Вознесение Господне, обретение мощей свт. Алекси́я, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, день памяти мучеников, в долине Ферейдан от персов пострадавших и других святых
1. Вознесение Господне
2 июня 2022 года празднуется важное для православной культуры событие — Вознесение Господне. Это также переходящий день памяти мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших. Их почитание всегда преподает на день Вознесения Господня
Вне зависимости от года, 2 июня православная церковь также празднует обретение мощей свт. Алекси́я, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Также в этот день почитаются следующие святые: Мчч. Алекса́ндра и Фалале́я, Асте́рия, Блгв. кн. Довмо́нта, во Святом Крещении Тимофе́я, Псковского, мч. Аскало́на Антинойского, прпп. Завуло́на и Соса́нны, родителей св. равноап. Нины и Сщмч. Павла Лазарева, пресвитера.
Стоит также отметить, что в православной культуре принято указывать две даты для любого праздника: по старому и новому стилю. Поэтому, вы можете столкнуться с тем, что Вознесение Господне и почитание святых препадает на 20 мая, и это также будет верно. Однако, это дата по старому стилю, в то время как мы, современные люди, живём по новому. Соответственно, празднуем Вознесение Господне мы 2 июня, согласно тому календарю, по которому мы живём.
Давайте подробнее рассмотрим, в чём особенность этого дня. Приятного прочтения!
Вознесение Господне
Вознесение Иисуса Христа на небо — важная веха в истории православного христианства. Ведь именно это ознаменовало переход видимого земного присутствия Христа в Его невидимое пребывание в Церкви.
В этот день Господь вознесся плотью на Небо и воссел одесную Отца. Это событие служит радостным подтверждением совершившегося Искупления человека; примирения человека и Бога. И, вознесясь на Небо, Христос показал всему миру, что всего Его верных последователей также ожидает Царство Небесное.
Вознесение Господне — особый праздник для христианства. Совершается бденная служба праздника. Всенощное бдение состоит из великой вечерни с литией, утрени и 1-го часа.
Подробней о данном празднике мы рассказали в статье «Вознесение Господне. Кратко о празднике: суть, притча, традиции». Рекомендуем прочитать её, если вы хотите узнать больше об этом событии и приглашаем вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ.
2. Обретение мощей святителя Алекси́я Московского, Киевского и всея Руси, чудотворца, митрополита
В православии существует событие, называемое обретением мощей. Означает оно нахождение их при особых событиях. Как правило, мощи святого не подвержены тлению. Сам по себе этот факт не является свидетельством святости человека, но является весомым аргументом для этого.
20 мая 1431 были обретены мощи святителя Алексия на месте строительства храма, в то время как прежний храм обрушился от ветхости.
Имя святителя Алексия в миру — Елевферий. Родился он около 1300 года в семье боярина Бяконта.
Предание доносит историю о том, как Елевферий в возрасте двенадцати лет отправился ловить птиц, но задремал. И во сне услышал голос о том, что будет он «ловцом человеков».
В девятнадцать лет Елевферий принял монашеский постриг. По преданию, Елевферий был крестником Калиты, московского князя периода Средневековья, внука Александра Невского.
В 14 веке, в результате иноземного погрома, Русь утратила национальную независимость. Её светские власти подчинялись Монгольской империи, а церковь оказалась в двойном подчинении. Русские владыки вынуждены были ездить в Орду, где получали разрешение на служение. Все назначения на высшие церковные чины шли через Константинополь.
На протяжении четверти века делами церкви управлял грек Феогност. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского. А по смерти Феогноста, святитель стал митрополитом. Так как Алексий не был греком, его возведение в сан митрополита было исключением. Всё благодаря его добродетельной жизни и духовным достоинствам.
Московские государи вынуждены были вступить в борьбу с Великим Княжеством Литовским.
В то время Русскую Церковь раздирали распри из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, дабы положить конец смутам и тревогам, Алексий отправился в Константинополь к Вселенскому патриарху. Там патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и Великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха».
Митрополит Алексий стал одним из ведущих политических деятелей Московского государства. При нём разворачивалась русско-литовская война, грозившая окончательно расколоть общерусскую церковь. Немало он трудился и над упорядочиванием и упрочением отношений православной церкви с ордынскими ханами.
