Найти тему

Книгоиздательства Петербурга на рубеже 19-20 веков - для гимназической молодёжи

Петербург на рубеже 19-20 веков заслуженно имеет и оправдывает статус столицы Российского образования. Разумеется, это очень почётно, но одновременно обязывает ко многому. Далеко не последнее по важности требование времени к Петербургу, как к столице Российского образования – наличие широкого, интересного и востребованного ассортимента книг для читательской аудитории - учащихся гимназий. Для учащихся гимназий издавалась учебная литература и различные книжные пособия; но не менее важен то факт, что для преподавателей гимназий и для родителей учащихся издавалась методическая литература и книги по истории педагогики. Как правило, данные два направления издательской деятельности оказывались взаимосвязаны – книгоиздатели Петербурга интуитивно чувствовали и чётко выявляли эту взаимосвязь: открытия в области методики преподавания и педагогики находили отражение в изменении программ гимназического преподавания; читательская реакция гимназической аудитории помогала выявлять интерес к тематическим и жанровым направлениям современной литературы, к книжным новинкам.

В данной статье блога "Забытые страницы русской литературы" мы расскажем о работе четырёх книжных издательств, каждое из которых отдало дань расширению круга чтения гимназистов и гимназисток; каждое из которых по-своему помогло глубокой и содержательной книге найти своего читателя. Разумеется, книжных издательств, связанных в первую очередь с гимназической аудиторией (прежде всего, по выбору тематики книг, а также по требованиям гимназических программ), в Петербурге было гораздо больше; рассказать обо всех в одной статье блога невозможно. Мы остановили внимание на следующих: издательство А. Ф. Девриена; издательство Н. П. Карбасникова; издательство династии Глазуновых; наконец, типография, журнал и издательство М. М. Стасюлевича.

Издательская марка типографии А. Ф. Девриена
Издательская марка типографии А. Ф. Девриена

Альфред Фёдорович Девриен начал свою работу в Петербурге в 1872 году, когда ему было тридцать лет. Уроженец Швейцарии, он получил европейское образование; несколько лет изучал типографское и издательское дело во Франции, в Англии, в Германии. В Петербург он приехал с чёткой деловой целью: открыть своё дело, работать продуктивно и честно. Свою деятельность в Петербурге Альфред Девриен начал с открытия книжного магазина на Васильевском острове, в собственном доме, по адресу – Васильевский остров, Третья линия, дом 8. А в 1881 году Девриен приобретает ещё один дом на Васильевском острове, по адресу – Вторая линия, дом 1 (напротив Румянцевского сада), в котором размещает новый книжный магазин. Торговый Дом "А. Ф. Девриен" был учреждён в 1903 году; в 1913 году было начато строительство дома, в котором впоследствии находилась главная контора А. Ф. Девриена (причём для складских помещений издательства был пристроен корпус высотой в шесть этажей). Адрес знаменитого дома таков: Васильевский остров, Четвёртая линия, дом 13.

В восприятии взрослых читателей Петербурга издательство А. Ф. Девриена (справедливо будет заметить, что Торговый Дом "А. Ф. Девриен" был учреждён издателем совместно со взрослыми сыновьями - Альфредом и Вильгельмом), прежде всего было связано с изданием книг по географии, ботанике и биологии, а также книг по грамотному и культурному ведению сельского хозяйства - именно они и прославили издательство. Книги были предназначены для агрономов и преподавателей естествознания, для студентов и преподавателей высших учебных заведений. Например, А.Ф.Девриеном были изданы следующие книги, получившие высокую оценку и признание читательской аудитории: "Полная энциклопедия русского сельского хозяйства" (1900-1912 г.г.) - энциклопедия включала 11 томов; "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга" (1899-1914 г.г.); "Справочная книга русского сельского хозяина" (1892 год); "Почвоведение" К. Д. Глинки; "Учебник агрономии" С. М. Богданова.

Каким образом Альфред Фёдорович Девриен начал выпуск книг для гимназической аудитории?… Произошло это далеко не сразу.

Издательство А. Ф. Девриена уделяло внимание выпуску научно-популярной литературы для учащихся гимназий, а также выпуску книг – энциклопедий и справочников по естественным наукам для преподавателей. Но не только! В 1880-х годах Девриен создаёт целое направление в работе своего издательства, связанное с подготовкой и выпуском в свет книг для детской аудитории.

Среди гимназистов и гимназисток Петербурга на рубеже веков пользовалась успехом серия книг "Путешествия": серия включала в себя биографии учёных-географов и путешественников. Книги были очень качественно и красиво изданы, в качестве авторов приглашались компетентные специалисты – преподаватели Санкт-Петербургского университета, сотрудники Санкт-Петербургской Академии наук. Но точная научная информация излагалась увлекательно и живо, на доходчивом, понятном детям языке. Сюжетная линия каждой книги состояла не только из пересказа научных фактов: не меньше внимания уделялось хронике путешествий, ярким событиям и встречам в течение каждого путешествия. Например, в этой серии вышли книги о Н. М. Пржевальском, Ф. Нансене, Г. Е. и М. Е. Грум-Гржимайло, Г. Н. Потанине. Думается, важно будет вспомнить следующий факт: книги издательства А. Ф. Девриена были рекомендованы Министерством народного просвещения для награждения учащихся гимназий и реальных училищ за успешное окончание учебного курса (как правило, награждение проходило за успешное окончание учебного года, перед уходом учащихся и учителей на Пасхальные каникулы).

В. П. Желиховская, Мала былинка, да вынослива. Повесть для юношества, издатество А. Ф. Девриена, 1897 г.
В. П. Желиховская, Мала былинка, да вынослива. Повесть для юношества, издатество А. Ф. Девриена, 1897 г.

Кроме того, добрую славу издательству принесли книги, изданные для того, чтобы быть подаренными детям от их родителей (в одной из статей блога "Забытые страницы русской литературы" мы вспоминали традицию чтения книг в семейном кругу – именно для такого чтения и была задумана подарочная серия издательства). Вот что писал сам Альфред Фёдорович Девриен, отвечая на вопросы покупателей его книг и журналистов:

"...Хорошая книга может просуществовать дольше всякого другого подарка. Она переходит зачастую к младшим братьям и сёстрам и может иногда доставлять полезное развлечение даже детям тех, кому была впервые подарена. Хорошая книга может целыми неделями, месяцами занимать ребёнка и не прискучит ему. Но этого мало: она проникает в свежее впечатлительное сердце и душу маленького читателя, влияет на его внутренний мир и живёт в нём. Как часто взрослый до самой старости сохраняет в себе воспоминания о тех свежих радостных впечатлениях,которые доставила ему в детстве хорошая книга!…"
“1001 ночь” издания А.Ф. Девриена с 6 хромолитографиями и 9 рисунками в тексте.
“1001 ночь” издания А.Ф. Девриена с 6 хромолитографиями и 9 рисунками в тексте.

Книги подарочной серии выпускались для разной возрастной аудитории детей: были небольшие изящные и содержательные книги для совсем маленьких читателей; но преобладали в подарочной серии книги, выпущенные для детей гимназического возраста – а это было гораздо более сложной задачей и по выбору тематики книг, и по задачам книжного оформления. Изучение истории книгоиздательского дела и его развития в Петербурге на рубеже веков даёт возможность сравнить разные профессиональные подходы к вопросу о том, какой должна быть литература для гимназической аудитории; но чётко можно выявить одну важную особенность: в книгах для гимназистов и гимназисток должно было быть сочетание интересного приключенческого сюжета, и в то же время – в книге должен был быть поиск высокого нравственного идеала. Но нравоучение напрямую – ведь это так скучно!… Как преподнести серьёзное смысловое содержание книги таким образом, чтобы читатель не заскучал?... Именно этот вопрос был актуален и для литераторов, и для книгоиздателей на рубеже веков.

Но несправедливо будет не сказать об ещё одном важном направлении развития литературы, предназначенной для гимназической аудитории: учебно-методическая литература и книжные пособия. Важно отметить следующий факт: такая литература пользовалась спросом и у учащихся гимназий, и у гимназических преподавателей, и у репетиторов отстающих учеников (как правило, репетиторами были студенты высших учебных заведений Петербурга).

На рубеже 19-20 веков в Петербурге существовало издательство, которое выпускало учебную и учебно-методическую литературу: книги, выпущенные издательством Николая Павловича Карбасникова, предназначались для широкого круга гимназической аудитории, причём пользовались и заслуженным успехом, и большим спросом покупателей. Издательство Н. П. Карбасникова находилось по адресу: Литейный проспект, дом 48. Разумеется, по традиции Петербурга рубежа веков, при издательстве находился книжный магазин. Интересный биографический факт: Карбасников далеко не сразу стал издавать учебно-методическую литературу. Он родился в 1852 году; окончил уездное училище; начинал карьеру в Петербурге очень скромно – служил "мальчиком на побегушках " в одном из крупных книжных магазинов столицы. В конце 1860-х годов он успешно служил приказчиком в известной Петербургской фирме Н. О. Фена – фирма специализировалась на торговле учебной литературой. В начале 1870-х годов Н. П. Карбасников покинул фирму и начал предпринимать попытки наладить собственное дело – его целью стало открыть

"Издательство Карбасникова". Когда знаменательное событие состоялось, печатной продукцией издательства становится беллетристика – преимущественно французские романы; затем – научно-популярная литература по истории, социологии, юриспруденции, географии и даже рекомендации по технике фотографии.

Борис Афанасьевич Евдокимов, Фотографические забавы. Описание опытов и занятий, легко выполнимых при помощи фотографии, Издательство: Карбасников Н. П., Петроград, 1916 г.
Борис Афанасьевич Евдокимов, Фотографические забавы. Описание опытов и занятий, легко выполнимых при помощи фотографии, Издательство: Карбасников Н. П., Петроград, 1916 г.

Но постепенно издательство обретает свой собственный профессиональный профиль – оно специализируется на издании книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также их педагогов и родителей. Учебные пособия издательства Н. П. Карбасникова отличались качественным полиграфическим исполнением, смысловой содержательностью и доходчивым языковым изложением, поэтому были популярны у читающей публики и часто переиздавались.

Постепенно "Издательство Карбасникова" начинает выпускать книги не только для учащихся младших классов гимназий и тех, кто ещё только готовится в гимназию поступать. Для гимназистов и гимназисток "средней ступени обучения" (говоря методическим языком Петербурга рубежа веков), то есть для учащихся средних классов была издана серия "Классики в школе", которая пользовалась большим успехом у учащихся и их родителей, а также была признана интересной по содержанию,качественной по печатному исполнению и соответствующей требованиям обучения по предмету "Русская словесность" такими талантливыми учителями-словесниками и методистами, как В. П. Острогорский, И. Т. Осинин.

Например, в серии "Классики в школе" были изданы следующие книги: "Борис Годунов" А. С. Пушкина, "Бедная Лиза " Н. М. Карамзина, "Элегии" и "Избранные баллады" В. А. Жуковского. В каждой из книг данной серии читатель мог найти полный текст произведения, литературно-критические статьи о произведении, историко-биографический очерк об авторе произведения. Думается, именно ответственная и творческая работа над серией "Классики в школе" открыла ещё одно важное направление: в издательстве Н. П. Карбасникова стали выходить книги по истории и теории литературы – в помощь ученикам и ученицам старших классов гимназий, в помощь преподавателям русской словесности.

