Еще один пример можно привести на основе воинского захоронения д.Труфаново Барятинского района Калужской области, в военные годы тоже относилась к Смоленской области.
Приведем для примера, как совершались ошибки по данным паспортов захоронения 1991 и 2014 года.
В 1991 году в воинском захоронении числится 52 солдата и офицера из которых известны ВСЕ. Вот паспорт захоронения:
А теперь приведем данные, полученные после обработки документов по сайту Память народа.
Как видно из приведенной таблицы, лишь на троих воинов не удалось найти документы подтверждающие их гибель.
Появились первые вопросы: - восемь солдат 84 гвардейской стрелковой дивизии внесены в паспорт в 1991 году, но имеют место захоронения Белорусская ССР Витебская область Дубровенский район д.Новое Село.
Ошибка получилась так как рядом с д.Труфаново есть д.Новое Село.
К этим восьми воинам добавились еще ошибки которые уже сложно объяснить. Перечислю места первичного захоронения и все станет понятно: Смоленская обл., Спас-Деменский р-н, д. Дубки (Выгорь), Смоленская обл., Спас-Деменский р-н, Широкинский с/с, д. Ново-Александровка, м. Дубки, военное кладбище, могила № 4, Смоленская обл., Глинковский р-н, д. Новоселово, восточная окраина, Смоленская обл., Кармановский р-н, д. Пески, северо-восточнее, 1 км.
Итого из 52 воинов внесенных в список захоронения ошибочно внесены 18 воинов, добавить 3 воинов, что нет данных о гибели итого получится 21 солдат и офицер.
6 воинов числятся в двух захоронениях района
д.Труфаново и д.Спасское,
д.Труфаново и д.Буда,
д.Труфаново и п.Барятино,
д.Труфаново и с.Асмолово,
д.Труфаново и г.Киров
и д.Труфаново и п.Глинка.
А теперь попробуем на основе паспорта захоронения 2014 года показать как увеличились ошибки.
Как видим из приведенного документа количество воинов в братском захоронении увеличилось до 97 и снова все известны. Приведем обработанные данные на 45 воинов, которых добавили в список воинского захоронения и посмотрим какое первичное место захоронения они имеют.
По 20 воинам внесенным в список захоронения возникают вопросы по первичному месту захоронения. Как они могли быть перезахоронены сюда?
10 воинов внесенный в список захоронения по донесениям проходят как пропал БЕЗ ВЕСТИ , причем один из них проходит погибшим в концлагере г.Рославль.
3 воинов проходят по спискам двух захоронений.
Но 11 воинов умерших от ран в 410 омсб 326 стрелковой дивизии и похороненных в д.Труфаново не значатся в списках захоронения, хотя остальные 18 воинов, проходившие по журналу 410 омсб числятся.
Трудно все это комментировать. Лучше приведу еще два примера.
Первый. 290 стрелковая дивизия похоронила 5 солдат. Четверо воинов проходят по спискам захоронения и в 1991 и в 2014 годах, а один оказался забытым на 80 лет.
Не было бы так грустно, если бы не архивный документ о потерях.
Второй. По ПЭП 69 ( эвакуационный пункт), а точнее по тем солдатам которые умерли от ран и были похоронены в данном ПЭП и имеют первичным местом захоронения - Смоленская обл., Барятинский р-н, Спасский с/с, с. Спасское, район Сутоки, севернее церкви 250 м.
В паспорт захоронения добавлен в 2014 году рядовой Бабаджанов Хусен, а остальные ПЯТЬ воинов пропущены.
Кто виноват в такой работе по увековечиванию военкомат или администрация? А может быть все гораздо проще виноваты те люди, ради освобождения которых и пали данные воины.
На данных более 200 статей о воинских захоронениях Великой Отечественной войны можно сделать вывод ; меняются название населенных пунктов, районов и областей, но не меняется спектр ошибок допущенных при увековечивании воинов.
Помним, Гордимся, Чтим.