Алексий пользовался особым покровительством ханши Тайдулы, которая имела большое влияние при дворе своего мужа — хана Джанибека.
В течение четверти века митрополит оставался главным духовным пастырем Руси и был уважаем в народе. До самой своей смерти он заботился о приращении богатств и владений митрополичьего дома.
О личности Алексия известно немного. Сохранилось совсем мало подлинных его посланий. В одном из них Алексий увещевал христолюбивых христиан возлюбить друг друга, соблюдать заповеди и избегать неподобных дел: блуда, пьянства, грабежей, насилия.
Алексий выступал защитником традиционной политики укрепления власти московского великого князя, неизменно поддерживал Дмитрия Донского. Использовал авторитет церкви для решения междукняжеской распри к выгоде Москвы, пёкся о том, чтобы добиться единства князей русских.
Земной путь святителя завершился 12 февраля 1378 года. Алексий завещал положить его тело в Чудовом монастыре. Также он указал и само место погребения — «за алтарем храма» своего. Однако, князь Димитрий Иоаннович Донской из глубокого почтения повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря.
Целебные мощи его открылись спустя 50 лет после его кончины. Чудов монастырь, построенный самим святителем Алексием, был деревянный. Посему, крыша его со временем пришла в негодность и обрушилась во время Божественной литургии. Все находившиеся в то время в храме люди остались невредимыми, однако здание пришло в негодность.
Тогда князь Московский Василий Васильевич Тёмный повелел построить на месте старого храма каменный. Именно во время подготовки фундамента для нового храма, 20 мая 1431 года, и были обретены мощи великого святителя Алексия. Они остались неповреждёнными и даже одежды были неистлевшими.
С того времени стали чтить память святителя. В новом храме был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и положили многоцелебные мощи святителя Алексия.
Позднее, в 1484 году, настоятель Чудова монастыря архимандрит Геннадий начал строительство новой трапезной с храмом во имя святителя Алексия. А через год святые мощи были перенесены в новое здание. Там они хранились ещё две сотни лет.
Ныне мощи святителя Алексия находятся в Патриаршем Богоявленском Соборе Москвы.
Погрузиться в историю православия можно посетив наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ.
Вас может заинтересовать:
#христианство
#иконопись
#святые #бог #вера #икона #вознесение #живопись #православный календарь #религия
3. Благоверный князь Довмо́нт Псковский
Святой Довмонт родился в 1240 году и принадлежал к литовскому княжескому роду. В крещении он получил имя Тимофей.
Когда в Литве произошел государственный переворот, Довмонт был вынужден покинуть родные земли. В 1266 году Довмонт прибыл в Псков вместе со своим родом и дружиной. На то время юный литовец уже был закалённым и храбрым воином.
Псковичи не просто приняли литовца, а и посадили на княжение. Во многом это произошло от того, что Довмонт в Литве уже был князем достаточно мощного удела. Кроме того, у него был опыт предводительствования войск Княжества Литовского. На тот момент ливонские рыцари уже завоевали всю Прибалтику, и была высокая вероятность нападения крестоносцев на русские западные земли. Новгороду и Пскову нужен был хороший защитник, и они увидели его в лице Довмонта.
И он оправдал ожидание псковичей. Этот воин не проиграл ни одного сражения из семи. При том, что три из них по масштабам были гораздо крупнее Ледового побоища при Александре Невском.
Довмонт — это тот князь, который всегда шёл впереди своего войска. И он никогда не прощал нанесённых обид.
С первых же лет правления Довмонт показал себя храбрым воином. Он заставил уважать и бояться псковичей, снискав великую военную славу. На него шли войной датчане и шведы, но Довмонт всегда одерживал победы, причём малым числом воинов.
Когда Довмонт пришёл в Псков, он был язычником. Однако, мать и тётя воина были православными христианами. В скором времени и сам Довмонт принял христианство.
За время своего правления князь сумел превратить Псков в великий город, который стал одним из самых почитаемых населённых пунктов Европы. Этот период стал началом независимости Пскова от Новгорода. Помимо других своих заслуг, князь построил множество церквей для своего города.