Иван Бунин, Последнее свидание, издание Товарищества “Н. П. Карбасников”, Париж, 1927 г.
Иван Бунин, Последнее свидание, издание Товарищества “Н. П. Карбасников”, Париж, 1927 г.

Одним из первых Петербургских книгоиздателей Николай Павлович Карбасников оценил значение и востребованность пособий по библиографии и книговедению. В 1895 году увидела свет книга Н. А. Рубакина "Этюды о русской читающей публике", в которой были систематизированы и осмыслены данные о состоянии книжного дела в России с 1886-1892 г.г. Чуть позже увидела свет ещё одна книга того же автора - "Письма к читателям о самообразовании": она была интересна широкому кругу читающей публики, но прежде всего – учащимся старших классов гимназий и студентам-словесникам, потому что была своеобразным "самоучителем". На страницах книги автор размышлял о том, какое значение имеет книга для самообразования, как она может помочь сэкономить время в поиске необходимой читателю информации. Н. А. Рубакин писал в предисловии к книге следующее: "...Цель этой книжки практическая; в ней идёт речь о том, как экономизировать время и труд и вообще своими силами, работая над самообразованием; как подходить к этой работе не со стороны книги, а со стороны жизни, обыденщины, и вести её в тех самых условиях, в каких приходится волей – неволей существовать."

Далеко не случайно в 1890-х годах в издательстве Карбасникова выходят журналы "Книжные новости" и "Книжный вестник" - в них нашли развитие темы, заявленные в книгах Рубакина: о самообразовании, об умении планировать время во время учёбы и чтения, об умении извлекать из книг необходимую информацию и систематизировать её. В одной из статей нашего блога мы рассуждали о том, что такое "искусство быть читателем". Изучение истории издательства Николая Павловича Карбасникова в историческом контексте Петербурга – книжной столицы России даёт возможность сделать следующий вывод: вопрос о приобщении к миру книг, о значении владения "искусством быть читателем" был не менее, чем в наши дни, актуален на рубеже 19-20 веков. Наверное, внимательное и заинтересованное осмысление этой темы откроет новые возможности для научного исследования.

Издательская марка типографии М. Стасюлевича, 1893 г.
Издательская марка типографии М. Стасюлевича, 1893 г.

Вспоминая насыщенную интересными историческими фактами и культурными традициями жизнь Петербургских издательств, нельзя обойти вниманием журнал "Вестник Европы" и связанный с ним издательский комплекс, типографию и книжный магазин. С 1866 по 1908 год главным редактором и издателем журнала был Михаил Матвеевич Стасюлевич (годы его жизни: 1826-1911). Современники и коллеги совсем не случайно называли его "идеальным редактором " - за высокий профессионализм, глубокую порядочность, образованность. Успех творческого замысла и продуманного делового решения М. М. Стасюлевича во многом был определён его издательской культурой. Разумеется, одной из главных целей его деятельности стало приобщение широкого круга читателей к серьёзной, содержательной и интересной литературе.

Журнал "Вестник Европы", 1885 г.
Журнал "Вестник Европы", 1885 г.

Итак, в 1866 году в Петербурге был выпущен первый номер журнала "Вестник Европы". В первом номере была размещена издательская программа журнала. Каковы были её тематические разделы, с которыми главный редактор знакомил читателей?... Предоставим слово самому Стасюлевичу. Он формулировал названия разделов журнала так: 1). Критические исследования важнейших вопросов исторической науки и жизни, монографии, биографии, историческая беллетристика. 2). Анализ лучших новейших исторических произведений и вновь издаваемых памятников. 3). Общий обзор хода учёной исторической литературы и деятельности учёных исторических обществ и академий. 4). Педагогическая литература и преподавание исторической науки. 5). Историческая хроника. Как видим, уже в программе журнала было уделено внимание выпуску учебно-методической литературы, связанной с преподаванием истории. В дальнейшем Стасюлевич не изменил своему замыслу: на страницах журнала публиковались произведения русских и европейских историков, социологов.

