Найти тему

Папино воспитание

Фото из открытых источников в интернете
Фото из открытых источников в интернете

Мой папа часто меня критиковал.

Нет, он меня любил и считал очень умной и красивой. Просто он так понимал процесс воспитания: надо ребенку указывать на его ошибки и недостатки. Тогда ребенок всё поймет и исправится. И станет ещё умнее и красивее. А хвалить ни в коем случае нельзя! А то это будет зазнайство, лень («я же и так хороший, зачем трудиться») и, значит – прямой путь вниз. Или по кривой дороже, но опять же вниз.

Поэтому примерно такие высказывания частенько звучали:

«Зачем кудри навила, волосы портишь только»;

«Это не чертёж, а кривулины, чему вас на черчении учат?» (был раньше в школе такой урок);

«Мясо ты плохо пожарила, сухое, подошва просто»;

«Что ты все за книжками сидишь? Лучше погулять сходи».

Вот за книжки мне особенно часто попадало. Я не просто читала, я читала постоянно, я книги «глотала». Когда классе в шестом обнаружилась близорукость, папа сразу сказал: «Дочиталась!». И запретил мне брать из библиотеки больше трёх книг.

Три книги! На две недели! Это была катастрофа. Домашние все перечитаны, в магазине интересных почти нет, да и где я на них денег возьму – теперь уж точно не дадут.

Но я-таки нашла выход из положения. Во-первых, книги теперь выбирала как можно толще. Во-вторых, записалась ещё и в школьную библиотеку. А кто сказал, что можно ходить только в одну? Книг взяла только три, всё по-честному. А в-третьих, были мобилизованы все подружки, у кого в доме водились хоть какие-то книги. Про подружек-то вообще ничего не было сказано!

А в начале восьмого класса, на очередном школьном медосмотре – ещё одна напасть: написали в справке «сутулость».

Ох, вот тут папа бушевал. Ну, в нашем понимании, конечно. Голос гневный, глаза мечут, что называется, громы и молнии. Вот этих его страшных глаз я и боялась ужасно. Они означали, что папа не просто сердится, а СЕРДИТСЯ! И будет серьезное наказание – для брата это было, например, ограничение прогулок, а для меня, как в прошлый раз, книг. Я думала, вообще скажет одну книгу брать…

Но тут он просто отчитал меня. Что я сижу целыми днями за книгами, что на улице не бываю совсем, что досиделась до сутулости. И теперь буду как бабка, скоро горб вырастет…

На мои робкие вякания о том, что я и в спортивной секции занимаюсь три раза в неделю, а занятия на улице чаще всего, и что по выходным на велике катаюсь, или на лыжах вообще целыми днями, возразил, что, значит, сижу неправильно. И вообще, надо спину выпрямлять, пока не поздно. Пока, в самом деле, горб не вырос.

И велел маме (ей тоже, кстати, попало, что не следит за моей осанкой во время чтения) найти для меня упражнения для спины.

Ну, надо, так надо.

Мама бросила клич по друзьям и знакомым, и те вскоре принесли все, что у них было (напоминаю, что никаких интернетов тогда и в помине не было, поэтому информация добывалась из книг, журналов, из передач по телику).

Рекомендованный полукорсет в наших аптеках не продавался. Я тут же помечтала о настоящем «принцессном» корсете, да где ж его взять?

Всякие упражнения отмела, поделав несколько дней. Мы на секции тоже такие делаем во время разминки, и что? Ни фига они не помогают!

Стоять у стены – попробовала. Просто так стоять – скучно, а с книжкой – неудобно. Если книгу держать высоко у лица, чтобы затылок стены касался, как положено – руки быстро устают. А если книжку опустить – голова наклоняется.