При Довмонте враги боялись ходить на Русь — набегов не было двадцать восемь лет. Но в 1299 году, когда князь уже был преклонным стариком, ливонцы неожиданно напали на Псков. Правитель, услышав звон колоколов, вышел биться сам. Он нарушил все правила войны и призвал горожан оборонять свой город.
Битва шла целый день. Во все окраины были отправлены гонцы, и со всех округ в Псков стали стекаться вооружённые отряды. К вечеру ливонцы были разбиты.
Наиболее вероятно, Довмонт получил ранение в битве, ибо через два месяца после сражения он умер.
Псковичи подняли великий плач по поводу смерти своего князя. Погребли Довмонта в Троицком Соборе города Пскова в 1299 году. И практически сразу после кончины великого князя псковичи начали поминать его как местного святого.
Канонизировали Довмонта в конце шестнадцатого века.
В нашем клубе «Русской Иконописной Школы» РИШ мы рассказываем и об Иконописи, и о православных святых.
4. Преподобные Завуло́н и Соса́нна, родители святой Нины
Часто, говоря о святых, мы вспоминаем их родителей. И 2 июня церковь совершает память святых родителей святой равноапостольной Нины грузинской. Звали их Завулон и Сусанна.
Сусанна в переводе означает «белая лилия». Она была родственницей патриарха Иерусалимского, Ювеналия.
Завулон же имя библейское. По преданию, Завулон был родственником великомученика Георгия, происходил из рода благочестивых родителей и пользовался расположением императора Максимилиана. Находясь на воинской службе и будучи христианином, Завулон содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство.
Сама Нина родилась в Каппадокии. И, когда ей было 12 лет, её родители переехали в Иерусалим.
Отец, по согласию с женой и по благословению патриарха Иерусалимского, удалился в пустыню и трудился там в подвигах монашеских. А Сусанна стала диаконисой. Это чин в древней Церкви, в котором могли служить женщины, испытанные в добром образе жизни.
Воспитание Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре.
Сама же Нина впоследствии пошла проповедовать на Кавказ. Пошла без страха туда, где было много племён диких и необузданных. Она научила их терпению, молитве и любви. Но всё это могло случиться только благодаря той любви, которую Нине смогли дать её родители, день памяти которых приходится на 2 июня.
Больше подобных историй о святых и их родителях можно узнать в нашем клубе «Русской Иконописной Школы» РИШ. Клуб создан для тех людей, кто интересуется православием и хочет больше узнать о традициях и истории христианства: ссылка
5. Мученики Фалале́й, Алекса́ндр и Асте́рий
В 3 веке, во времена царствования Нумериана, правитель города Эгеи начал охоту на христиан. Тогда-то к правителю и привели Фалалея. которому на то время исполнилось всего 18 лет. Он не скрывал своей веры, и прямо говорил о том, что он христианин.
За такие дерзкие слова Эген приказал повесить мученика вниз головой, просверлив в его ногах отверстия и продев туда верёвку. Поручение это досталось Александру и Астерию. Однако, палачи просверлили не Фалалея, а обрубок дерева. И этот же обрубок они подвесили на верёвке.
Когда Эген увидел такое непослушание, он наказал жестоко избить неудавшихся палачей, которые исповедали себя христианами и прославили Бога. Затем правитель и вовсе приказал отсечь им головы, однако, благодать Божия не позволила сделать это. Даже сам Эген не смог обезглавить мучеников.
Фалалея же правитель приказал утопить. Однако, вскоре святой мученик явился к своим палачам в белой одежде. Приближённый правителя предложил бросить Фалалея на растерзание зверям, но те не тронули святого.
Удалось Эгену лишить Фалалея жизни лишь мечом. Святого отвели на место казни, где он помолился Христу и склонил голову под меч.
Так в 284 году оборвалась жизнь Фалалея. Его мощи находятся в храме святого Агафоника в Константинополе и совершают многие чудеса. Церковь назвала святого мученика Фалалея бессребреником. К нему обращаются в молитвах над больными в таинстве Елеосвящения и при освящении воды.
6. Мученик Аскало́н Антинойский
Святой мученик Аскалон родился в Египте в 3 веке. Когда его привели к тогдашнему правителю Арриану, мученик смело исповедал свою веру во Христа и отказался поклоняться языческим богам. Кроме того, Аскалон сказал правителю, что придёт час, когда и он будет вынужден признать Христа своим богом.
За такие дерзкие речи Арриан приказал жестоко мучать святого. Аскалона подвесили и терзали железными орудиями настолько сильно, что открывались куски плоти. Но святой молча и смиренно переносил все выпавшие на его долю мучения.
Позднее правитель приказал отвезти Аскалона на противоположный берег Нила в город Антиною. Сам Арриан планировал прибыть следом. Однако, мученик обратился к Богу с молитвой и попросил Его удержать лодку правителя до тех пор, пока тот не исповедует Господа перед всем народом.
По воле Божией лодка Арриана остановилась посреди реки. И сколько бы стараний не прикладывали гребцы, судно ни на йоту не сдвинулось с места своей остановки. Вскоре Арриан был вынужден написать исповедание Единого Истинного Бога. И сразу же после этого лодка отправилась к берегу.
Но это не усмирило пыл правителя. Стоило ему войти в город, как он тут же приказал подвергнуть святого новым мучениям. Арриан приказал повести мученика и обжигать его тело огнём, после чего утопить в глубине реки.
Ушёл из жизни мученик Аскалон около 287 года, неподалеку от города Антинои. Тело его было найдено праведными христианами на третий день.
7. Священномученик Павел Лазарев, пресвитер
Священник Павел Андреевич Лазарев родился в городе Колывань на реке Обь в 1877 году. Родители его были мещане.
После того, как закончил Томскую губернскую ветеринарно-фельдшерскую школу, Павел отправился служить фельдшером в Сибирском резервном артиллерийском дивизионе. А в 1904 году он уже состоял регентом Никольской церкви в Никольск-Уссурийском.
Ещё через четыре года Павел женился. За жизнь он успел подарить жизнь четверым детям.
В 1912 году он был рукоположен архиепископом Владивостокским и Камчатским Евсевием (Никольским) в диакона. А спустя ещё три года Павел продвинулся в сан священника.
В 1918 году он служил штатным священником в Приморской области в храме Живоначальной Троицы, село Антоновка. Отец не только вёл службы, но и собирал среди прихожан продовольственную помощь для бедняков, которую сам же доставлял нуждающимся. Кроме того, отец Павел обучал детей православным наукам, Закону Божиему и религиозной жизни в целом.
В 1919 году, в канун праздника Пятидесятницы, святого отца предупредили о том, что вскоре за ним нагрянут красные партизаны. Человек, принёсший весть, уговаривал Павла переждать визит непрошенных гостей, скрывшись в находящемся неподалёку селе. Однако, отец Павел наотрез отказался куда-либо убегать.
Ночью, как и предупреждали прихожане, в дом святого отца вошли вооруженные люди и тут же объявили об аресте. Однако, отец Павел уже ждал их. Помолившись напоследок, он простился с семьёй, благословил своих детей, наказал жене молиться и отправился вслед за партизанами.
Те отвели отца Павла в соседнюю деревню и устроили допрос. Они предлагали свободу в обмен на то, чтобы Павел объявил народу, что обманывал их и никакого Бога на самом деле не существует. Однако, отец отказался отрекаться от Христа и заявил, что готов умереть за свою веру.
Мученическая кончина иерея Павла Лазарева наступила в Пятидесятницу 1919 года. Его сначала расстреляли, а затем бросили с тяжёлыми ранениями умирать в лесу. В метрической книге Спасо-Преображенской церкви села Спасское смерть отца Павла записана под 20 мая (2 июня) 1919 года.
Также в этот день почитаются святые мученики, пострадавшие в 17 веке в иранской долине Ферейдан от рук персов. День почитания этих святых является переходящим и всегда совпадает с датой Вознесения Господня.
Сегодня вы узнали немного больше о православных праздниках и житие некоторых святых. Но это лишь один день православного календаря, лишь малая часть того наследия, которое есть у православных христиан.
Если вы хотели бы больше погрузиться в эту тему, узнать много нового о традициях христианства и найти единомышленников, приглашаем вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ.