Найти в Дзене
Центр "Хризма"

«Нужно искать способ сохранения исторической истины»: болгарский иерарх о северомакедонской автокефалии

Митрополит Неврокопский Серафим (Болгарская Православная Церковь) дал комментарий о признании автокефалии Македонской Православной Церкви с именем Охридской архиепископии – именем Церкви Первого Болгарского Царства.

Следует отметить, что страна, которая с недавнего времени называется Северной Македонией, является лишь третьей частью географической Македонии – Вардарской (по реке Вардар) Македонией, бывшей республикой в составе социалистической Югославии. Соседняя её часть – Пиринская Македония (горный массив Пирин) находится на юго-западе Болгарии. Эгейская (или Беломорская) Македония – область на Севере Греции. Такое распределение территорий существует с 1945 г.

Митрополит Неврокопский Серафим.
Митрополит Неврокопский Серафим.

До окончания Второй Мировой войны не существовало никакого отдельного македонского этноса. На территории современной Северной Македонии (той самой, что южнее болгарской Македонии) веками проживало болгарское население, объявленное «македонским» в социалистической Югославии. Нечто вроде «Македонии имени Тито» по известной аналогии. И если русской читательской аудитории хорошо известны претензии Греции по поводу названия страны и Церкви «македонская», то обида болгар на название «Охридская» большинству не понятна. В православной среде хорошо известно имя блаженного Феофилакта Болгарского, но мало кто вникал в то, что он был архиепископом Охридским.

В качестве «архиепископии всея Болгарии» Охридская архиепископия просуществовала 749 лет. В 1767 г., когда Болгария находилась под властью турок в Османской империи, Охридская архиепископия путём интриг и финансовых махинаций была упразднена стараниями Фанара, стремящегося к усилению собственной власти.

Неслучайно самопровозглашённая Македонская Православная Церковь (МПЦ) в 2017 г. обратилась к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с просьбой признать её в качестве дочерней и таким образом легализовать. Но получила отказ ввиду неканоничности подобного хода, после чего обратилась за помощью к Фанару.

Благополучное решение вопроса признания МПЦ не может не радовать. Однако же между Болгарией и Северной Македонией уже несколько лет существует известное напряжение из-за попыток Северной Македонии присвоить себе общую многовековую историю. Именно это стало причиной вето, наложенного Болгарией на вступление Республики Северная Македония в Европейский Союз, за что Болгария подвергается длительному и сильному давлению со стороны западных партнёров.

На вопрос ведущей «Болгарского национального радио» о том, теряет ли БПЦ в смысле исторической истины от того, что вселенский патриарх признал Православную Церковь Северной Македонии под именем Охридской архиепископии, ответил митрополит Неврокопский Серафим (Неврокопская епархия БПЦ – это и есть Пиринская Македония).

Согласно мнению его высокопреосвященства, «история ясна и категорично известно, что Охридская архиепископия создана и носит это имя с добавлением к нему – Болгарская и для болгар. И так было на протяжении очень долгого исторического периода». «Мы переживем горечь из-за конфликта, в котором переплетаются интересы относительно истории Болгарской Православной Церкви. Что-то из этой горечи мы примем, что-то не примем. Время покажет, но нам нужно отстаивать историческую истину».

Теперь предстоит признание МПЦ всеми поместными Церквами, и поэтому «будет время и удобный момент, когда выражаются несогласия относительно имени или территориального расположения новой автокефальной Церкви». Владыка Серафим считает, что можно «спокойно обсудить и решить вопросы прошлого и предстоящего: названия, территории, всего, что теперь будет устанавливаться. Нужно искать способ сохранения исторической истины и, соответственно, достижения добрых, нормальных, не только человеческих, но и братских межхристианских отношений. Прежде всего, мы – одна православная семья».

Материал подготовила Янина Алексеева, г. София, Болгария