Кроме того, в "Вестнике Европы" печатались произведения современной художественной литературы: например, особенно часто с журналом сотрудничал И. С. Тургенев, а по его рекомендации корреспондентами журнала стали Эмиль Золя и Г. Флобер – был налажен творческий диалог с литературным миром Франции. В 1872 году М. М. Стасюлевич серьёзно расширил своё дело: на Васильевском острове (Вторая линия, дом 7) он открыл типографию; а в 1882 году на Васильевском острове (Пятая линия, дом 28) были размещены новая типография, издательство и книжный магазин. И вновь Стасюлевич не изменяет своему замыслу: он издаёт учебную и научную литературу – прежде всего, по истории. В издательстве были выпущены работы таких серьёзных учёных, как Н. И. Костомаров, Н. И. Кареев, А. Ф. Петрушевский, А. Н. Острогорский. Разумеется, выпуск интересных и современных исторических монографий стал возможен потому, что у исторической литературы был постоянный круг читателей – прежде всего, учителя гимназий и преподаватели высших учебных заведений.

Нельзя не вспомнить, что в издательстве М. М. Стасюлевича в общедоступной серии была выпущена "Русская библиотека" произведений В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева. В каждом томе "Русской библиотеки" читатель мог найти портрет писателя, историко-литературный очерк о его жизни. Первый том "Русской библиотеки" был посвящён творческому наследию А. С. Пушкина. В газете "Санкт-Петербургские ведомости" появился следующий отзыв:

"...Первый том " Русской библиотеки " заключает в себе выбор из сочинений Пушкина… Внешность издания первого тома "Русской библиотеки" не оставляет желать ничего лучшего. Бумага, печать, внимательная корректура – всё это удовлетворительно вполне. Цена книги не только умеренная, но положительно выходящая из ряда обыкновенных цен: красиво изданный том, более 25 листов убористой печати, стоит 75 копеек, а в коленкоровом изящном переплёте – 1 рубль. Вообще, первый том "Русской библиотеки" заслуживает полного успеха, который несомненно и будет иметь это прекрасное и полезное предприятие."

Действительно, так и получилось: в течение следующих пяти лет после выхода в свет первого тома "Русской библиотеки" было выпущено 10 томов; подбор текстового материала к каждому тому, осмысленный выбор литературных произведений к каждому тому, составление сопроводительной литературоведческой статьи требовало напряжённой творческой работы. Поэтому для создания серии "Русская библиотека" Стасюлевичем были привлечены лучшие литературоведы, библиографы, писатели. В разное время над созданием книг серии трудились П. В. Анненков, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, В. П. Гаевский... Адресатом "Русской библиотеки" были прежде всего юные читатели; на редкость удачное соотношение глубокого интересного содержания, ясного литературного языка, чёткой логики изложения биографического материала делало каждый том серии востребованным и для подготовки к урокам русской словесности, и для самостоятельного чтения – чтения "Для души".

О демократичной цене каждого тома уже было упомянуто в цитате из газеты "Санкт-Петербургские ведомости"; разумеется, это очень важно с точки зрения экономии, но не только. Одна из главных целей издателей такова: читатель, покупающий книги серии "Русская библиотека", должен стремиться собрать все книги серии на своей книжной полке. Почему М. М. Стасюлевич считал, что это так важно?... Не только ради стабильного дохода своего издательства он стремился заинтересовать читателя. Не менее важным было дать возможность читателю познакомиться с произведениями русской классики, сопоставляя различные произведения, вникая в их смысл – а для этого чтение должно быть осмысленным и заинтересованным. По замыслу издателей, человек, обратившийся к книгам серии "Русская библиотека", непременно должен был задуматься о том, что такое "искусство быть читателем" - без этого выпуск книг серии терял всякий смысл.

