Найти тему
КИНОФАРВАТЕР

1937. Девятая церемония Оскар. Закон о защите животных, самый роскошный мюзикл в мире и русские на Оскаре.

Оглавление

Кто не читал статью про восьмую церемонию Оскар и не видел оттуда фильмов, то милости просим сюда, а затем обратно.

1936 год.
События в мире:

· Проводятся Зимние и Летние Олимпийские игры в Третьем Рейхе.
· Скончался король Великобритании Георг V. Престол перешёл к его сыну Эдуарду VIII.
· Серьёзные беспорядки в Палестине. Арабы убивают евреев и грабят их имущество.
· Дуче Италии Бенито Муссолини объединил Эфиопию, Эритрею и Итальянское Сомали в колонию Итальянская Восточная Африка.
· Гражданская война в Испании.

События в Америке:

· Действующий президент Франклин Рузвельт одержал повторную победу.
· Журнал Billboard публикует свой первый музыкальный хит-парад.
· В американских газетах появляется первый супергерой, одетый в облегающий костюм и маску, Фантом.
· В свет выходит эпический исторический роман Маргарет Митчелл "Унесенные ветром".

4 марта 1937 года состоялась девятая церемония награждения, ведущим которой был комик, актёр и певец — Джордж Джессел. Снова президентом Академии избрали Фрэнка Капра.

9-я церемония Оскар. Банкет и церемония.
9-я церемония Оскар. Банкет и церемония.

Изменения в номинациях: ...

Добавлены новые номинации и существенно переработаны несколько старых!

  • Лучший хореограф — регламент награждения был изменён. Оскар вручался хореографу за конкретный танцевальный номер в фильме.
  • Лучшие актёр и актриса второго плана — ещё до первой церемонии встал вопрос о надобности этих наград, но было принято решение, что "маленьких ролей не бывает" и каждый имеет право побороться за Лучшую роль, но на деле получалось так, что трижды за всю историю академии, актёры, игравшие второстепенные роли и номинированные на Оскар, а именно Льюис Стоун в "Патриоте", Фрэнк Морган "Романы Челлини", и Франшо Тоун в "Мятеже на Баунти", не получали статуэтку, тогда как у их соперников было просто больше экранного времени. Возможно, исключение составлял только Лайонел Бэрримор в фильме "Вольная Душа", но в картине в принципе сложно выделить одну главную мужскую роль, тогда как всё внимание было построено на героине Нормы Ширер, а на постере вообще были только она и Кларк Гейбл. Так или иначе, академия не могла игнорировать факт пренебрежения актёров и актрис второго плана и решила создать отдельные соответствующие категории, существующие до наших дней.
  • Лучший короткометражный фильм — эта номинация подверглась изменениям, а именно: были упразднены звания "Лучший короткометражный новаторский фильм" и "Лучший короткометражный фильм. Комедия". Теперь фильмы не подвергаются жанровым характеристикам и разделены на категории "Лучший короткометражный фильм, снятый на одну бобину (приблизительно до 11 минут)" и на "Лучший короткометражный фильм, снятый на две бобины". "Лучший новаторский фильм" был преобразован в "Лучший короткометражный фильм. Цвет", то есть только цветные фильмы могли претендовать на статуэтку в этой категории. Возможно, это разделение, а именно добавление ещё одной категории помимо исправления старых, было принято, чтобы увеличить количество участников и, тем самым поощрять большее количество кинематографистов, увеличивая почитателей Оскара и, вербуя новых академиков. Плюсом такую диковинку, как "цвет в кино" не знали толком, как именно котировать, поскольку по особенному относились к фильмам этой категории даже на Венецианском кинофестивале, где была отдельная «Специальная рекомендация» в категории «Цвет». И на Оскаре поэтому была придумана соответствующая номинация хотя бы в короткометражном разделе.
    "
    Лучший короткометражный анимационный фильм" остался без изменений.
Табличка за Лучшую роль второго плана. Была другого вида, но имела равноценный статус Оскара.
Табличка за Лучшую роль второго плана. Была другого вида, но имела равноценный статус Оскара.

Особенности и рекорды этой церемонии: ...

Второстепенным актёрам давали памятные оскаровские таблички, а не общепризнанные статуэтки, но они всё равно имели статус Оскара. Так продолжалось до 1943 года.

Почётный Оскар был вручён операторам Уилльяму Говарду Грину и Гарольду Россу:

«За работу над цветом в международной картине Селзника "Сады Аллаха"».

А также проекту "Марш Времени", который до появления телевидения родился из радиовещания, а после, выпуски разной документальной хроники показывали в кинотеатрах, иногда обрамляя её в художественное повествование закадровым голосом: то, что сейчас в телевидении используется повсеместно.

«За его значение для кинематографа и за то, что он произвел революцию в одной из самых важных отраслей индустрии – кинохронике».

Фильмы, которые точно стоит посмотреть.

1. Тропинка одинокой сосны.

Номинация на Лучшую песню без победы.

Невероятной красоты романтический вестерн и второй полнометражный фильм в истории, снятый в цвете на натуре в горах и именно благодаря этим фактам, от фильма не оторвать глаз.