С глубоко запрятанным мстительным чувством (вот велел, теперь делай) попросила папу, чтобы сделал круглую палку – сидеть с ней за спиной во время чтения. Он очень обрадовался, тут же сделал, как на картинке в журнале. Гладенькую, легонькую. Но сидеть с ней было все равно ужасно неудобно. И я ею пользовалась только когда папа приходил с работы. Минут десять-пятнадцать. Чисто, отца порадовать.

И тут мне на глаза попалась картинка в журнале, по-моему, «Вокруг света»: идет вереница африканских женщин, каждая что-то несет на голове. А передняя – швейную машинку!!! И даже рукой не придерживают. А в статье упоминалось о том, что поэтому у них всегда хорошая осанка!

Вот что мне надо! – решила я.

Вот только – куда ходить? Не по квартире же. Ну, а куда я каждый день хожу? Правильно, в школу. Почти полчаса туда, да полчаса обратно, как раз хорошо. И носить понятно, что – папку с учебниками и тетрадями.

У нас в том году пошла мода вместо портфелей ходить с папками. Такая, из кожзама, на молнии, без ручек. С единственным отделением и кармашком для мелочей внутри. Я маму с трудом уговорила на такую – она меня уверяла, что это совершенно неудобно. Да и абсолютно некрасиво. Но – мода же! А еще я «положила глаз» на единственную в магазине светло-бежевую. Остальные были черными и коричневыми. Тут уж мама была со мной согласна, она хоть смотрелась чуточку симпатичнее.

Да, ходить с ней было ужасно: единственный способ нести папку – под мышкой. А она выскальзывает, а рука устает, приходится ее менять на другую то и дело. Ну, потом приноровилась! Руку в карман, папку под мышку, локтем придерживаешь.

А теперь я сразу двух зайцев убью: и осанку исправлю, и руки свободны!

Сказано-сделано. На следующее же утро положила папку на голову и… нет, не пошла. Папка тут же свалилась, еле успела подхватить. Но я же упрямая! Взгромоздила снова. Попримерялась. Да, мало того, что спину нужно ровно держать, так еще и подбородок приходится приподнимать, иначе никак. Ну, и поначалу придерживала рукой.

Ставила себе задачу: пройти три шага «без руки», пять шагов, десять… и постепенно наловчилась, иногда только чуть поправлять приходилось. А потом с удивлением поняла: я не только не придерживаю папку на голове, но и вообще про нее забыла. А она держится, будто приросла, даже не покачивается!

Понятно, первое время люди на улицах несколько обалдевали от такого зрелища: идет девочка, почти девушка, и с портфелем на голове! Не Африка, чай! Тем более, городок у нас был маленький, и, как обычно в таких городках, с очень строгими понятиями «можно-нельзя». Так вот это когнитивный диссонанс прямо: вроде и не «нельзя», но почему-то и не «можно». Странно, в общем. Бабки ворчали, ребятишки дразнить пытались, а взрослые спрашивали, зачем я это делаю. Я же совершенно спокойно, будто так и надо, отвечала, что исправляю осанку, что это мне врач посоветовал.

А, врач, ну, тогда все понятно! – успокаивался народ. И постепенно привык. А когда родителям докладывали о моем странном поведении, их реакция была совершенно одинаковой: «Лена кому-то мешает этим? Нет? Ну, тогда пусть хоть дом на голове носит».

Мои подружки, глядя на меня, тоже попытались так ходить, но быстро плюнули, не понравилось. А мне, правда, было комфортно. Так и проходила весь восьмой класс.

И осанку – да, исправила.

И даже сейчас, через много не то что лет, а уже десятилетий, - мне нет-нет, да и скажет кто-нибудь: «Какая у тебя спина прямая!».

Так что - спасибо папе.

***

P.S. Именно ту старую фотографию из журнала я не нашла. Ну, это примерно такая же. Только без швейной машинки )))
***
Еще рассказы о том, как можно "воспитывать" - в семье:
Колька из хорошей семьи и в школе: Веник как средство воспитания

***
#воспитание ребенка #хорошая осанка #папа и дочка #истории из жизни #юмор #из детства