Найти тему
ArmInfo

Татул Манасерян: В Армении так и не поняли, что такое экономическая дипломатия

АрмИнфо.В Армении так и не поняли, что такое экономическая дипломатия и насколько она важна для страны, промышленный потенциал и сфера услуг которой, из-за малых масштабов внутреннего рынка, должны быть экспортоориентированы.

Такое мнение в беседе с корреспондентом АрмИнфо выразил доктор экономических наук, профессор, руководитель исследовательского центра "Альтернатива" Татул Манасерян.

Отвечая на вопрос о возможных сценариях развития экономической ситуации в стране и степени влияния на нее санкций против главного торгового партнера Армении - России, Манасерян отметил, что чисто теоретически, Армения может воспользоваться этой ситуацией и найти новые подходы и новые решения. Но для этого она должна серьезно задействовать экономическую дипломатию, о которой, по словам Манасеряна, не имели представления ни бывшие, ни сегодняшние власти страны.

<Обеспечивая экономическую безопасность, мы должны задумываться как об уровне конкурентоспособности наших продукции и услуг, но и о том, как их преподносить внешнему миру, на какие рынки их продвигать. Кроме самих предпринимателей - производителей, государство должно так же серьезно заниматься этими вопросами и быть партнером бизнес­сообществу, активно используя различные инструменты и в том числе серьезную экономическую дипломатию>, подчеркнул экономист. С одной стороны нам необходимо диверсифицировать рынки сбыта нашей конкурентоспособной продукции, искать логистические <тропы> к новым рынкам, а с другой - привлекать зарубежные инвестиции и создавать в стране совместные предприятия. Последнее обстоятельство очень актуально сегодня, если мы говорим о партнерстве с Россией, о создании совместных двухсторонних и даже трехсторонних производств на нашей базе для дальнейшего экспорта продукции в третьи страны, в том числе и в страны Европы.  <Экономическая дипломатия призвана служить именно таким определенным целям>, - сказал Манасерян, подчеркнув важность ответственной <дипломатической работы>, направленной на поиск партнеров по всему миру и на представление сильной позиции Армении в качестве страны, способной служить производственным мостом между Россией и другим миром, не только Европы.

В качестве плохого примера Манасерян отметил проблемы, которые выявились в экономике Армении при попытке ввода эмбарго на импорт турецких товаров после 44-х дневной карабахской войны. При введении Арменией этих санкций, эффект бумеранга оказался настолько силен, что выдержать эго фактически не удалось. Причину такого состояния дел Манасерян видит в низкой степени диверсификации, как экспорта, так и импорта. По его словам, многие турецкие товары могли бы быть замещены товарами из Китая, России, Ирана, но отсутствие альтернатив, как видится, сыграли плохую шутку и множество фирм и людей столкнулись с реальным риском потери доходов. Причина - несерьезное отношение государства к вопросам экономической безопасности, отсутствие связки между государством, предпринимателями и экспертным сообществом по выработке диверсифицированной экспортно-импортной политики.

Наличие экспертного сообщества при принятии экономических решений Манасерян назвал таким же важным, но отсутствующим в экономической политике звеном, как и экономическая дипломатия. Независимые экспертные оценки, базирующиеся на альтернативных выкладках, экспериментальном опыте, оценке эффективности того или иного решения, изучения зарубежных рынков и многое другое, должны не только служить альтернативой и противовесом порой необоснованных, легковесных правительственных решений, но и являться программой действия для той же экономической дипломатии.

Отметим, что согласно последним официальным статистическим данным прямой товарооборот между Арменией и Турцией в 2019 году составил $270 млн. По независимым оценкам, с учетом реэкспорта через Грузию, реальный импорт турецких товаров в Армению может достигать $400 млн в год.  Причем объемы экспорта составляют сотую часть от импорта.