В отличие от "Бекки Шарп" (первого цветного полнометражного фильма) здесь цвет используется не как аттракцион, а как визуальное произведение искусства, подкреплённое отличной историей и просто потрясающими актёрскими работами.

Этот фильм можно было бы спутать с вестернами 60-х годов, настолько он опередил своё время, хотя и сохранил романтизм и непосредственность 30-х, несмотря на довольно кровавую историю внутри фильма.

Не считая молодого Питера Фонда, двух песен, ставшие хитами, одна из которых номинировалась на Оскар, Сильвия Сидни в цвете лучшее, что появляется на экране. Круглолицая, как Клодетт Кольберт, но более простая и в своей простоте прекрасная.

Всё в этом фильме имеет право на звание "Лучший", но академики отдали предпочтение другим картинам, посчитав, что данному фильму не хватает глубины, а использование цвета едва ли заслуживает серьёзной похвалы, так как каждый кадр на фоне горных и лесных пейзажей напоминает, безусловно, красивую, но всё-таки кинооткрытку. С чем не согласились в фашистской Италии на Венецианском кинофестивале, где фильм получил награду в категории "Специальные рекомендации. Цветной фильм".

2. Сады Аллаха.

2 номинации за Лучшую музыку и Лучшего ассистента режиссёра.
Почётный Оскар за операторскую работу.

Если в первом полнометражном цветном фильме "Бекки Шарп" цвет использовался, как техническое развлечение, а в "Тропинке одинокой сосны" как неотъемлемая визуальная составляющая, то в "Садах Аллаха" (третий цветной фильм в истории) цвет это художественное решение, где пустыня является сплошной фантасмагорией и кажется, что события происходят в каком-то апокалиптическом будущем или прошлом, где только церковь осталась нетронутой и является ключом спасения ко всему, но от которого сознательно бежит главный герой.

Ричард Болеславский – уроженец Царской России, какое-то время работавший в МХТ, очень часто обращал свой режиссёрский взор на другие страны, в частности на Россию. И тем сильнее слышится конфликт главного героя в фильме, имя которого Борис Андровский, во времена, когда церковь объявляет борьбу против коммунизма. Сцена, где Борис бросает крест в воду на растерзание жадным девушкам, показывает его безразличие к религии, которое в прошлом, вероятно, было разочарованием. На этот жест героиня Марлен Дитрих говорит:

«Человеку, который боится признать своего Бога, неразумно вступать в пустыню».

Предупреждая, что внутренняя борьба неизбежна, иначе приведёт к гибели, тогда как внешняя – бессмысленна, потому что в этом фильме церковь это не место для политики и борьбы с внешними силами, а исключительно то святилище, в котором можно обрести себя и спасти свою душу, то есть то место, каким оно задумывалось изначально.

Это первый цветной фильм Марлен Дитрих и долгие планы её прекрасного лица говорят о том, что операторы с режиссёром это понимают и используют её красоту по максимуму.

Тем не менее, бюджет фильма без хэппиенда почти в 2 миллиона долларов, разумеется, себя не окупил. Ушли деньги в своём большинстве именно на цветное изображение, но оно того безусловно стоило.

3. Атака легкой кавалерии.

Две номинации на Лучший звук и Лучшую музыку.
Победа за Лучшего ассистента режиссёра.

Приключенческий боевик, родившийся из успеха такого же – "Жизни бенгальского улана", – этот фильм больше помнят в истории, как крайне жестокий по отношению к лошадям, а не за художественные особенности, среди которых можно выделить разве что батальные сцены и игру Эррола Флина. Актёр так понравился Майклу Кёртису в их совместном фильме "Одиссея Капитана Блада", что режиссёр добился того, чтобы именно Флин играл главную роль в этой картине. И их тандем ещё не раз возобновится.

Во время съёмок около 125 лошадей были сбиты специальным растяжками для батальных сцен; из них 25 были убиты сразу или их пришлось усыпить в дальнейшем из-за серьёзных травм, из-за которых лошадь не могла дальше передвигаться. Как бы Эррол Флин ни уважал режиссёра, он не мог спокойно реагировать на эту жестокость и даже один раз полез в открытый конфликт, и до драки дело не дошло только лишь потому, что их успели разнять до первого удара.

Оскар за Лучшего ассистента режиссёра вполне понятен именно по причине такого количества лошадей, растяжек и массовки, которыми нужно было руководить и подготовить к съёмкам. Примечательно, или лучше сказать, закономерно то, что похожий по жанру и духу фильм "Жизнь бенгальского улана", также обладал множеством номинаций, но получил статуэтку только за Лучшего ассистента режиссёра.

Тем не менее, последовательность обвинений в фильме, позже вынудила Конгресс США обеспечить безопасность животных для будущих фильмов и приблизить появление в свет фразы, ставшей всему миру известной.

«Ни одно животное при съемках не пострадало».

И это, возможно, лучшая награда, которую этот фильм не заработал, а подарил кинематографу.

4. Ярость.

Номинация на Лучший оригинальный сюжет без победы.

Фильм Фрица Ланга на фоне всех остальных сильно выделялся именно по причине режиссёрского видения.

Мэтр немецкого экспрессионизма не пренебрегает накопленным мастерством и использует те же приёмы, что и ранее: крупные, искажённые тенями планы, нагнетание ужаса, жестокость и только лишь голливудские продюсеры настояли на более счастливом финале, против которого был сам Фриц Ланг. Концовка, впрочем, в общих чертах не изменила смысл и сюжет фильма.

