Сегодня мы затронем не менее интересную тему – событийный туризм, распространенный среди обеспеченных путешественников с доходом выше среднего.
Это туризм, направленный на посещение мест в определенное время, приуроченное к какому-либо событию или редким и уникальным природным явлениям. Проще говоря, событийный туризм – это путешествия туристов из зарубежных стран или соотечественников, с целью посещения конкретного мероприятия.
Включает в себя событийный туризм спортивные, этнографические, культурные, фольклорные мероприятия, а также фестивали, выставки и др. Примером могут послужить чемпионаты мира по теннису, хоккею, футболу, карнавалы, рок- и аниме-фестивали, олимпиады и т.д.
Виды событийного туризма
Есть несколько классификаций данного вида туризма:
¾ По масштабу в событийном туризме выделяют:
1) Региональные.
2) Национальные.
3) Международные.
¾ По функциональному направлению подразделяют на такие виды, как:
- национальные фестивали и праздники
- театрализованные шоу
- фестивали кино и театра
- гастрономические фестивали
- фестивали и выставки цветов
- модные показы и фестивали
- аукционы
- фестивали музыки и музыкальные конкурсы
- спортивные события
- международные технические салоны
По масштабу в основном событийные туризм делят на три уровня, но это разделение не является постоянным, так как мелкие региональные события могут медленно стать популярными среди других людей и перерасти в глобальные мероприятия.
Также еще разделяют такой вид туризма по функциональному направлению, т.к. это предусматривает обособление в зависимости от их функций и вида мероприятия.
Международные выставки и ярмарки
Ярмарки, выставки и презентации – это мероприятия, направленные на нахождение поставщиков каких-либо товаров, услуг и заказчиков.
Благодаря выставкам производители могут произвести впечатление своим товаром на посетителей, чтобы заключить Договор купли-продажи. А посетители стараются найти для себя новую информацию о перспективных новинках.
Существует также объединение выставок и конгрессов. Страны, которые предлагают такие мероприятия, обладают репутацией лидера, что позволяет привлекать специалистов и медленно расширять свой круг посетителей. Важным условием привлечения участников является экономическое развитие страны, которая устраивает выставку. Одними их самых крупных центров выставок в Америке и Европе стали: Вашингтон, Амстердам, Лондон, Париж, Вена, Мадрид, Берлин и т.д.
Фестивальный туризм
Фестивали включают в себя конкурсы, танцы, пение, празднование национальных праздников и т.д.
К числу самых известных фестивалей относят Эдинбургский фестиваль. В Великобританию в город Эдинбург приезжают самые лучшие театральные коллективы, оперные певцы, разные ансамбли. А в Испании уже на протяжении 50 лет устраивают фестивали классической музыки, который собирает до 55 тысяч человек. Коррида, фестивали цветов, пива, вина конкурсы красоты ежегодно привлекают тысячи туристов.
Спортивный событийный туризм
Посещение спортивных мероприятий испокон веков привлекает путешественников со всего мира. И даже после развития телевиденья и интернета, популярность участия в спортивных мероприятиях или желание поддержать твою любимую команду не угасает.
Самое популярное спортивное мероприятие – Олимпийские игры. Местами проведения этих спортивных соревнований становятся мировые центры туризма:
- Лондон (1908 г., 1948 г., 2012 г.),
- Мехико (1968 г.),
- Москва(1980 г.),
- Сеул (1988 г.),
- Лос-Анжелес (1984 г.),
- Пекин (2008 г.),
- Солт-Лейк-Сити (США, 2002 г.),
- Ванкувер (Канада, 2010 г.) и т.д.
Также обрели популярность гонки на яхтах по Женевскому озеру в Швейцарии, Формула-1, турниры Большого Шлема (игры в большой теннис в Мюнхене, Мельбурне и Париже), чемпионаты мира по фигурному катанию или футболу.
История событийного туризма
Возникновение событийного туризма впервые зафиксировано в Древней Греции. Связанно это с тем, что раньше устраивали Олимпийские игры – крупные спортивные соревнования, посвященные богам Олимпа. Чтобы посмотреть на турнир, люди съезжались со всей Греции, ведь Олимпийские игры считались великим событием.
Гладиаторы устраивали по городам Древнего Рима «турне», показывая кровавые зрелища. Эти бои были популярны среди народа, поэтому в этой империи существовало множество Гладиаторских школ, которые тренировали безжалостных убийц.
