О сборнике «Три повести о войне» (2022)
Чем дальше от нас война, тем легче ей восхищаться. Но война - не только бравые марши, победные атаки, героическое сопротивление. Это каждодневный тяжелый труд, голод, болезни, раны, смерть. Страдания невинных, горе беззащитных. Одним словом, ничего хорошего.
Мирному человеку трудно рассуждать о войне. Сейчас как-то привыкли гордиться победами прадедов, воспевать подвиги, мифологизировать героев. Войной гордятся, приписывая себе победы, к которым современное поколение не имеет никакого отношения. Однако важно понимать, что война как явление противна природе человеческой. Война разрушает, убивает, калечит тела и души — ведь она построена на насилии, которому трудно противостоять. И которое важно не допустить в будущем, если нельзя остановить в настоящем. Будущее — это наши дети, и именно с ними стоит откровенно поговорить о войне.
Первая повесть Ольги Колпаковой «Полынная елка» рассказывает о тяжелой судьбе депортированных в начале Великой Отечественной войны немцев Поволжья. Как жилось в далекой Сибири, заснеженном, суровом стране детям, которым так же хочется еды, игрушек и теплой одежды, как в самое обычное мирное время самым обычным детям. Как несправедливо их принимали за фашистов только потому, что они тоже немцы, вернее, немцы их далекие предки. Как тяжело провести много суток в пути, душном вагоне, битком набитом такими же переселенцами, а ведь надо ходить в туалет (в детском случае — на горшок), как трудно сварить и поесть горячую кашу, да к тому же не потерять на стоянке маму, пытающуюся эту самую кашу успеть сварить...
Помните знаменитую книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»? Так вот, у войны в первую очередь не детское лицо, а дети страдают во всех исторических катаклизмах в первую очередь. Самые слабые, как никто нуждающиеся в качественной пище, теплой одежде, доступном образовании, неразлучных родителях и просто в детском счастье и тихом небе без бомбежек и воздушных тревог. Повесть документальная, написанная со слов пожилой учительницы, ребенком пережившей тяготы депортации и полуголодной сибирской жизни.
Главная героиня разговаривает с Христом, по-детски доверяя Ему свое горе и недоумение. «Где ты, Кристхен?» - взывает она из бездны своего детского разочарования. Где ж справедливость, где праведность, если страдают невинные? Девочка не прекращает постоянные внутренние разговоры с Богом, где просит Его о подарках, ссылаясь на свое хорошее поведение, обижается, что не сразу их получает и признается в том, что все-таки Ему виднее, кто больше заслуживает подарка.
Ее мысленные разговоры с Всевышним правдивы и трогательны. Они показывают, какой сложный путь взросления проходит детская душа в экстремальных обстоятельствах, как тяжело дается принятие Божией Воли, как еще много вопросов остается у выросшей в военной Сибири девочки к своему Создателю…
Как часто сегодня мы задаемся вопросом: где Ты, Кристхен? Почему допустил такое? Где Твое могущество, где милосердие? Вопросы вечные, ответы неоднозначные и у каждого свои. «Слушать — страшно. Представлять — еще страшнее. Оправдать невозможно. Не знать — нельзя. Эти истории — словно протянутая из прошлого рука. Та, что поможет тебе в трудную минуту».
«Разноцветный снег» - так называется повесть Наталии Волковой, в которой война непосредственно не описывается, а предлагается в качестве тренировочного полигона для проверки себя в критический момент: смогу ли я выстоять? Как поступил бы я, выбирая модель поведения в смертельной опасности? Оставаясь на оккупированной территории, нашел бы я возможность что-то сделать для спасения других людей? Детей?
Повесть написана в лучших традициях полудетективного расследования команды юных энтузиастов, ищущих правду на земле. Это сегодняшние девчонки и мальчишки, идущие по стопам героев Гайдара, Алексина, Сотника. Вдохновенные подростки, верящие в то, что сумеют восстановить историческую справедливость, реабилитируя имя незаслуженно репрессированного героя.
Но главное в повести — традиционное для русской литературы гуманное отношение ко всем людям, встречающимся на пути главной героини, искренней, страстной, очень глубокой девочки. Тем ценнее она для ершистых подростков, не всегда умеющих различать оттенки. Как библиотекарь в литературном кружке учит видеть в снеге множество разноцветных снежинок, так и автор исподволь подводит к мысли о том, что в каждом человеке есть не только черное или белое, но и другие цвета. И законченного негодяя есть, за что пожалеть, и черствая, почти жестокая бабушка оказывается глубоко несчастной, а мама, всегда восхищавшая, мудрая, вдруг становится совершенно нечуткой, пошлой и даже жестокой.
Книга показывает неопытному читателю, как многообразен мир и как по-разному, иногда непредсказуемо проявляют себя люди в критических ситуациях. Учит понимать людей, жалеть их и защищать. Сражаться до конца и не верить, что задача невыполнима. Уметь противостоять злу, даже если оно в большинстве. Не бросать в беде оболганных и невинных, одним словом, быть человеком.
Мечтая о подвигах, юноши мечтают о славе. Но родина и государство — понятия различные, и государство может о твоем подвиге и позабыть. Даже заставить тебя позабыть о собственном подвиге.
Этому посвящена последняя повесть Марии Ботевой «Сад имени т. с.». В ее основу легла трагическая история отверженного героя Григория Булатова, первым водрузившего красный флаг над Рейхстагом. Это потом в историю войдут Егоров и Кантария — их флаг был официальным, не самодельным, и водрузили его вовремя, когда Рейхстаг стал нашим. Но первым был Булатов. Государство в лице Сталина приказало ему забыть о подвиге, лишило звания героя и чуть не сгноило в тюрьме.
Григорий Булатов выведен в книге под именем Трофима Савоськина, а его потомки в буквальном смысле слова сражаются с властями за увековечивание памяти родственника. «Мне захотелось подумать, как чувствуют себя люди, которые узнают, что их родственник — герой» (М. Ботева).
Автор показывает, как в жизнь заполошенной многодетным семейным бытом семьи входит живая легенда, словно джинн из старинной бутылки, вырвавшаяся из заброшенного ящика на старом чердаке. Многодетная мама находит силы и время собрать документы и свидетельства, обивать пороги, доказывать властям, что давно забытый, спившийся и умерший человек — настоящий герой. Трудно отстоять забытую правду, и приходится совершить свой маленький подвиг в мирное время ради восстановления исторической справедливости. Но оно того стоит.
Хорошие книги учат нас пониманию жизни. Настоящие писатели — состраданию и человечности. Вся отечественная литература и история доказывают, что для подвигов и преступлений нет срока давности, справедливость непременно восторжествует. Нашими стараниями и той самой вечной Волей, которая определяет ход истории и развитие человечества. Волей, всегда определяющей победу добра над злом. Той самой Волей, которая призывает любить людей, а не убивать.
#современная литература #литература для подростков #писательское мастерство #книжныеновинки