записано было ранее. Что записано? Читаем: Въ лѣто 6390 … [и] сѣде Ѡлегъ кнѧжа въ Києвѣ . и реч
Оглавление

Дорогие друзья! Сегодня я хочу поговорить о некоторых исторических казусах, которые с головы на ноги переворачивают наше представление о древней истории, и активнейшим образом используются украинской пропагандой (да и, в целом, европейской, антирусской), дабы утвердить превосходство одной нации над другой. А мы частенько щёлкаем клювами, ибо эти клише так сильны, что даже мы, взрослые в них верим. И я это замечаю не только по жалким оправданиям в стримах и блогах, но даже с высоких трибун. Интересно? Поехали.

1. Киев - мать городов русских.

Знакомо? Ну, конечно. Величественно? Ещё бы! Ах, какая конфетка в руках украинской пропаганды. И где там ваша Рассея и Москва. Киев - мать городов русских. На самом деле, Киев никакая не мать, ни отец, ни прабабушка и даже не троюродный племянник. В контексте словоформы, конечно. Первый раз сие выражение было употреблено в "Слове о полку Игоревом", хотя записано было ранее. Что записано? Читаем:

Въ лѣто 6390 … [и] сѣде Ѡлегъ кнѧжа въ Києвѣ . и реч Ѡлегъ се буди мт҃и градомъ рускими.

В переводе это звучит приблизительно так: "В лето (год) 6390 (882), сел Олег, князь, в Киеве, и сказал: "Пусть это будет иметься (считаться) городом русским". Мать - мати - иметь. Ибо если бы Олег хотел написать мать в смысле "мама" он бы написал мътьрь. Именно так именовали матушку на Руси очень долго. Разобрались? Княженька наш, просто вписал ещё один замечательный город в копилку русских земель. И никак особо его не выделял.

2. "Киевская Русь" - вот колыбель России, а не какая-то там Москва или Мокшква.

Знакомое утверждение? А как же! Вот всю жизнь была солидарна с доцентом Поцелуевым, который считал, что мы, историки, вечно мечемся между физиками и лириками, стремясь к точности одних и символизму других. Могу с уверенностью констатировать, что термин "Киевская Русь" был незнаком нашему великому Пушкину, появился после восстания декабристов и почти на полтора века моложе нашего Большого театра. Автором сего словосочетания стал не особо популярный, но амбициозный историк М.А. Максимович, записавший его в своей монографии "Откуда идёт русская земля" в 1837 году. Он, кстати, занимался эквилибристикой с ещё двумя терминами "Суздальская Русь" и "Червонная Русь", но Киевская как-то больше прижилась. А застолбил, припечатал её, Русь эту, мощным партноменклатурно-исторически кулаком к скрижалям истории ещё один историк - Б.Д. Греков, уже в 40-е годы ХХ века. Академик заявил, что

Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, — включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц.

Кстати, основоположник живого украинского языка Грушевский, морщил нос от термина "Киевская Русь" и предпочитал название "Руська держава" противопоставляя его "Государству Московскому".

3. Великий креститель Руси - Владимир Красно Солнышко - коренной киевлянин, считай, украинец...

Увы, други, скорее, "понаехавший". Истинным основателем и держателем в рамках крупного мегаполиса г.Киева, "отжав" его у двух варягов Аскольда и Дира был новгородский князь Олег. Ага, русский! Рюрикович. Он был, де юре, регентом юного князя Олега, но по сути являлся полновластным владельцем сего града славного. Так что до Владимира, которого почему-то ктевляне только и помнят, Киевом покняжевали Олег Вещий (882-912), Игорь Рюрикович (912-945), Ольга (945-964), Святослав (964-972), Ярополк (972-978), Владимир Святой (978-1015)... и ещё много-много-много русских князей после.

Относясь с глубочайшим уважением к личности Владимира Красна Солнышка, я всё-таки должна рассказать о нём правду. Князь Владимир, на современном сленге - байстрюк. Точнее, сын великого князя киевского Святослава Игоревича, прижитого им с ключницей Малушей, служившей одновременно и раздатчицей милостыни у княгини Ольги. Сын рабыни (робибич) по обычаям язычников мог наследовать князю-отцу, а Ольга оказалась настолько мудрой женщиной, чтобы отослав далеко-далеко мать Владимира, взять его воспитание под свою опеку. Родился Вдадимир в селе Будник, а Новгородщине, воспитывался с двумя законными по отцу братьями Ярополком и Святославом и наставником Добрыней. Будущий святой, кстати, был страшным грешником при жизни. Ой-ой, таких ещё поискать. Но запомнился всё-таки тем, что крестил Русь.

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. Во время похода Ярополка Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород, выгнав Ярополка. Владимир захватил и перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, при этом Владимир сначала изнасиловал будущую супругу Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Ну а после этого и свадебку сыграли. Западная историография очень часто сравнивает нашего Владимира с царём Соломоном. Даже в самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее:

«Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 … Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье».

Таким образом проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от иудейского царя Соломона, отпавшего от Бога и погрязнувшего в языческих обрядах ради жён своих. Но я, как советский атеист помню и о том, что до Крещения Владимир воздвиг в Киеве капище языческим богам Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Семарглу и Мокоши, где устраивал человеческие жертвоприношения. Вы, безусловно, можете считать, как угодно что угодно, но я уверена, что идея "охристианивания" Руси, подкидваемая одновременно латинянами и византийцами для Владимира была не истинной верой, а решением сиюминутной, актуальной геополитической ситуации..., ну, как создание антигитлеровской коалиции во вторую мировую войну.

Что-то я записалась и не посмотрела на часы.А уже 2.49 ночи. Если вам интересно, то разговор продолжим обязательно. Простых вопросов ещё очень много... Да, прошу, не забывайте подписываться на канал. Мой канал, увы, могут видеть только подписчики...