В средние века число путешественников сократилось, так как была политическая нестабильность – феодальная раздробленность, очень частые варварские набеги, а также разрушенные дороги и мосты. В это время развитие событийного туризма начало страдать и сильно тормозить.
Несмотря на данную нестабильность, появился «политический туризм» - новый вид событийного. Королевские свадьбы, коронации, рождения детей и т.д. привлекали людей разных сословий со всей страны. Но кроме этого, всеобщую известность получили и ярмарки – еще одна форма путешествий. Проходили ярмарки ежегодно и длились около двух месяцев. На них множество торгашей продавали различные товары, а уличные артисты развлекали толпы народа. Чтобы попасть на ярмарку люди проходили не маленькие расстояния, которые могли занимать ни один день.
В Португалии, Франции, Венеции, Испании и Италии в эпоху Возрождения стали популярны карнавалы. Эти события приобретали характер праздников, которые привлекали большое количество путешественников. На улицах городов устраивали народные гуляния, театральные представления и т.д. На сегодняшний день самым известным является карнавал в Бразилии. Сотни туристов ежегодно приезжают в Рио-де-Жанейро, чтобы полюбоваться представлением.
В настоящее время событийный туризм приобрел развлекательный характер, который создает атмосферу праздника, оставляет множество ярких и незабываемых впечатлений, а также предусматривает индивидуальные условия отдыха. Еще для путешественников разработали специальные туры, чтобы они могли отправиться не просто в одну поездку, а побывать сразу в нескольких местах.
Основными целями современного событийного туризма являются:
1) предоставление человеку масштабных мероприятий, имеющих исторический, этнографический, культурный, фольклорный или др. характер;
2) доработка до нужного уровня уже существующие потенциальные события;
3) разработка и внедрение в жизнь новых событий.
Событийный туризм в мире
Такой вид туризма достаточно быстро развивается во всем мире. Необычные туры дают возможность хорошо отдохнуть, а также стать частичной чего-то грандиозного и незабываемого.
К одним из самых известных карнавалов во всем мире можно отнести бразильский и венецианский. Они поражают путешественников длительностью и масштабами. Почти на месяц Венеция и Рио-де-Жанейро загораются разноцветными огнями, наполняются океанами улыбок, счастьем местных жителей и приезжих иностранцев.
На фестиваль бонсай в Японии и на ежегодный Парад цветов в Амстердаме съезжаются сотни и тысячи путешественников, влюбленных в великолепие флоры. А любителей алкоголя можно заманить на Октоберфесте в Германии или же в Молдавию на фестиваль вина.
Всеми известное «Евровиденье», фестиваль Джаза, музыкальный фестиваль в Зальцбурге – музыкальные ивенты. И конечно же не забудем про всемирные показы мод, проходящих в столицах моды - в Милане и Париже.
Событийный туризм в России
Событийный туризм является молодым направлением туризма в России. На данный момент такой вид отдыха стал достаточно популярным среди российских туристов, однако в нашей стране пока не имеет большого развития.
В основном туристы посещают такие места, как праздники, ярмарки, фестивали в городах миллионниках (Москва и Питер). Если же в городе нет особых событий, то их специально придумывают. Примером может послужить город во Владимирской области – Суздаль. В нем проводится большое количество праздников, которые привлекают не только жителей России, но и туристов из рубежа. Самыми популярными являются Праздник огурца и Гусиные бои.
Особенно путешественников привлекают такие мероприятия, как «Троица», «Рождество» и «Новый год», фестивали «Бабье лето», «Масленица», «Крещение», «Русальная неделя» и т.д.
В настоящее время событийный туризм становится привлекательной областью российского туризма для территорий, не обладающий специальными условиями для стабильного развития услуг в сфере туризма.
Ассоциация событийного туризма
НАСТ- национальная ассоциация специалистов событийного туризма. Эта ассоциация является единственным общественным и самоуправляемым объединением, связанным с событийным туризмом. НАСТ был создан по инициативе граждан – экспертов в данной области, турбизнесменов, СМИ, организаторов мероприятий и т.д. Объединились они благодаря общим интересам в достижении целей в бизнесе, связанном с событийным туризмом.
Подводя итоги, хочется сказать, что событийный туризм способствует формированию представления о культуре и истории разных народов и национальностей, а также развитию взаимосвязи между культурами.