Найти тему
Жизнь артиста в Дзене

Первый муж Марии Максаковой. Макс Максаков. Великолепный

Как будто сошла с экранов, исчезла из эфиров, не упоминается в сводках новостей Мария Максакова – современная певица (хорошая певица, кстати), красивая девушка, светская львица и прочая, и прочая …

У нее есть мама – Людмила Максакова, замечательная актриса Вахтанговского театра, а также киноактриса.

А у Людмилы Максаковой тоже была мама – выдающаяся русская, советская певица, народная артистка СССР, солистка Большого театра, лауреат трех Сталинских премий I степени Мария Петровна Максакова. Своей карьерой она целиком и полностью обязана своему мужу, известному российскому певцу, режиссеру, антрепренеру Максу Максакову, от кого и пошла фамилия знаменитой династии.

Максимилиан Карлович Максаков. Известнейший в начале ХХ века оперный певец (баритон), антрепренер, режиссер, первый муж знаменитой Марии Петровны Максаковой.
Максимилиан Карлович Максаков. Известнейший в начале ХХ века оперный певец (баритон), антрепренер, режиссер, первый муж знаменитой Марии Петровны Максаковой.

О Максе сегодня мало кто помнит! И это напрасно, это зря, и это неправильно!!

Итак!..

1920-ый год. На просторах бывшей Российской Империи еще гремят бои, страна лежит в руинах, стоят фабрики, заводы ... Тысячи жизней уносят тиф, холера, свирепствует голод ... Разруха, хаос ...

Сейчас даже трудно себе представить, что среди всего этого кошмара в далекой Астрахани в те годы жил, творил, надеялся, строил планы на будущее ... коллектив артистов оперного театра! Певцы пели, оркестранты играли, художники писали декорации, постановщики воплощали в жизнь свои грандиозные замыслы – каждый занимался своим делом. Конечно, немалую поддержку хорошему предприятию оказывала новая власть, но, ведь конкретные дела делают конкретные люди!

Конечно, гнетущая атмосфера гражданской войны и невероятно тяжелые условия жизни давали о себе знать, даже, несмотря на энтузиазм, несмотря на то, что творческая идея объединяла отличных музыкантов, без искусства не мыслящих своего существования.

Макс Максаков в роли Яго в опере Дж. Верди "Отелло".
Макс Максаков в роли Яго в опере Дж. Верди "Отелло".

Летом 1920 года все надежды городской творческой интеллигенции были связаны с приездом в Астрахань известного антрепренера и певца Максимилиана Карловича Максакова, который должен был возглавить оперную труппу. Максаков слыл опытным организатором, обладал репутацией грамотного, честного, знающего свое дело администратора и был, ко всему прочему, великолепным певцом, находящимся, вопреки немолодому уже возрасту, в прекрасной вокальной форме.

Максимилиан Карлович прибыл в город со своей супругой, певицей Ксенией Иорданской и привез с собой несколько очень известных в провинции артистов. Работа в театре закипела. За несколько недель новый руководитель труппы существенно пополнил хор, расширил состав артистов балета, укрепил оркестр. Чрезвычайно требовательный к себе, он много требовал и от других. И, в первую очередь – обеспечения жесткой дисциплины.

М. К. Максаков в роли купца Калашникова в опере А. Г. Рубинштейна "Купец Калашников".
М. К. Максаков в роли купца Калашникова в опере А. Г. Рубинштейна "Купец Калашников".

Он успевал везде. Его звучный крепкий баритон, казалось, раздавался из всех уголков театра одновременно. Минуту назад яростно распекая неготового к репетиции премьера, через мгновение он уже мчался по коридору на занятия с начинающими певцами, на ходу раскланиваясь с молоденькими балеринами, тут же громогласно отдавал распоряжения художнику-декоратору, который, все записывая на ходу, за ним еле поспевал. Невысокого роста, плотный, энергичный Максаков присутствовал везде, обо всем знал, все помнил.

1 октября 1920 года астраханский театр открыл новый сезон оперой Дж. Верди «Аида». Партию эфиопского царя Амонасро с блеском исполнил новый художественный руководитель труппы М. К. Максаков.

Свою карьеру, всю свою жизнь он сделал сам. На рубеже веков его знала вся Россия.

Ариозо Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей» из оперы «Иоланта» П. И. Чайковского. Поет М. К. Максаков. Запись 1909 года.

Макс Шварц родился в 1869 году в Черновицах, на Буковине, тогда относящейся к Австро-Венгрии. Он рано потерял родителей и воспитывался у бабушки с дедушкой. Когда ребенку исполнилось десять лет, он «заболел» сценой. Случилось это так.

