Найти в Дзене

Два самых известных портрета Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин - гений русской и мировой литературы, который написал не только лирические стихи, но и сказки, поэмы, историческую прозу и драматические произведения. Произведения Александра Сергеевича считаются энциклопедией образов применения современного литературного русского языка.

Ежегодно 6 июня отмечают Пушкинский день в День русского языка.

Несомненно, многие с детства любят произведения Александра Сергеевича. Но сегодня мы расскажем о другом - портретах Пушкина. Для сравнения возьмём два портрета двух живописцев: Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Оба написаны в 1827 году.

О. А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина», 1827 г.
О. А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина», 1827 г.

Первый портрет известен многим, его можно часто встретить в школьных хрестоматиях, книжных иллюстрациях. Портрет Пушкина Ореста Кипренского выставлен в Государственной Третьяковской галерее. Живописец считался лучшим портретистом своего времени, все детали его полотен были тщательно проработаны, он мастерски умел передать характер героя, его душевное состояние.
Портрет Пушкина был написан по заказу его близкого друга Антона Дельвига. Изысканный вкус и элегантность передаёт одежда поэта: белоснежная рубашка, тёмный строгий пиджак, на шее аккуратно повязан тёмный шарф, через плечо перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой. Одет по моде.
Сдержанная поза в полуобороте, руки скрещены на груди. Подсвечены на картине лицо и кисть руки. Задумчивый взгляд устремлен вдаль. На лице чуть заметная грустная улыбка. Волосы и бакенбарды аккуратно уложены. На руке можно заметить длинные ухоженные ногти. На заднем плане изображена статуэтка Музы с лирой в руках, как символ творческой натуры героя. Портрет передаёт характер творческой личности поэта, задумчивый и загадочный образ героя. Гармония романтического образа. Цветовая палитра сдержанная: коричневато-оранжевые, зеленоватые цвета. Световой акцент на лицо поэта, особенно живописно изображены глаза. Взгляд чистый и ясный, выразительный.

Портрет Ореста Кипренского очень понравился Александру Сергеевичу. Он написал такие строки:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,—
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

В. А. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина», 1827 г.
В. А. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина», 1827 г.

бращает внимание зрителя на лицо и руку героя. На руке можно заметить два перстня. Один из них - подарок Елизаветы Воронцовой, которой Пушкин посвятил не один стих. Это кольцо поэт считал своим талисманом, приносящим удачу. Цветовая гамма сдержанная , темноватые тона. Портрет находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Оба портрета разные, но передают творческий образ поэта. Первый - парадный, второй - интимный. И оба портрета стали эталонными изображениями Пушкина в любой период его жизни для других художников. Его возраст замер в его портретах.

Портрет А. С. Пушкина Ореста Кипренского (слева) и Василия Тропинина (справа)
Портрет А. С. Пушкина Ореста Кипренского (слева) и Василия Тропинина (справа)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
А. С. Пушкин, 1836 г.