6 июня — день рождения красного командира Николая Щорса (1895—1919). Не все понимают, почему такие командиры, как Чапаев и Щорс, «украинский Чапаев», пережили резкий взлёт своей популярности уже посмертно, в середине 1930-х годов. Да так, что Чапаев на столетие вошёл в советский фольклор. Со Щорсом такого не случилось, но популярность его образа была тоже высока. Кто-то из биографов Бориса Ельцина рассказывал, что Борис Николаевич уже в годы перестройки с упоением распевал песню о Щорсе. Может показаться, что всё это сплошная головоломка — Щорс и Ельцин, что у них общего?!.. Ведь это настоящие исторические антиподы: один утверждал своей борьбой и кровью красное знамя, другой его свергал и восстанавливал буржуазный строй?!.. Но на самом деле, этот ребус, как и всякая историческая загадка, имеет своё классовое объяснение.
Начнём с того, почему именно в середине 30-х годов в советском кинематографе, самом народном и массовом в те годы жанре искусства, оказались высоко востребованы образы не рабочих, а именно крестьянских вожаков, таких, как Чапаев и Щорс? Дело было в том, что именно тогда, в 1930-е годы, в СССР наступила эпоха, когда в руководящий слой страны хлынул настоящий поток выходцев из крестьянства. Именно их в первую очередь трудолюбиво перевозил вверх «социальный лифт» 30-х, как в 20-е годы он перевозил людей из рабочего класса, а ещё раньше — революционную интеллигенцию. И разумеется, они нуждались во вдохновляющих героях, подобных им самим, как ярких примерах для подражания, «жизнь делать с кого». Щорс идеально подходил на эту роль.
В середине 1980-х, когда волна крестьянских выходцев впервые докатилась до самой вершины власти в СССР (в лице Черненко, а потом Горбачёва и Ельцина), само крестьянство уже давно находилось в стране в меньшинстве, и представляло собой «уходящую натуру». Но почитание «своих» героев былых времён в этой социальной среде ещё по инерции держалось, вот отсюда и этот неожиданный пиетет Ельцина к красному командиру Щорсу который, воскресни он, вероятно, без больших раздумий поставил бы Ельцина к стенке.
Стихи Михаила Голодного:
Шёл отряд по берегу, шёл издалека,
Шёл под красным знаменем командир полка.
Голова обвязана, кровь на рукаве,
След кровавый стелется по сырой траве.
«Хлопцы, чьи вы будете, кто вас в бой ведёт?
Кто под красным знаменем раненый идёт?» —
«Мы сыны батрацкие, мы за новый мир,
Щорс идёт под знаменем — красный командир.
В голоде и холоде жизнь его прошла,
Но недаром пролита кровь его была.
За кордон отбросили лютого врага,
Закалились смолоду, честь нам дорога».
Тишина у берега, смолкли голоса,
Солнце книзу клонится, падает роса.
Лихо мчится конница, слышен стук копыт,
Знамя Щорса красное на ветру шумит.
Вообще, буквально какая-то роковая ирония истории связала разрушителей СССР 1991 года и Николая Щорса. Другой из беловежской троицы, приснопамятный Леонид Кравчук — тоже, кстати, сын крестьянина — в 1954 году, будучи студентом, позировал в качестве натурщика скульптору для памятника командиру Щорсу, который установили тогда в Киеве.
Памятник Щорсу был открыт 30 апреля 1954 года. «Мне было двадцать лет, — рассказывал бывший главный идеолог ЦК Компартии Украины, — учился тогда на втором курсе. Для меня это был обычный эпизод из жизни студенчества.
— А сейчас как вы относитесь к памятнику? Власть собирается сносить подобные монументы…
— Отношусь абсолютно спокойно. Честно говоря, не вижу в этом памятнике каких-либо художественных изысков. Так что, если город решит его снести, я не буду против и защищать его не буду».
«— В Киеве на бульваре Шевченко стоит очень красивый памятник красному командиру Щорсу. Я знаю, что Щорса лепили с вас — вы были молодой, красивый… Теперь памятник Щорсу хотят снести. Вам его не жаль?
— Абсолютно нет. Это же Щорс, а не Кравчук. Если бы там было написано «Кравчук», может, мне и было бы обидно».
Хотя, безусловно, были и более чем достойные революционеры из числа крестьянства, не один Щорс, а потом и деятели СССР, но в целом сырая, непереваренная классовая психология мелкого собственника, мелкого хозяина, которую в той или иной мере разделяли и Горбачёв, и Ельцин, и Кравчук, оказалась той пушинкой, которая сломала спину верблюду, и нанесла социализму и СССР последний завершающий удар.
Памятник Щорсу в Киеве не сносят ввиду его художественной ценности, хотя, начиная с Евромайдана 2013-2014 годов, постоянно идут об этом разговоры. В 2016 году памятник обтянули тканью цветов флага Украины, сделав его почти невидимым:
Занятно, что памятник стоит на пересечении бульвара Шевченко и улицы Симона Петлюры. Того самого Петлюры, которому Щорс в своё время вместе с другими командирами Красной Армии адресовал издевательское письмо. В этом письме — вся личность реального Щорса ясно отражена, как в капле воды:
«Мы, таращанцы, богунцы и другие украинцы, казаки, красноармейцы, получили твоё похабное воззвание. Как встарь запорожцы султану, так и мы тебе отвечаем…
Скажи, Иуда, за сколько грошей продал ты Украину?
Сколько платишь своим наймитам, чтобы пёсьим языком мутили селянство, поднимали его против власти трудовой бедноты?
Скажи, Иуда, скажи, предатель, только знай, не пановать панам больше на Украине.
Мы — сыны её, бедные труженики — головы сложим, а её обороним, чтобы расцвела на её вольной земле рожь на свободе и сжата была свободным селянством на свою пользу, а не жадным грабителям, кровососам — кулакам и помещикам.
Да, мы братья российских рабочих и крестьянства, как братья всем, кто борется за освобождение трудящихся.
Не доносить тебе штанов до этого лета...
Прочь иди в петлю, проклятый! Давись, собака!».
Такие дела.
P.S. Как и другие образы героев революции, память о Щорсе в годы Реставрации подвергалась развенчанию или, пользуясь «учёным» термином, деконструкции. Правда, такая работа вызывает скорее недоумение, даром что её автор считается одним из самых коммерчески успешных художников на аукционах Сотби и других: