Митрополит Неврокопский Серафим (Болгарская Православная Церковь) дал комментарий о признании автокефалии Македонской Православной Церкви с именем Охридской архиепископии – именем Церкви Первого Болгарского Царства.
Следует отметить, что страна, которая с недавнего времени называется Северной Македонией, является лишь третьей частью географической Македонии – Вардарской (по реке Вардар) Македонией, бывшей республикой в составе социалистической Югославии. Соседняя её часть – Пиринская Македония (горный массив Пирин) находится на юго-западе Болгарии. Эгейская (или Беломорская) Македония – область на Севере Греции. Такое распределение территорий существует с 1945 г.
До окончания Второй Мировой войны не существовало никакого отдельного македонского этноса. На территории современной Северной Македонии (той самой, что южнее болгарской Македонии) веками проживало болгарское население, объявленное «македонским» в социалистической Югославии. Нечто вроде «Македонии имени Тито» по известной аналогии. И если русской читательской аудитории хорошо известны претензии Греции по поводу названия страны и Церкви «македонская», то обида болгар на название «Охридская» большинству не понятна. В православной среде хорошо известно имя блаженного Феофилакта Болгарского, но мало кто вникал в то, что он был архиепископом Охридским.
В качестве «архиепископии всея Болгарии» Охридская архиепископия просуществовала 749 лет. В 1767 г., когда Болгария находилась под властью турок в Османской империи, Охридская архиепископия путём интриг и финансовых махинаций была упразднена стараниями Фанара, стремящегося к усилению собственной власти.
Неслучайно самопровозглашённая Македонская Православная Церковь (МПЦ) в 2017 г. обратилась к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с просьбой признать её в качестве дочерней и таким образом легализовать. Но получила отказ ввиду неканоничности подобного хода, после чего обратилась за помощью к Фанару.
Благополучное решение вопроса признания МПЦ не может не радовать. Однако же между Болгарией и Северной Македонией уже несколько лет существует известное напряжение из-за попыток Северной Македонии присвоить себе общую многовековую историю. Именно это стало причиной вето, наложенного Болгарией на вступление Республики Северная Македония в Европейский Союз, за что Болгария подвергается длительному и сильному давлению со стороны западных партнёров.
На вопрос ведущей «Болгарского национального радио» о том, теряет ли БПЦ в смысле исторической истины от того, что вселенский патриарх признал Православную Церковь Северной Македонии под именем Охридской архиепископии, ответил митрополит Неврокопский Серафим (Неврокопская епархия БПЦ – это и есть Пиринская Македония).
Согласно мнению его высокопреосвященства, «история ясна и категорично известно, что Охридская архиепископия создана и носит это имя с добавлением к нему – Болгарская и для болгар. И так было на протяжении очень долгого исторического периода». «Мы переживем горечь из-за конфликта, в котором переплетаются интересы относительно истории Болгарской Православной Церкви. Что-то из этой горечи мы примем, что-то не примем. Время покажет, но нам нужно отстаивать историческую истину».
Теперь предстоит признание МПЦ всеми поместными Церквами, и поэтому «будет время и удобный момент, когда выражаются несогласия относительно имени или территориального расположения новой автокефальной Церкви». Владыка Серафим считает, что можно «спокойно обсудить и решить вопросы прошлого и предстоящего: названия, территории, всего, что теперь будет устанавливаться. Нужно искать способ сохранения исторической истины и, соответственно, достижения добрых, нормальных, не только человеческих, но и братских межхристианских отношений. Прежде всего, мы – одна православная семья».
Материал подготовила Янина Алексеева, г. София, Болгария