Сцена, где весь город оставляет героя Спенсера Трейси гореть заживо в тюрьме, чтобы линчевать его таким образом, — самое сильное, что есть в этом фильме, — они наблюдают за этим, будто стервятники, которые лакомятся мучениями, чтобы насытиться этим и разойтись. Вдвойне усиливается этот эффект, когда мы смотрим на эту сцену чистыми глазами его возлюбленной, всё той же Сильвии Сидни, взирающей ясным лицом на эту несправедливость.

Тем ужаснее, что фильм основан на реальной истории и сам акт линчевания далеко не вымысел, как и само явление суда Линча для 30-х годов, когда желание убить подкрепляется лишь предположением и становится ясно, что это только шаткий предлог для того, чтобы утолить жажду крови.

5. Эти Трое.

Номинация на Лучшую актрису второго плана без победы.

Уилльям Уайлер успел за один год снять два с половиной фильма (в фильме "Приди и Владей" он заменил Говарда Хоукса).

Картина "Эти Трое" основана на пьесе "Детский Час", но проблема состояла в том, что она поднимала тему лесбийских отношений. Даже до кодекса Хейса, эту пьесу было бы проблематично поставить, хотя вышла она в год, когда кодекс официально узаконили. Изменены были сюжет и название, так как пьеса была довольно популярна.

Так или иначе, люди в контексте, могли прекрасно додумать этот конфликт и тогда подобная фраза "то, что вы делаете в школе - отвратительно и богомерзко", обретает смысл и силу конфликта, потому что в фильме "особые" отношения между двумя девушками, изменили на любовный треугольник, где одна из девушек замужем за мужчиной, которого они обе любят. Почва для конфликта, конечно, есть, но не такая открытая и оправданная, чтобы лишать учителей школы.

Вероятно, поэтому Уайлера не до конца устроил фильм, что он решил сделать ремейк в 1961 году уже с оригинальным названием "Детский час".

Несмотря на двух замечательных актрис, уже успевших в прошлом получить номинацию на Оскар, здесь академики отметили тринадцатилетнюю Бониту Гренвилл и если сначала может показаться, что это просто истеричное исполнение, сыгранное с наскока, то особенно в финале видно, что за выразительность глаз юной актрисы, она и была номинирована, когда после потока лжи она осознаёт, что её правдивым словам никто не поверит.

6. После тонкого человека.

Номинация на Лучший сценарий без победы.

Успех предыдущего фильма, отхватившего целый урожай из номинаций на Оскар, не мог не знаменовать за собой сиквел, собравший ещё большую кассу, хотя и ограничившись всего одной номинацией в этот раз. Режиссёр, актёры и даже собачка те же, однако сама история захватывает не так сильно, как это делает первый фильм.

Стоит отметить, что юмор, который строится на диалогах между мужем и женой на высоте, но главное: сохранены за собой те черты характера, которые полюбились зрителям в первом фильме.

То есть, с точки зрения сиквела, механизм сработал правильно, но, увы, механизмом от этого быть не перестал. Это крепкий классический детектив, который мало кого удивит с точки зрения интриги и даже структуры, которая повторяет первую часть, но повеселить и развлечь он сможет играючи. Об этом говорит и четвёртое место в списке самых кассовых фильмов 1936 года.

7. Три милые девушки.

3 номинации без победы: Лучший фильм, Лучший оригинальный сюжет, Лучший звук.

Сюжет фильма: три юные девушки отправляются за папой, чтобы вернуть его к маме, но для этого им нужно расстроить свадьбу отца с одной обольстительницей, которой нужны, разумеется, только деньги.

Знакомый сюжет, не правда ли?

Как если бы фильм с участием сестёр Олсен получил номинацию Оскар за Лучший фильм года. Но для 1936 года сюжет, где дети пытаются построить счастье своих родителей, был в новинку и приятное удивление — в данном фильме это не выглядит анахронизмом.

То есть, конечно, фильм, можно сказать, детский и крайне наивный, но ведь именно для категории "семейный фильм" он и создавался, хотя даже по меркам 1936 года, один критик Грэм Грин упрекал чрезмерный сентиментализм и если бы не появление в середине фильма второстепенной роли русского актёра Миши Ауэра, предающего необходимого "взрослого юмора", то фильм был бы слаще сахарной ваты младенца, для которого эта картина и была сделана.

8. Генерал умер на рассвете.

3 номинации без победы: Лучшая мужская роль второго плана, Лучший оператор, Лучшая музыка.

Сам фильм, помимо новаторского применения грима, может уже заинтересовать тем, что его снял Льюис Майлстоун, а это значит, что только работа с камерой здесь может быть также хороша, как актёрские работы. Майлстоун использует гиперподвижную камеру, как в фильме "Первая Полоса", монтажное наложение от круглой ручки двери к бильярдному шару, полиэкран и неожиданные ракурсы, как например тот, что использует Тарантино почти в каждом своём фильме, когда взгляд камеры направлен из багажника машины.

Но в первую очередь стоит отметить именно второстепенную роль русского актёра армянского происхождения - Тамирова Акима Михайловича, который и играет в фильме генерала. Актёр, кстати, был в своё время приглашён в МХТ по протекции Ричарда Болеславского, но после гастролей в США, решил остаться в этой стране.

Конечно, Тамиров из-за сильного акцента играл кого угодно, только не американцев, но получить номинацию на Оскар это ему не помешало. Когда он в кадре ему даже не нужна свита, чтобы она играла его. Джон Говард назвал фильм "Генерал умер на рассвете" одним из 50 величайших картин, которые создал Голливуд и во многом благодаря роли Акима Тамирова.

9. Мой слуга Годфри.

6 номинаций без победы: Лучший режиссёр, Лучший Актёр, Лучшая Актриса, Лучший актёр второго плана, Лучшая актриса второго плана, Лучший сценарий.

Один из главных хитов и лучших фильмов года, который не удостоился одноимённого звания, став единственным фильмом, собравшим джекпот из актёрских номинаций, но не получившим Лучший фильм года. И, разумеется, актёрские работы, а именно Уилльяма Пауэлла, Кэрол Ломбард, Элис Брэди и Миши Ауэра лучшее в фильме.

Это чисто актёрский фильм, который до первой половины подлинное произведение искусства в жанре комедии, тогда как ближе к концу, картина теряет хватку и зрительский интерес, а некоторые герои обесценивают накопленную симпатию, как например героиня Кэрол Ломбард, влюбляющаяся в своего слугу, которого нашла на улице, а персонаж Миши Ауэра буквально просто уходит с фразой "я ухожу" после середины фильма. Но само начало и общие сцены, где все четверо актёров вместе кладезь юмора.

Михаил Ауэр, надо сказать, русский актёр, родившийся в Санкт-Петербурге и самое смешное в этом фильме, это, конечно, остроумные диалоги и его роль, пускай и в амплуа "mad russians/безумные русские".

Это амплуа распространённое в Америке тех лет, может показаться уничижительным, как "mommy/мамочка", которых играли упитанные афроамериканки, но здесь всё-таки проблема "mad russians" кроется в акценте. Стоит отметить, что даже великим не всегда удавалось выйти из оков неправильного произношения. Даже к Грете Гарбо приходилось привыкать толпам её фанатов, когда впервые услышали её сильный акцент. Марлен Дитрих также вынуждена была играть немецкоязычных девушек или барышень с неизвестным прошлым, но явно не американским... Однако даже ей было проще, потому что известность она свою получила, уже после рождения звука, тогда как Гарбо уже была популярна в эпоху немых фильмов.

В любом случае, ни один американец не смог бы так смешно исполнить «Очи черные», как это сделал Миша Ауэр.

10. Додсворт.

6 номинаций: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучший актёр, Лучшая актриса второго плана, Лучший сценарий, Лучший звук.
Победа за Лучшего художника-постановщика.

И опять на Оскар за Лучшую второстепенную роль претендует русская актриса Мария Успенская, которая успела поработать в России у Константина Станиславского.

Наверно, не в один другой год не было столько русских номинантов на американскую премию. Связано это, скорее всего с тем, что партия коммунистов, основанная ещё в 1919 году, набирает всё больше оборотов, но в этом ли причина всё-таки точно сказать нельзя. Для этого надо выяснить, кто среди академиков голосовал именно за русскоязычных актеров, и состояли ли они в коммунистической партии.

Но факт остаётся фактом: Миша Ауэр, Мария Успенская, Аким Тамиров, Ричард Болеславский – все они уроженцы Царской России, кроме разве что Тамирова, который просто имел русские корни и работал долгое время в России.

Но в фильме всё же роль ученицы Станиславского не такая яркая, как сама история, рассказанная в картине. И для 1936 года она поражает своим феминизмом. Каждый может представить, что мужчина, переживая кризис среднего возраста, понимает, что не нагулялся, но уже давно обзавёлся полноценной семьёй и хочет от жизни чего-то большего.

Но что если не нагулялась жена?

Пока муж делал карьеру, она сидела с детьми, была лишена путешествий и теперь впускается в романтические интрижки, оправдывая это тем, что хочет отдохнуть и даже если это будет стоить ей семьи, она хочет увидеть мир, пока ещё молодость не покинула её лицо, не признавая, что эта самая молодость оставила её ещё до замужества.

Это первая режиссёрская номинация великого Уилльяма Уайлера и вокруг режиссуры этого фильма многие спорили, а есть ли она здесь вообще?

И, разумеется, Уилльям Уайлер делает здесь то, что и в наши дни не каждый по-настоящему умеет: он работает с актёрами, текстом, мизансценами, выстраивая их так, что даже простая восьмёрка кажется психологическим жестом, раскрывающим персонажей. Режиссура его фильмов охватывает спектр всех актёрских способностей, всё что требуется – это заснять их. Главное: это история, всё остальное лишь способы рассказать её, а режиссёрское видение и закосы под авторство оставьте немецкому экспрессионизму, умершему в 20-х годах.

За такое мастерство он и получил рекордные 12 номинаций на режиссуру, но за это его и критиковали, требуя более явного режиссёрского почерка, стиля, который был бы свойственен именно Уильяму Уайлеру, тогда как в сущности, если сопоставить два его фильма вместе и сравнить, можно прийти к выводу, что их сняли разные режиссёры и закономерно констатировать, что авторский стиль у Уайлера напрочь отсутствует, но факт остаётся фактом: истории, рассказанные в этих фильмах, способы их донесения до сердец зрителя – точно будут аутентичными.

В конце концов, не признак ли хорошей режиссуры количество номинаций у картины?

11. Время Свинга.

Одна номинации за Лучшего хореографа.
Одна победа за Лучшую песню.

Лучший мюзикл Фреда Астера и Джинджер Роджерс по мнению многих критиков, где буквально каждый музыкальный номер отдельное произведение искусства. И тем сильнее бросается в глаза, что Оскар за Лучшую песню достался произведению, где Астер просто сидит и поёт, аккомпанируя себе на пианино.

Сюжет не может похвастаться какой-то неожиданной структурой. Она идентична всем фильмам великого дуэта, меняются только имена и предлагаемые обстоятельства, но фильмы Астера и Роджерс смотрят не из-за сюжета.

Когда дело доходит до музыкальных номеров, то даже лучший современный танцор, повидавший всех от Айседоры Дункан до Пины Бауш, снимет свой цилиндр в знак уважения перед этим дуэтом.

Тем не менее, в фильмографии Астера/Роджерс больше не появится столь же успешного фильма и каждый последующий будет терять интерес зрителя, во многом из-за той самой одинаковой структуры, но до того момента, это один из самых кассовых фильмов 1936 года.

12. Приди и владей!

Номинация на Лучший монтаж.
Победа за Лучшую мужскую роль второго плана.

Фильм стоит внимания хотя бы потому, что его снимали одни из самых значимых режиссёров "Золотого Голливуда", хотя Уайлер всячески отрекался от этого фильма, посчитав его плохим.

Тем не менее, это трогательная, а под конец душераздирающая история о том, как человеку приходит осознание того, что он стар и его век уходит, а принцип "приди и владей" переходит в наследство более молодым.

Первая в истории статуэтка за Лучшую мужскую роль второго плана досталась Уолтеру Бреннану за роль добропорядочного друга. Персонаж помимо юмористических вставок, явно созданных самим актёром, не слишком яркий, но человек, снявшийся в 6 фильмах, 4 из которых по разным номинациям заглянули на Оскар, академия не могла оставить без поощрения.

Кстати, все роли, сыгранные Уолтером Бреннаном в этих 6 фильмах в одном году, были второстепенными.

13. Оклеветанная.

Номинация на Лучший фильм года без победы.

Ещё один фильм с номинацией на Лучший фильм года без других номинаций и ещё один, где в главной роли играет Уилльям Пауэлл.

И может быть, "королём Голливуда" был Кларк Гейбл, но этот год был годом Уилльяма Пауэлла, снявшегося в один год в пяти фильмах, в каждом из которых сыграл главную роль, четыре из которых попали в оскаровские номинации, два из которых номинированы на Лучший фильм года. И стоит ли добавлять, что каждый из этих фильмов был хитом? Тогда как Кларк Гейбл переживал не лучший год, снявшись, например, в фильме "Кэйн и Мэйбл", где упрекали продюсера в мискасте и неправдоподобную игру "короля Голливуда".

Можно упрекнуть Уилльяма Пауэлла в однообразной манере актёрской игры, но помимо шарма, чувства юмора и особенного стиля, которого, между прочем, ждали от него зрители из фильма в фильм, он мастерски преподносил каждую реплику, делая её ещё смешнее. И за счет его обаяния, ему можно простить это однообразие, требуя того самого Пауэлла, в которого влюбляешься в каждом картине с его участием, вторя зрителям.

"Оклеветанная" поднимает всю ту же тему о влиянии СМИ на частную жизнь человека, как это делал фильм «Последние пять звёзд», только здесь жертва вовсе не конкретный человек, а именно газета, распустившая грязные слухи, испортив репутацию медийной личности.

14. Энтони Эдверс. (Энтони Несчастный/Энтони-Неудачник).

3 номинации: Лучший фильм, Лучший художник-постановщик, Лучший ассистент режиссёра.
4 победы: Лучшая женская роль второго плана, Лучшая музыка, Лучший монтаж, Лучший оператор.

Блокбастер, идущий два с половиной часа, сделанный под костюмированный байопик о реальной личности.

Эрол Флинн должен был играть с Фредериком Марчем в паре, но после "Одиссеи капитана Блада" он был так популярен, что Warner Brothers решили закинуть его на более прибыльный проект "Атака лёгкой кавалерии", но ирония состоит в том, что в ТОП 10 самых прибыльных фильмов 1936 года "Энтони Эдверс" стоит на пятом месте, тогда как "Атаки лёгкой кавалерии" там вообще нет.

Оскар за Лучшую второстепенную женскую роль достался дебютантке Гейл Сондергард, сыгравшую обольстительницу настолько естественно, что ей бы позавидовала Джоан Кроуфорд или Марлен Дитрих.

Тем не менее, фильм ругали за бесконечные два с половиной часа, отмечая, что при этом он умудряется не рассказать подробно историю Энтони Несчастного, прошедшего такое количество приключений, после которых он остаётся человеком, обогащенным духовным благом и физической стойкостью, как это описано в романе. Фильм же является просто кратким пересказом, что с высоты нынешнего времени уже не имеет значение, потому что у современного зрителя нет ожиданий, какие были у критиков после прочтение романа и покупки билета в кино, а значит можно спокойно оценить фильм, где одну из лучших ролей, как отмечали хором все киножурналы, сыграл оскароносец Фредерик Марч.

15. Ромео и Джульетта.

4 номинации без победы: Лучший фильм, Лучшая актриса, Лучший художник-постановщик, Лучший актёр второго плана.

Продюсером этой картины стал Ирвинг Тальберг, мечтавший снять эту экранизацию пять лет и только лишь после успеха "Сна в летнюю ночь", Луис Б. Майер дал добро, увидев, что и Шекспир более признанный и успешный в театре, нежели в кинематографе, может приносить огромные деньги.

Как это и бывает с фильмами Тальберга, если он берётся за него, то картина перестаёт принадлежать режиссёру, кем бы он ни был. Режиссёр служит лишь посредником между продюсером и его замыслом.

Мнения о фильме разделились, во многом из-за того, что Ромео было 42, Джульетте 35, а Меркуцио играл 54-летний Джон Бэрримор, однако не знание пьесы, если это конечно возможно в контексте Шекспира, может избавить этот факт от критики, потому что то, как адаптирован текст, никак не влияет на солидный возраст главных героев.

Вообще сама картина смотрится крайне изысканно и если существовала бы музыкальная пьеса для этого фильма, то она была бы в легато, крайне нежном и чистом, без резких форте на протяжении всего фильма, что сложно себе представить в Шекспировской пьесе, где все чувства возведены до абсолюта и накалены до предела. Мизансцены же выстроены так, будто сейчас с них будут списывать иконы и фрески, что тоже не входит в общепризнанный канон Шекспира, где именно молодость в сердцах Ромео и Джульетты кипит в груди и хочется действия, хочется жизни, но при этом мир Тальберга не хуже и не лучше того, что привыкли люди видеть в Шекспире. Эта картина совершенно другой мир: поэтичный, неспешный и безусловно красивый.

Первая звуковая экранизация бессмертной пьесы.

16. Повесть о Луи Пастере.

Одна номинация на Лучший фильм года.
3 победы: Лучший актёр, Лучший оригинальный сюжет, Лучший сценарий.

Тут надо напомнить, что категория Лучший оригинальный сюжет подразумевает в себе не весь сценарий, а именно заявку, создание и прописывание персонажей, конву сюжета без углублённых деталей, общую структуру без диалогов и конкретных ремарок. Такое совпадение в плане победы лишь единожды повторится в 1944 году.

Достаточно нестандартный байопик, рассказывающий о жизни личности Пастера уже в старости, а не как это принято с молодости или раннего детства.

Что касается Пола Муни, то это его четвёртая номинация и первая, наконец, победа. Муни один из немногих актёров, которым за каждую роль можно давать Оскар, потому что каждая его работа гениальна, будь то беглый каторжник, просто русский работяга или знаменитый химик Луи Пастер, призывающий врачей мыть руки перед операцией. Он везде абсолютно разный в отличии от тех же Кларка Гейбла или Уилльяма Пауэлла и, возможно, единственный актёр, который так основательно подходил к созданию каждого образа даже в том, чтобы изменять голос и манеру акцента своего персонажа.

Вместе с Оскаром Пол Муни получил Кубок Вольпи на Венецианском Кинофестивале, как лучший актёр, а сам фильм был в конкурсной программе и номинирован на Кубок Муссолини.

17. Мистер Дидс переезжает в город.

4 номинации: Лучший фильм, Лучший сценарий, Лучший актёр, Лучший звук.
Победа за Лучшего режиссёра.

Представьте, что фильм "Миллионер поневоле" с Адамом Сэндлером, вышедший в 2002 году, номинировался бы на Оскар в категории Лучший фильм, а его режиссёр даже взял статуэтку. Сравнение с этим фильмом сознательно, потому что это ремейк оригинала Фрэнка Капры "Мистер Дидс переезжает в город".

Одна из лучших комедий своего времени, где деревенщина получает баснословную сумму, в которой он не нуждается в отличии от его окружения и журналистов, жаждущих интересный материал.

Возможно, лучшая роль Гэри Купера, где, кажется, будто он вообще не играет, а искренне не понимает, что происходит из-за чего и рождается добрая половина гэгов. Гэри Купер воплотил именно того героя, какой будет свойственен Фрэнку Капра, когда маленький человек с большим сердцем попадает в нестандартную для него ситуацию, где его сердце заполняет собой всё пространство.

Что касается статуэтки за режиссуру, то на неё смотришь с неким подозрением, потому что президентом академии в то время был именно Фрэнк Капра. Более того, он был руководителем режиссёрского отделения. От этого и возникает чувство недоверия. Всё-таки Капра, успевший уже получить статуэтку за "Это случилось однажды ночью", сумел себя зарекомендовать, как личность, которую уважают все, особенно среди режиссёров, чьим отделом он руководит.

С другой стороны, об этом думаешь, когда акцентируешь на этом внимание, тогда как если отбрасывать этот факт, можно увидеть потрясающий сбалансированный фильм (именно ему прочили главную статуэтку), который под конец даже успевает ломать жанр мелодрамы и становится судебным фильмом, что крайне неожиданно, но также мастерски снято режиссёром.

"Специальные рекомендации" Венецианского кинофестиваля и номинация на Кубок Муссолини.

18. Повесть о двух городах.

Режиссёр: Джек Конуэй. 1936. США.
Режиссёр: Джек Конуэй. 1936. США.

Две номинации без победы за Лучший фильм и Лучший монтаж.

Один из лучших фильмов 1936 года, где свою лучшую роль сыграл Рональд Колман, который готовился к этому фильму "всю свою жизнь" и именно из-под его руки за 7 лет до начала съёмок, он был, можно сказать, утверждён на эту роль.

Основанная на произведении Чарльза Дикенса, "Повесть о двух городах", восхваляет дружбу так, как это мало кому будет по силам, учитывая, что патетика напрочь отсутствует и история рассказана максимально трепетно и с любовью на фоне гражданской войны. Каждая роль сыграна замечательно без всяких скидок на время, за исключением, может быть Дональда Вудса, который не представляет ничего нового и никак не проявляет себя в фильме в принципе.

Все критики в унисон хвалили работу Колмана, отмечая, что это его лучшая роль и потому тем страннее, когда в лонг-листе номинантов его имени не оказалось, но это не мешает истории кинематографа иметь в своей библиотеке гениальный фильм с не менее гениальным первоисточником.

19. Сан-Франциско.

5 номинаций: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучший актёр, Лучший оригинальный сюжет, Лучший ассистент режиссёра.
Победа за Лучший звук.

Казалось бы, это был самый очевидный фильм на звание Лучший фильм года и вот почему...

Фильм "Сан-Франциско" рассказывает историю города в 1906 году, когда произошло страшное землетрясение, унёсшее за собой множество жизней и так совпало в истории, что в тридцатилетие этого события был снят фильм "Сан-Франциско", а в год церемонии были построены Золотые ворота в знак силы Америки над этим бедствием, мол, они смогли это пережить и всё отстроить лучше прежнего, как и было обещано в фильме, учитывая, что город был уничтожен под чистую. И это было бы крайне красивым и мощным жестом вручить Оскар за Лучший фильм года актуальной картине, показывающей торжество жизни и процветание над стихийным бедствием.

Сам фильм гениален и если и есть в этом году кино с Кларком Гейблом, которое выше всяких похвал, то это "Сан-Франциско", хотя примечательно именно то, что на Оскар за Лучшую мужскую роль претендовал Спенсер Трейси, а не Гейбл.

На протяжении всего фильма ты понимаешь, что произойдёт землетрясение. Об этом предупреждает вступительный титр, гласящий, что "все имена жертв вымышленные и не имеют ничего общего с реальными людьми, а если имеют, то это чистая случайность". Об этом говорит и счётчик дат, приближающийся к трагедии, но в какой именно момент фильма оно грянет – не знает никто.

И в этом весь саспенс ужаса, когда героиня Джанетт МакДональд вдруг после небольшого толчка произносит:"Что это было" - и на протяжении 4 минут мы больше не слышим человеческой речи. Только крики и раскаты тверди земли. И весь этот ужас монотонного рева на фоне крушения, будто падение Гинденбурга, монументальных построек, созданных человеком и бессильных против природы, ввергает зрителя в страх, который сменяется надеждой, что всё будет отстроено, что подтверждается финальным монтажным наложением с огненных руин на современный отстроенный Сан-Франциско.

Именно поэтому это гениальный фильм. Он будто смеётся над "великой депрессией", показывая, что он переживёт и её, вселяя в людей надежду, которую они не теряли и после землетрясения 1906 года.
За нескончаемый рёв земли, сеющий смерть и страх одним своим звуком и был получен Оскар за Лучший звук.

Над сценарием фильма, кстати, работали мэтры: Эрих Штройгейм подлатал сценарий, а сцены с мафией снимал Дэвид Уорк Гриффит, но в титрах они указаны не были.

"Сан-Франциско" занял второе место в списке самых прибыльных в 1936 году, уступив другому масштабному фильму.

20. Великий Зигфелд.

4 номинации: Лучший режиссёр, Лучший художник-постановщик, Лучший монтаж, Лучший оригинальный сюжет.
3 победы: Лучший фильм, Лучшая актриса, Лучший хореограф.

Самый кассовый фильм 1936 года. В главной роли Уилльям Пауэлл и, возможно, ему не сыграло на руку то, что он снялся в таком количестве фильмов, ведь вероятнее всего, академики голосовали за разные фильмы и в итоге акцентировали внимание на роли слуги Годфри, а не на Зигфелде, тогда как именно "Великий Зигфелд" был главным фаворитом и принёс Луизе Райнер статуэтку за Лучшую женскую роль, тогда как Пауэлл снявшийся в главной роли в таком масштабном байопике, идущему добрых три часа, не получил даже номинации.

Киноспутнице — актрисе Мирне Лой тоже можно только посочувствовать. Фильм просто не даёт ей времени раскрыться по полной, так как она появляется почти в конце. Железная леди, какой мы привыкли видеть Мирну Лой, уверенной в себе, здесь выглядит обыденной, очередной девушкой Зигфелда. Скорее всего, она была добавлена в фильм, чтобы опять создать тандем «Мирна Лой и Уилльям Пауэлл», который так обожал зритель, но в данном случае, это было неуместно. Зритель не успел насладиться их совместному пребыванию в кадре, а критики недоумевали, зачем талант этой актрисы вообще здесь используется?

Чего не скажешь о Луизе Райнер. Помимо того, что она правдоподобно сыграла француженку, будучи американкой немецкого происхождения, она является олицетворением самой нежности и, возможно, решающим фактором выбора её в фаворитки, была сцена, где она звонит бывшему мужу и поздравляет его со свадьбой. Абсолютно искренне, нежно, но с болью в сердце, добавив к этому трогательный акцент.

Синоним этого фильма – роскошь, блеск или гламур. Весь лоск и золото Голливуда осыпались на этот фильм с такой силой, что самая знаменитая сцена, где почти 8 минут, порезанных лишь одной склейкой, показана огромная вращающаяся платформа в виде свадебного торта диаметром 21 метр, около 30 метров в длину и весом в 100 тонн, на которой было задействовано 180 исполнителей, танцоров, живой музыки и массовки, напичканных в дорогие костюмы, в которых танцевали под руководством хореографа, получившего свой Оскар именно за эту сцену, а закрывает этот номер занавес общей длинны в 4 километра. Стоило это удовольствие в виде только одной подобной сцены 220 тысяч долларов. Тогда как фильм собрал свыше 4 с половиной миллионов долларов при бюджете чуть больше двух.

Здесь как никогда уместно перефразировать Шекспира и сказать "цифры, цифры, цифры"...

Фильм является классическим стандартом в жанре музыкального байопика и на момент выхода был признан шедевром. Но по прошествии времени стал подвергаться критике именно из-за своих излишеств и роскошной внешней оболочки, за которой кроется лишь поверхностная история "из грязи в князи". Сейчас многие бы отдали предпочтение "Мистеру Дидсу" Фрэнка Капры, где на первый план выходят не амбиции и тщеславие, а человечность и гуманность.

И особенно на фоне "великой депрессии" и готовящейся войны, "Великий Зигфелд" кажется несерьёзной кандидатурой и просто расточительством. Можно ли так открыто демонстрировать роскошь, когда безработных в стране свыше 7 миллионов?

Но стоит отметить, что даже на момент выхода, никто не отрицал, что это ода роскоши и гимн "Золотому Голливуду", но ведь именно способы визуализирования этой роскоши и является произведением искусства.

Это тот самый момент, когда шоу переходит на новый уровень и на фоне этих изысков, рассказывается история одного шоумена, желавшего поразить весь мир своими безумствами. И тем гениальнее кажется структура фильма, где в его центре показывается этот самый "торт" и зритель думает, что может быть колоссальнее этого, а в итоге нам показывают спад в карьере Зигфелда, демонстрируя психологический портрет человека, который был королём и постепенно утрачивает контроль над своим царством.

Фильм получил "Специальные рекомендации" на Венецианском Кинофестивале и номинировался на Кубок Муссолини. Лучшая роль Уилльяма Пауэлла и лучший его год в карьере.

Итоги: ...

В номинации на Лучший анимационный фильм впервые заглянул Морячок Попай в мультике "Моряк Попай встречает Моряка Симбада", но, увы, даже шпинат не помогает ему выиграть у Уолта Диснея, который получает статуэтку в пятый раз подряд за мультик "Деревенский Кузен". Франшиза золотоискательниц в виде фильма "Золотоискательницы 1937 года" с номинацией за Лучшего хореографа, появляются на Оскаре в последний раз. Последующие сиквелы не принесут даже номинации для франшизы.
В общем и целом, год на фильмы в категории Лучшие фильмы года, оказался удивительно богатым на шедевры и, что приятнее всего для истории кинематографа, каждый из этих фильмов абсолютно разный, как по жанрам, так и по содержанию.

Видео монтаж победителей и некоторых номинантов этого года.

Фильмы в ролике: 00:00 "Время Свинга".
00:08 "Ромео и Джульетта".
00:14 "Великий Зигфелд".
00:21 "Мой слуга Годфри".
00:32 "Оклеветанная".
00:34 "Приди и владей".
00:38 "Три милые девушки".
00:43 "Моряк Попай встречает Моряка Симбада" (Дэйв Фляйшер, Уиллард Боуски) - Номинация на Лучший короткометражный анимационный фильм.
00:46 "Повесть о Луи Пастере".
00:49 "Повесть о двух городах".
00:51 "Энтони Эдверс".
00:54 "Мистер Дидс переезжает в город".
01:02 "Тропинка одинокой сосны".
01:15 "Сады Аллаха".
02:05 "Ярость".
02:13 "Сан-Франциско".
02:32 "Рожденная танцевать" (Рой Дель Рут) - Номинации: Лучшая песня, Лучший хореограф.
02:36 "Додсворт".
02:59 "Атака легкой кавалерии".

* * *

_______________________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А какой фильм из этой церемонии Вам нравится больше всего? Пишите в комментариях и вручите этой статье лайк.

Подписывайтесь! Всем добра и здоровья!