Найти тему
Рождённый в USSR

Пособие по безопасности для лётчиков НАТО или почему лучше не злить русских пилотов

Заметка в газете про инцидент между P-3 Orion и Су-27 1987 год.
Заметка в газете про инцидент между P-3 Orion и Су-27 1987 год.

В 1987 году, в то время как СССР активно разваливался, произошёл крупный международный скандал. Западная пресса не поскупилась на красочные заголовки. "Русские атакуют" "Советы перешли в наступление" и т. д.

Так в чём же была причина столь бурной истерики? Что такого могло произойти? Для начала немного предыстории. Как я уже писал, это был перестроечный 1987 год. От былой мощи СССР остались лишь воспоминания.

Военный парад 1965 год
Военный парад 1965 год

Западные разведки, понимая это, постепенно начали проявлять ту долю хамства по отношению к нашей стране, какую, скажем, в 1950 году они могли видеть только во сне.

Дело в том, что к 1987 году западные разведки, чувствуя слабость нашей страны, стали регулярно действовать на нервы советским пограничникам. Суть действий на нервы сводился к тому, что к нашим границам регулярно посылали самолёты разведчики.

Самолёт-разведчик американских ВВС рядом с советской субмариной 1978 год
Самолёт-разведчик американских ВВС рядом с советской субмариной 1978 год

Достоверных данных о том, что такие самолёт нарушали нашу государственную границу, у меня нет, но вполне допускаю, что такие прецеденты были.

Во времена былой мощи СССР таких любителей поиграть на нервах советского командования быстро бы вразумили. Сбили бы и всего делов то. Однако времена были не те.

Советский аэродром 1977 год
Советский аэродром 1977 год

Перестройка, гуманизм, курс на демократические ценности Запада.

Максимум, что было позволено на подобные выходки, это поднять в воздух истребитель на перехват. Ни о каком применении оружия и речи не шло.

Как известно, у русских достаточно специфичное чувство юмора. Европейцы нас с трудом понимают. Так вышло и 13 сентября 1987 года, когда самолёт P-3 Orion норвежских ВВС начал сближение с государственной границей СССР.

Су-27 1983 год
Су-27 1983 год

По стандартной схеме на встречу был поднят борт Су-27. На несчастье норвежских лётчиков за штурвалом был Василий Цымбал.

Дело в том, что Василий Цымбал обладал тем самым специфичным чувством юмора, что в сочетании с его навыками высшего пилотажа и незаурядной смелости представляло из себя гремучую смесь.

В том же 1987 году, но месяцем ранее, Василий Цымбал "сдул" с палубы японского корабля, который нарушил территориальные воды СССР, вертолёт.

Су-27 на боевом дежурстве в Тихом океане 1985 год
Су-27 на боевом дежурстве в Тихом океане 1985 год

Как я уже писал, возможности применять оружие у наших лётчиков не было, а вот демонстрировать своё вооружение и показывать противнику фигуры высшего пилотажа запрета не поступало. Этим то и воспользовался Василий Цымбал.

Он несколько раз маневрировал над японским кораблём, показывая своё вооружение. Но, не видя никакой реакции, сымитировал воздушную атаку, пройди в такой близости от палубы, что воздушной волной снесло один из вертолётов прямо в море.

Советский истребитель пролетает над палубой авианосца 1977 год
Советский истребитель пролетает над палубой авианосца 1977 год

По слухам, Василий в открытый эфир про сброшенный японский вертолёт сказал, если облечь в цензурное выражение, "хана котёнку". Слово "хана" скрывает всем известное русское слово. Додумайте сами. Обошлось без жертв.

Но японцы и без этих жертв решили поменять курс и убраться из наших территориальных вод. Был международный скандал, но, так или иначе, жертв не было, и судить Василия Цымбала было не за что.

Лётчика перевели служить в Мурманск. Где в сентябре 1987 года и произошла история, о которой я хотел вам рассказать.

P-3 Orion 1983 год
P-3 Orion 1983 год

Как уже было сказано, в воскресенье, 13 сентября 1987 года, P-3 Orion норвежских ВВС полным ходом шёл к границе СССР. На перехват был поднят Су-27 с Василием Цымбалом за штурвалом.

На стандартные, такие как попытка сбить с курса, демонстрация ракет под крыльями и максимальное сближение с самолётом противника, на норвежских пилотов не произвело никакого впечатления.

Василий Цымбал 1985 год
Василий Цымбал 1985 год

Поэтому, когда после всех вышеизложенных действий Цымбал увидел, что норвежцы начали сбрасывать радиобуи в воду для отслеживания перемещения наших субмарин, Василий начал "психовать" и выполнил несколько проходов под норвежским самолётом.

Старший лейтенант Цымбал предпринял попытку сбить с курса вражеский самолёт. Для этого он зашёл снизу под несчастных норвежцев и попытался перекрыть им обзор.

P-3 Orion повреждённый в столкновении с советским Су-27, 1987 год
P-3 Orion повреждённый в столкновении с советским Су-27, 1987 год

Норвежцам не оставалось ничего другого, как тоже сбрасывать скорость. Однако, снизив скорость, Orion начал терять высоту. Цымбал также не уследил за этим, и в итоге Orion зацепил винтом четвёртого двигателя на правом крыле верхушку киля нашего Су-27.

Повреждённый киль Су-27 Василия Цымбала 1987 год
Повреждённый киль Су-27 Василия Цымбала 1987 год

Винт норвежского самолёта разлетелся в щепки и повредил фюзеляж своего же самолёта. Самолёт был разгерметизирован. Норвежцы начали в срочном порядке разворачиваться по направлению своей базы.

Су-27 под управлением Василия Цымбала. Съёмка с норвежского P-3 Orion, 1987 год
Су-27 под управлением Василия Цымбала. Съёмка с норвежского P-3 Orion, 1987 год

Однако Василию показалось этого мало. Он догнал норвежцев и "обгадил" их, слив прямо на кабину пилотов часть авиационного топлива. Унизив супостатов, Василий со спокойным сердцем отправился к себе на базу.

По прилёте на базу Василий какое - то время пытался отмалчиваться ввиду повреждённого киля самолёта. Но когда через несколько дней из Москвы нагрянула специальная комиссия с фотографиями самого Василия в кабине Су-27 кружащего вокруг P-3 Orion норвежских ВВС, отпираться было бесполезно.

Су-27 под управлением Василия Цымбала. Съёмка с норвежского P-3 Orion, 1987 год
Су-27 под управлением Василия Цымбала. Съёмка с норвежского P-3 Orion, 1987 год

Дело в том, что перепуганные норвежские лётчики сняли все похождения Василия Цымбала на камеру. Был грандиозный международный скандал. Однако, как я понимаю, командование не могло не отметить смелость и героизм Василия Цымбала.

Василий Цымбал в кабине Су-27 съёмка с норвежского P-3 Orion, 1987 год
Василий Цымбал в кабине Су-27 съёмка с норвежского P-3 Orion, 1987 год

Никаких репрессий в отношении старшего лейтенанта Цымбала не последовало. По крайней мере, таких сведений я не нашёл.

Вот никак не пойму логики западных военных. Ведь знаете, чем всё закончится. Зачем рыпаетесь?

Если понравилось статья, ставьте лайк и оставляйте комментарий. Интересно ваше мнение о прочитанном. Также подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!