Издательская марка издательства Глазуновых
Издательская марка издательства Глазуновых

Затрагивая вопрос о возможностях приобщения читателя к интересной, глубокой по содержанию книге, нельзя не вспомнить о петербургской издательской фирме династии Глазуновых, в 1882 году отметившей свой юбилей – 100 лет издательской деятельности. В память об этом событии в 1903 году (на средства фирмы) были выпущены замечательные издания: "Краткий обзор книжной торговли и издательской деятельности Глазуновых за сто лет. 1782-1882" и "Краткий очерк столетней деятельности типографии Глазуновых в связи с развитием их книгоиздательства. 1803-1903" (автор книги – известный профессиональный библиограф и историк книжного Петербурга – Н. М. Лисовский). Книгоиздательская фирма Глазуновых просуществовала в Петербурге 135 лет (с 1782 по 1917 год). После Октябрьской революции имущество фирмы было национализировано; фирма прекратила свою деятельность. Важно заметить: все 135 лет своего существования фирма, о которой мы ведём речь, принадлежала представителям династии Глазуновых – образованных, деловых и порядочных книгоиздателей, известных и уважаемых в писательском и журнальном мире книжного Петербурга.

Сначала – немного из истории книгоиздательской деятельности Глазуновых. До 1803 года книги, выпускаемые фирмой, печатались в типографии Санкт-Петербургской Академии наук. В 1803 году Глазуновы открыли собственную типографию (станки для неё были выписаны из-за границы). Издавались книги по истории и юридическому праву, по географии, по агрономическому делу, а также художественную литературу (но в начале издательской деятельности фирмы издание художественной литературы не было главной целью). В 1805 году произошло важное событие – типографией Глазуновых было осуществлено издание самого полного и систематизированного сборника Государственных указов и законов; название его звучало так: "Памятник из законов". В качестве составителей и редакторов были приглашены профессиональные юристы и сенаторы: А. Ф. Фиалковский, В. Ф. Вельяминов-Зернов, Ф. Д. Правиков. В 1827 году вышел в свет заключительный том собрания законов – 17-й том; "Памятник из законов" был высоко оценен читающей публикой Петербурга, чиновниками Сената, министром юстиции. По личному указу императора издатель "Памятника из законов" был награждён золотой медалью на Владимирской ленте с надписью "За полезное". Таким образом, общественное признание качественной профессиональной работы книгоиздательской фирмы Глазуновых открыло возможности для успешного развития: притока новых интересных заказов, творческого диалога с самыми талантливыми Петербургскими литераторами, привлечения высокообразованных специалистов к работе в книгоиздательской фирме. Во второй половине 19 века Глазуновы обращают внимание на издание литературы для учебных заведений Петербурга; начинают издавать учебники, географические атласы, научно-популярные книги по истории России и Европы.

Одними из первых Глазуновы обратили внимание на интерес интеллигентной читающей публики к истории Петербурга – в 1844 году была выпущена книга П. Н. Петрова "История Санкт-Петербурга с основания города до введение в действие выборного городского управления…".

В 1860-х годах Глазуновы приобрели в полную собственность право на издание литературных сочинений И. С. Тургенева, И. А. Гончарова; было выпущено полное 10-томное собрание сочинений И. С. Тургенева и полное 8-томное собрание сочинений И. А. Гончарова, отличавшиеся точностью корректуры, литературоведческой культурой, изяществом издания. Для преподавателей русской словесности и их учеников на долгие годы данные издания стали настоящей находкой!

