Заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. В 1959 – 1968 годы работал на Гусевском хрустальном заводе сначала художником, а позднее – главным художником. Член Союза художников СССР.
Владимир Александрович – художник, чей вклад в совершенствование советского бытового стекла трудно переоценить. Работая в 1960-е годы над созданием образцов для серийного производства, Владимир Филатов продолжал развивать лучшие традиции русской школы стеклоделия. Точность пропорций, тщательный отбор декоративных деталей, чуткое отношение к цвету и пластике материала, обеспечили его работам настоящую ценность. Рюмки и бокалы, разработанные Филатовым, имеют много общего с формами бытового стекла XIX века. Такие изделия довольно долго выпускались на ГХЗ и были весьма популярны, поскольку могли вписаться в любой интерьер и отвечали самому взыскательному вкусу.
Во время борьбы с «мальцовщиной» – хрусталем с богатой алмазной огранкой, который воспринимался как мещанское искусство, именно Владимир Филатов одним из первых восстановил его позиции среди художников, многие из которых полностью исключили этот материал из своего арсенала. На рубеже 1960-х – 70-х годов художник создает ряд работ из хрусталя с алмазной гравировкой в ее новом прочтении, где алмазная грань выступает не только в качестве декора, но и как основной формообразующий элемент предмета. Эти качества присущи практически всем работам автора, где в гармоничном единстве сочетаются форма, цвет и декор. Как, например, в одном из самых известных произведений автора – блюде «Золотые россыпи», ярко раскрывающем свойства граненого хрусталя.
На протяжении 1970-х годов Владимиром Филатовым создан ряд декоративных ансамблей в теплой насыщенной цветовой гамме, передающих красоту родной природы, которая стала лейтмотивом его творчества. Эти произведения имеют интересное свойство: являясь частью ансамбля, предметы и в отдельности представляют самостоятельный художественный образ.
Филатов успешно экспериментировал в гутной пластике, где часто главную роль играет цвет, подчеркнутый самой формой предмета. Это придавало некую фольклорность произведениям, но вполне естественно и органично для гутного стекла.
Известны также работы Владимира Филатова и в витражной технике, в которой им создан ряд масштабных произведений, в том числе и для интерьера.
Многие выставочные произведения художника, такие как декоративная композиция «Икар», с успехом экспонировались на многочисленных выставках наряду с другими работами, посвященными космической теме. Объект «Тайны мироздания» и композиция «Три тайны» символизируют тайну зарождения жизни на Земле. А включение цветной крошки в толщу яйцевидной формы «Тайн мироздания» вызывает ассоциации с безграничными просторами Млечного Пути.
Отдельного разговора заслуживает ваза «Спутник», имеющая второе название «Космос», созданная Филатовым в качестве дипломной работы на стеклозаводе «Красный гигант». Ее лаконичная форма и сдержанный декор ярко контрастируют с традиционными для того времени формой и декором. В ней нет и не может быть замысловатой гравировки и прочих декоративных элементов, а есть строгая торжественность и монументальность, прославляющие достижения советской космонавтики. Уменьшенная копия вазы «Спутник» в бесцветном и цветном вариантах выпускалась в качестве сувенира ограниченным тиражом и вручалась первым советским космонавтам.
Многогранность творчества, нестандартность мышления и широкий диапазон художественных приемов ставит Владимира Филатова в ряд крупнейших мастеров российского стеклоделия, чьи идеи остаются актуальными и сегодня.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии