108K подписчиков

Разрушительная сила безответственности

6,7K прочитали

Из окна Дарье Филипповне было видно, как у подъезда остановилась красивая светло-коричневая машина и из неё выпорхнула молодая женщина, это была Ольга, внучка её соседки и подруги Лидии Петровны, следом выскочили с заднего сиденья двое мальчишек: старший Артур, закончивший первый класс, и младший Денис, ему ещё и пяти лет не было. Дарья Филипповна видела, как мальчишки наперегонки побежали к подъезду.

– Вот и сорванцы объявились с самого утра, сейчас эта Оля сдаст их бабке и пойдёт гулять, уже какой раз Петрович из десятой квартиры рассказывал, что видел её в компании подвыпивших ребят, а ведь родители наверное и не подозревают, да и Лидии Петровне из деликатности Петрович ничего не сказал, – печально думала она, жалея и мальчиков, и подругу, – ох уж эта молодёжь, и мы были легкомысленными, но четко знали грань, за которую переступать было нельзя. А ведь муж у неё замечательный парень, вот и машину ей купил. Лида радуется, всё не одна, с внуками. А ведь я знаю как тяжело ей, 72 года это уже возраст. Совсем себя не бережет.
Из окна Дарье Филипповне было видно, как у подъезда остановилась красивая светло-коричневая машина и из неё выпорхнула молодая женщина, это была Ольга, внучка её соседки и подруги Лидии Петровны, ...

Вчера они планировали с утра пойти в парк.

– Нечего дома сидеть, ходить больше надо, – сердито вещала Дарья Филипповна, а тут опять их ей привезли, не вовремя, – всё равно зайду, пусть их берёт и пойдём вместе.

Она видела, как выбежала Оля, села в машину и укатила.

– Я ведь сегодня хотела заняться нижней полкой книжного шкафа, там, наверное много хлама накопилось, хотя можно найти такое, что хранили бы мои дети и внуки, если бы они были, – печально произнесла Дарья Филипповна, складывая на стол все, что было на полке, и стала вспоминать свою жизнь, в которой была только одна трагедия смерть ее дочери, прожив на белом свете всего десять часов. Это было 51 год назад, а она всё забыть не может то жуткое состояние, как будто ее жизнь закончилась. А ей самой тоже тогла хотелось умереть. Муж после этой трагедии ушел от нее через полгода. И все эти годы она страдала, замуж ей больше не удалось выйти, а всю свою нерастраченную материнскую любовь она отдала своим ученикам, ведь она работала в школе до 64 лет. Дарья Филипповна достала коробку из-под обуви, в которой лежали все поздравления, все открытки от её учеников, которые поздравляли её с праздником.
– Да, старых открыток больше, они мне и дороже, ведь тогда эпистолярный стиль был искренним, душевным, дышал добротой и любовью.

Ей писали даже мальчишки, она перебирала открытки, попадались и письма, ей писали её выпускники не только тогда, когда учились в вузах, но и годы спустя. И она нашла пачку писем от Вани и Нади Тупиковых, где кроме писем были и фотографии их троих детей, вот и последнее, в мае 2017 года, её ребята стоят уже с внуками.

– Ах, как летит время! – Дарья Филипповна протерла на полке пыль и снова сложила всё на место, приготовив выбрасывать только несколько ненужных газет и старые квитанции за интернет.

Приходивший недавно Андрей, ее ученик из последнего выпуска, похвалил ее за то, что она не отстаёт от времени, почистил ей ноутбук, теперь он у Дарьи Филипповны как новенький. Закончив с делами, она позвонила Лиде:

– Ну что мы идём гулять?
– Нет, опять внуков привезли.
– Так с ними и пойдём, – уверенно сказала Дарья Филипповна.
– Да это разве прогулка?
– Я за ними следить буду, и буду их одергивать сама, надо же их когда-нибудь и кому-нибудь воспитывать, ведь Ольга твоя ими не занимается. А ты, извини, не воспитываешь, а только жалеешь. А сейчас ты, Лида, будешь просто гулять.
– Ладно, уговорила через пять минут выйдем.

Дарья Филипповна спустилась вниз и села на лавочку. Вскоре выкатились из подъезда оба брата. Большеголовые, с гривой густых рыжих волос, как у отца, они были как два колобка. Артура она очень любила, он рос у нее на глазах ведь Ольга редко забирала его домой, ссылаясь на то, что ей с маленьким достаточно проблем. Вот он и любил больше бабу Лиду. Воспитываясь в тихой домашней обстановке, он был спокойным, рассудительным мальчиком. Младший, Димка, был избалованным, непослушным и, как девочка, капризным. Дарья Филипповна встала, Артур тут же поздоровался и взял её за руку, она тоже поприветствовала подругу и мальчиков. Но баба Лида промолчала она, она ругала Димку за какую-то провинность.

– Бабушка права, – сказала Дарья Филипповна, чтобы поднять авторитет подруги , хотя и не знала о чем идет речь, – мы вышли гулять поэтому, оставим все неприятности здесь, на лавочке, чтобы в парке быть послушными и весёлыми. Давай, Дима, бабушке руку и в путь.

Дима пытался вырвать руку, но баба Лида держала её крепко, ведь вскоре они подошли к перекрёстку и Дарья Филипповна стала говорить о правилах дорожного движения. Артур бойко отвечал на все её вопросы А Димка тихонько поскуливал, прося мороженого, обе бабушки не обращали на него внимания и вскоре оказались в парке.

– Я у мамы попрошу, – вдруг крикнул он и дернулся в сторону.

Дарья Филипповна ахнула, вдалеке, на боковой аллее сидела Ольга в компании мужчин и пила прямо из бутылки. А Димка вырывался и орал, что хочет к маме. Тут и Лида увидела внучку и вопросительно глянула на подругу, Дарья Филипповна и была-то всего на год ее старше, но была непререкаемым авторитетом.

– Давай подождём пока она нас увидит, – сказала она и взяла мальчика за вторую руку.

Но Ольга, увидев их, повернулась к ним спиной.

– Ладно Дима, – держа мальчика за руку, сказала Дарья Филипповна, – беги к маме, а мы пойдём за мороженым.

Дима сразу замолчал и деловито сказал:

– Не-е, я с вами.

И они пошли к киоску, где Дарья Филипповна купила братьям мороженое, такое, какое мальчики захотели. А себе подруги взяли любимое – крем-брюле. Они сели на лавочку и все четверо с наслаждением съели холодное лакомство. Потом ребята захотели попрыгать на батуте. В ожидании мальчиков женщины сидели на лавочке. Дарья Филипповна тактично молчала, ждала, что подруга заговорит первой.

– Даша ты знала? – шепотом спросила, наконец, Лидия Петровна.
– Да и давно. Она у вас и пьет, и курит. И компания у нее соответствующая, всегда нетрезвая. Да и не одна я об этом знаю.
– Стыд-то какой, это же позор на все семью ляжет, не дай Бог в школе узнают, Артура ведь заклюют, современные дети злые.

У мальчиков вышло время и они вернулись.

– Артур что-то я папу вашего давно не вижу, он что, в командировке, наверное? – спросила Дарья Филипповна.

Артур покраснел:

– Нет, мы с ним больше не живем. Он теперь только с бабушкой Верой живет, а мы с мамой живем у бабушки Кати и дедушки Миши.
– А почему никто мне не сказал об этом?
– Мама сказала, что тебе об этом знать необязательно, а то ты нас тогда брать к себе не будешь.
– Вот тебе, Лида, и благодарность за всё твоё хорошее, – прошептала той подруга.
– И дочь ни словом мне не обмолвилась, как же так? А мальчишки, как школа закончилась, всё время со мной. Димка даже в садик не ходит, и ночевать часто остаются. Они звонят и говорят, что все заняты и забрать не могут, как же так, Даша? Они же меня не в грош не ставят, и за дуру держат.
– А ты откажись, не бери больше,
– И будут они там во лжи и разврате, жалко ребят. Они же ни в чём не виноваты.
– Но твоё семейство как-то проучить надо.
– А ведь я, дура, собралась квартиру на Ольгу переписать.
– Наверное, Катя уговорила? Заботливая дочь, ничего не скажешь.
– Она, – угрюмо ответила Лидия и сказала, – пойдём домой, я не хочу больше гулять.

