Всем 70/30
Мы продолжаем нашу регулярную рубрику «Музыка в новой реальности», в которой спрашиваем у людей из индустрии, как жить и развиваться человеку творческому, учитывая изменившиеся обстоятельства в стране.
Наш пятый спикер — Алексей Галяткин, музыкальный юрист и автор юридического блока Института Музыкальных Инициатив «Я музыкант. Что делать?». Алексей имеет обширный опыт работы в музыкальной сфере и в прошлом сотрудничал с Black Star, цифровым дистрибьютором Rightscom, стриминговым сервисом Zvooq и юридической фирмой Semenov&Pevzner.
Он рассказал нам о самых распространенных ошибках молодых артистов при начале работы с лейблами, о лучшем «паттерне» поведения, когда вас пригласили на «ковер» для заключения музыкального контракта, и поделился интересными проектами, где вы можете более детально окунуться в аспекты и особенности музыкального бизнеса России.
1) Как у юриста, стало ли у тебя больше работы в последнее время? Стали ли твои услуги более востребованы в музыкальных кругах?
Если отвечать прямо, то работы меньше не стало.
Да, конечно, можно было наблюдать спад в марте. Кризисы всегда в первую очередь бьют по креативным индустриям. Сейчас потоки цифровой дистрибуции изменяются, многие артисты начинают сотрудничество с новыми партнерами, появляются новые договоренности. Все это требует юридического оформления.
Но нужно признать, что доходы от цифровой дистрибуции падают. Падение будет на 20–50%. Это все, конечно, скажется на музыкальном рынке. Но я верю, что профессиональная юридическая помощь будет продолжать быть актуальной и востребованной.
2) Какие ошибки чаще всего совершают молодые исполнители, начиная сотрудничество с лейблами, дистрибуторами, агрегаторами?
Главная ошибка – это непонимание условий договора и сотрудничества с вашим будущим партнером. Неважно, лейбл это либо дистрибьютор. Отсутствует фиксация четких и разумных ожиданий от сотрудничества.
Например, если вы артист и вы ожидаете, что лейбл совершит определенные действия и в определенном объеме (например, таргетированную рекламу минимум на 100 000 рублей), а лейбл в свою очередь планирует осуществить исключительно отгрузку на музыкальные стриминговые сервисы без выделения бюджета на цифровой маркетинг.
Также применима идиома «дьявол в деталях». Есть составляющие, которые сильно влияют на суть сотрудничества. Порой артисту сложно их определить самостоятельно без подсказки со стороны. А они, в свою очередь, могут значительно повлиять на конечный результат. Даже перевернуть с ног на голову все сотрудничество.
3) Много ли шансов у музыканта достойно противостоять большой машине в виде лейбла, если он чувствует, что его права попираются?
Лейбл – профессиональный участник рынка. Конечно, юридическая поддержка лейблов представлена на достойном уровне.
Но это не означает, что музыкантам и артистам нужно игнорировать такие ситуации. Важно выстроить правильный диалог, желательно с привлечением профессионального менеджера и/или музыкального юриста на вашей стороне.
4) Как вести себя на первой встрече с представителями лейбла?
Уверенно и доброжелательно.
Обязательно нужно подготовиться к встрече. Накидать некий план для себя. Не бояться задавать неудобные вопросы, которые требуют обсуждения. Также не забывайте, что вы, как артист, продаете себя и свой материал. Нужно произвести приятное впечатление на представителей лейбла.
5)По карману ли молодому исполнителю услуги юриста?
Я считаю, что да. На рынке представлены юристы с различным опытом и бэкграундом. Стоимость их услуг варьируется.
Но нужно обратить внимание на один нюанс: получает ли молодой исполнитель прибыль от своей профессиональной деятельности? Если есть выбор между тем, чтобы вложить деньги в музыкальный материал либо привлечь юриста для проверки договора, то чаще выбор артиста падает на первое.
6) Как повысить свою юридическую грамотность человеку без профильного образования?
Считаю, что немало сделали Алексей Николаев, бюро InSimple и Институт Музыкальных Инициатив .
Например, на сайте ИМИ можно ознакомиться с инструкцией «Я Музыкант? Что делать?», где в соавторстве со мной была подготовлена глава «Основные положения авторского права». Старались не усложнять текст и донести до читателя максимально просто.