Спокойное и неторопливое течение жизни провинциального городка нарушил приезд столичного театра. Судьбе было угодно, чтобы маленький Максик принял участие в гастрольных спектаклях будапештской оперетты. Прелестного златокудрого ребенка отобрали из многочисленных претендентов на роль Амура в детском утреннике.

Одетый по пьесе в хитон, имея за плечами колчан и стрелы, я уже не помню, в кого я стрелял, но эти стрелы попали в мое сердце и навсегда приковали меня к искусству,

– вспоминал много лет спустя Максимилиан Карлович.

Гастроли будапештской труппы закончились, театр покинул город, и десятилетний Максик, недолго собираясь, уехал вместе с ним. Серьезный ребенок поклялся, что вернется в город только знаменитым артистом, и вот тогда все поймут, какой талант недооценили, кого просмотрели и т. д. и т. п., но он будет снисходителен ... Что пережили при этом его родственники, остается только гадать.

Природа наградила Макса великолепным, звонким колоратурным сопрано, и, конечно, администрация театра была счастлива иметь на роли мальчиков и девочек настоящего ребенка, а не ломать голову, кого из взрослых дядь и теть вечером можно выпустить в роли пажа или ангела.

Через шесть лет он действительно вернулся, сдержав свое обещание. Бабушка с дедушкой не могли сдержать слез, увидев на пороге родного дома настоящего денди. Макс был одет в шикарный костюм, из кармана жилетки вальяжно выглядывала цепочка дорогих часов. Небрежно опираясь на тросточку, он лучезарно улыбался, слегка приподняв великолепный цилиндр.

Максаков в роли Онегина в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин".
Максаков в роли Онегина в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин".

Чтобы осчастливить таким образом родной город, ему пришлось немало потрудиться. Превратившись со временем из очаровательного ребенка в крепкого юношу, он потерял работу в театре. Как прежде выходить на сцену в ролях Амуров и пажей Макс уже не мог, да и голос стал ломаться – из детского колоратурного сопрано сформировался замечательный лирический баритон. За несколько месяцев перед возвращением в родные пенаты Максик освоил нелегкое ремесло ресторанного артиста. Он пел в кафе, увеселительных заведениях, обходя затем посетителей со шляпой в руках. Его песни и романсы нравились, это был первый успех у публики.

Вскоре молодой человек поет на ресторанных сценах в Киеве, иногда в составе вокальных квартетов и трио гастролирует в Петербурге. Выступление одного из ансамблей имеет такой успех, что коллектив приглашают даже на гастроли в Москву.

Я помню его хорошо, фамилии его я не знал, но звали его по имени Макс, откуда вероятно и псевдоним его Максаков. Еще в то время он обратил на себя внимание своим прекрасным голосом и, часто встречаясь с ним в компании в кабинете, где он для увеселения посетителей исполнял некоторые романсы, я высказывал свое удивление по поводу небрежного его отношения к такому прекрасному голосу, каким наградила его природа. Макс или отмалчивался, или заявлял, что нужда заставляет его подвизаться в хоре, но мечта выработать из себя певца его не покидает, только бы приобресть средства, чтобы иметь возможность учиться. Прошло с тех пор около десяти лет; о певце Максакове я слышал, но, только встретившись с ним в Киеве, я узнал в нем того самого Макса, который некогда распевал на сцене «Шато-де-Флер» комические куплеты в компании с Натаном Шварцем и другими,

– вспоминал современник.

Ресторан в киевском саду "Шато-де-Флер". Фото начала ХХ века.
Ресторан в киевском саду "Шато-де-Флер". Фото начала ХХ века.

Действительно, при первой же возможности, будучи в Петербурге, Макс некоторое время берет уроки у одного из самых известных педагогов того времени К. Эверарди. К сожалению, это продолжалось очень недолго.

А вскоре молодому мечтателю представился случай попасть и на большую сцену. Случайно услышавший великолепный голос Макса один из провинциальных антрепренеров пригласил его в опереточную труппу Ростова-на-Дону. Не зная, чем заманить молодого человека, он пообещал ему бенефис, заверив, что специально для него силами местной оперетты будет поставлен «Демон» А. Рубинштейна. Это было уже серьезно – знаменитая опера, сцена настоящего театра! Юноша попал в умело расставленные сети и никогда об этом не жалел.

Этикетка граммофонного диска с записью голоса М. К. Максакова. Клятва Демона из оперы "Демон" А. Рубинштейна. 1909 год.
Этикетка граммофонного диска с записью голоса М. К. Максакова. Клятва Демона из оперы "Демон" А. Рубинштейна. 1909 год.

С этих пор опера «Демон» будет для него, как первая любовь – одной из самых значимых в репертуаре. Молодому премьеру ростовской оперетты в год дебюта едва исполнилось двадцать.