Но Димка опять закапризничал.

– Хорошо, мы останемся, но в следующий раз тебя не возьмём, уж слишком непослушный ты, и капризный, ну прямо как девочка, – голос Дарьи Филипповны звучал строго.

Дети ещё несколько дней были у бабушки, а потом пришла её дочь Катя и поставила мать перед фактом.

– Олечка разошлась с извергом-мужем, который не побоялся Бога и бросил детей, и теперь они все будут жить у тебя.

На это категоричное заявление Лидия Петровна ответила:

– Дети пусть остаются, а твоя дочь мне не нужна. Если муж не захотел её содержать, то тяните её сами: кормите, одевайте, обувайте, но чтобы духу ее здесь не было, а еще лучше, если она работать пойдет.

Катя обиделась на мать и, хлопнув дверью, ушла. Вечером, уложив ребят спать, Лидия Петровна пришла к Дарье Филипповне за советом.

– Я конечно могу с ними нянчиться, заниматься, обстировать их, но на что я их одевать и кормить буду? Весь Катя даже не заикнулась о деньгах, а с Ольги взять нечего, она работать не собирается. Да и боюсь я, что она, наглая, придёт и останется.
– Зря она так, ведь накаркает ещё себе эту Ольгу, – подумала Дарья Филипповна.
– Подожди, возможно Денис придет, я не верю, что он их выгнал.

Но через три дня пришел не отец мальчиков, а Ольга. И устроила скандал перед дверью, так как Лидия Петровна ее не пустила.

– Мало того, что она пришла пьяная, так ещё и требует, чтобы я её накормила, – возмущалась Лидия.
– Голубушка, только не нервничай, относись ко всему, как к временной неприятности.

А вскоре Петрович снова пришёл к Дарье Филипповне, и стал рассказывать про родню Лидии Петровны.

– Утром, возвращаясь с прогулки, я увидел, что соседская девочка закинула мячик в клумбу у подъезда. А вытащить не может, она маленькая, а заборчик высокий. Я достал мячик и пошел вдоль дома, а у подъезда на лавочке спиной ко мне сидела Олька с матерью и громко говорила, чтобы мать забрала эту вредную бабку к себе, а она будет жить в её квартире, но мать отвечала, что она ей не нужна, да утверждала, что та и не уйдет из своей квартиры.
Тогда Олька заорала, чтобы мать заставила Лидию подарить квартиру ей, Ольке. Она орала на весь двор, что она должна в ней хозяйничать, а не бабка. Вот, Даша, детки-то какие пошли нынче, –заключил Петрович печально, – выручать надо Лиду-то, а как?
– Сыну надо звонить, иначе они её выгонят из дома или в дом престарелых сдадут, – заявила Дарья Филипповна, я ведь ее уже дней пять не видела, ей даже некогда ко мне прийти, и к себе не пускает, видно там совсем плохо.

А вечером на площадке кто-то зашумел и Дарья Филипповна увидела, как в квартиру к подруге ломятся Ольга и два подозрительных типа, она побоялась выйти, но позвонила Лиде:

– Не открывай, если она не уйдёт, я вызову полицию.

Но к счастью у Ольги хватило ума не доводить до крайности, Дарья Филипповна видела, как вся троица, покачиваясь, вышла из подъезда.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Уважаемые мои читатели, и снова представляю вашему вниманию рассказ, пишите свои комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Хорошего вам теплого лета!

Читайте также:

Бельмо на глазу

Тайна за семью печатями

Неизреченное милосердие

Работа в чужих краях