Согласно эксклюзивному опросу англоязычной газеты Arab News, издающейся в Саудовской Аравит, и британской международной интернет-компании по исследованию рынка и анализу данных со штаб-квартирой в Великобритании YouGov, большинство людей на Ближнем Востоке и в Северной Африке, похоже, не очень волнует война в Украине.
Эксперты, однако, говорят, что есть много причин, почему они должны волноваться.
«Похоже, все дело в том, что это происходит так далеко, — сказала Абир Этефа, старший пресс-секретарь Всемирной продовольственной программы ООН на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Киев, столица Украины, находится более чем в 3000 километрах от Эр-Рияда. — Но кроме того, политика и динамика конфликта в Украине слишком сложны для многих зрителей в этом регионе».
Опрос был проведен среди 7 835 человек в 14 странах региона БВСА (акроним от рус. Ближний Восток и Северная Африка) в период с 26 апреля по 4 мая.
На вопрос, какова их позиция в российско-украинском конфликте, 18% респондентов встали на сторону Украины, а 16% — на сторону России.
Но подавляющее большинство опрошенных 66% ответили коллективным пожатием плеч, решив «не занимать никакой позиции» в отношении кризиса — безразличие, которое достигло своего пика в Иордании, Алжире (74%) и Саудовской Аравии (71%).
Помимо сложностей европейской истории и политики, Ричард Гоуэн, директор ООН Брюссельской Международной кризисной группы, видит еще одну причину очевидного безразличия многих арабов к событиям на Украине. «Мы наблюдаем очень большой разрыв между тем, как американцы и европейцы видят этот конфликт, и тем, как он воспринимается в других частях мира, - сказал он. — Один из ключевых вопросов заключается в том, что многие люди в арабском мире рассматривают это как нападение НАТО на Россию, а реальность такова, что в ближайшее время вы не сможете избавиться от подозрений в отношении НАТО и США на Ближнем Востоке и в Северной Африке».
Хотя боевые действия на Украине и причины конфликта действительно не имеют ничего общего с арабским миром, шоковые волны конфликта уже затрагивают миллионы арабов, которые сталкиваются с ростом цен на основные продукты питания, сказала Этефа.
Она добавила, что даже если завтра боевые действия прекратятся, «миру потребуется от шести месяцев до двух лет, чтобы восстановиться с точки зрения продовольственной безопасности».
Еще до конфликта, по ее словам, к февралю цены на продовольствие во многих странах региона уже достигли небывало высокого уровня. «В прошлом году стоимость базовой продовольственной корзины, минимальные потребности в продовольствии на семью в месяц, увеличилась на 351 процент в Ливане, самый высокий рост в регионе, за ним следуют 97 процентов в Сирии и 81 процент в Йемене. А теперь украинский кризис еще больше поднял цены».
Эксперты ожидали, что пшеница из Индии восполнит часть дефицита поставок с Украины, но на прошлой неделе индийское правительство запретило ее экспорт после того, как урожай в стране пострадал от жары, подняв цены на некоторые продукты питания до рекордно высокого уровня.
Еще до конфликта ВПП оказывала помощь миллионам людей по всему региону, в Йемене, Ливане и Сирии. Теперь, несмотря на то, что спрос на ее ресурсы быстро растет в результате событий в Украине, рост цен на продовольствие и нефть означает, что собственные расходы ВПП тревожно возросли.
«Это происходит в очень трудное время для Всемирной продовольственной программы, — сказала Этефа. — Из-за войны на Украине наши глобальные операционные расходы выросли на 71 миллион долларов в месяц, что снизило нашу способность помогать нуждающимся в регионе в то время, когда мир переживает год беспрецедентного голода. Это означает, что каждый день во всем мире становится на четыре миллиона человек меньше, кому мы можем помочь ежедневным рационом питания».