В конце 19 века в издательстве Глазуновых сложилась замечательная традиция: для гимназий и для самостоятельной работы учащихся с текстом литературных произведений начинают издаваться книжные серии: "Доступная библиотека" и "Классная библиотека". Данные книжные серии включали произведения русских и европейских классиков художественной литературы; каждая книга серии была снабжена литературоведческим очерком, биографией автора, статьями и отзывами профессиональных литераторов о произведении. Каждый выпуск серии стоил намеренно дёшево – 10-15 копеек: Глазуновы понимали, что среди широкого круга их читателей есть люди с разным достатком. Но дешёвая цена отнюдь не означала плохого качества издания! Хотя, конечно, каждая книга серии была издана добротно, но без роскоши: без цветных иллюстраций, без золотого обреза. Читатели высоко ценили книги серии "Доступная библиотека" и "Классная библиотека" прежде всего за содержание, информативность, логику изложения литературоведческого комментария.

Книжные магазины издательской фирмы Глазуновых, расположенные на Невском проспекте и на Садовой улице, заслуженно пользовались вниманием и уважением петербуржцев – здесь на только можно было купить нужную книгу, но и получить профессиональный, любезный и корректный ответ на вопрос о книжных новинках издательства. В заключение справедливо будет заметить: издательская фирма Глазуновых далеко не сразу стала издавать литературу для преподавателей и учащихся Петербурга; к этому вопросу представители династии Глазуновых подходили постепенно, с осторожностью. Но осторожность оказалась оправдана: на рубеже 19-20 веков книги, которые были изданы у Глазуновых, не только пользовались большим спросом, но и соответствовали высоким требованиям времени к литературе, предназначенной для гимназической аудитории.

Итак, наше повествование о петербургских книгоиздательствах А. Ф. Девриена, М. М. Стасюлевича, Н. П. Карбасникова, династии Глазуновых – окончено; разумеется, не только эти книгоиздательства отдавали дань выпуску книг для учащихся и их преподавателей. Можно было бы продолжить разговор: страницы истории типографии и издательства А. С. Суворина, издательская деятельность П. П. Сойкина, деятельность петербургского филиала московской фирмы И. Д. Сытина не менее интересны: у каждого из этих издателей были свои пути к читательскому признанию, и к изданию литературы, связанной с учебной и преподавательской деятельностью, они тоже пришли постепенно. Нами были выбраны четыре книгоиздательства не только потому, что обо всех невозможно рассказать в одной статье блога. Причина – в другом: думается, будет интересно увидеть своеобразный профессиональный путь каждого из издателей, о котором идёт речь в нашей статье; сравнить путь каждого из издателей к пониманию важности обращения к выпуску литературы для учащихся, их учителей, репетиторов и преподавателей; а самое главное – к пониманию того, как сложно, но необходимо воспитывать искусство быть читателем! Но, наверное, такое сравнение помогает задуматься о том, какой должна быть книга, которую открывает юный читатель?... Каждое поколение литераторов и издателей решает этот вопрос по-своему, учитывая требования времени, в котором ему выпало жить. Безусловно, это так. Но не менее важно и другое: книгоиздатели и литераторы, преподаватели русской словесности и родители во все времена задумывались: каким образом можно было бы сочетать в книге для юного читателя глубину содержания и приключенческий замысловатый сюжет?… Обращение к серьёзным, вечным вопросам человеческого бытия и связь с современностью?… Наконец, книга не должна быть бездумной и поверхностной; но занудное поучение просто оттолкнёт юного читателя, который только начинает свой путь в мире книг... В следующих статьях блога "Забытые страницы русской литературы" мы надеемся обратиться к вопросу о своеобразии преподавания русской словесности на рубеже 19-20 веков – обращение к нему невозможно без рассказа о том, какой была книга для юных читателей-гимназистов по тематике, по своеобразию развития сюжета, по смысловой глубине содержания, по авторской интонации.

[Первое посмертное собрание сочинений] Пушкин, А. С., Сочинения Александра Пушкина, издательство Глазуновых, 1838 г.
[Первое посмертное собрание сочинений] Пушкин, А. С., Сочинения Александра Пушкина, издательство Глазуновых, 1838 г.

#литература #история литературы #издательство #девриен #карбасников #глазунов #стасюлевич