Само слово «успеваемость» происходит от глагола «успевать». То есть плохая успеваемость ― это не более чем вопрос скорости. Традиционная образовательная система предполагает, что все 30 учеников, сидящих в одном классе, будут усваивать материал с одинаковой скоростью. Но эта установка совершенно нереалистична. Разбираемся, как спокойно относиться к академическим неудачам ребёнка и исправлять их без стресса.
Маша вдумчива и любит во всём доходить до сути, Саша легко заучивает то, что слышит, но не вникает в смысл, Тимур очень застенчив и боится отвечать у доски ― будут ли они показывать совершенно идентичные академические результаты? Разумеется, нет. Если только не использовать в обучении их сильные стороны, выстраивая для каждого отдельный образовательный трек. Как правило, школа этого не делает.
Неуспевающий = неспособный?
В интернете можно найти сотни статей на тему «Что ребёнок должен знать и уметь в 7/9/12 лет». На самом деле такие статьи бесполезны: все дети учатся и развиваются с разной скоростью.
История знает множество примеров успешных людей, которых в школе считали неуспевающими или даже отсталыми.
Альберт Эйнштейн, гениальный физик, в 7 лет с трудом мог говорить, в школе учился плохо и заслужил репутацию посредственного лентяя. Поэт Владимир Маяковский никак не мог научиться грамотно писать: как выяснилось позже, у него была дислексия. Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании, был последним в классе ― особенно плохо у него шла математика. Антон Чехов едва справился со школьной программой и никогда не получал отметки выше тройки.
Таких примеров очень много, и они ясно показывают, что успеваемость как таковая мало говорит об истинных способностях ребёнка. Но она явно сигнализирует о том, что система обучения ему не подходит.
Ребёнок отстаёт. Что делать?
Детям не свойственны сомнения в своих силах. Любой малыш, учась ползать, уже демонстрирует чудеса отваги и амбициозности. Он встаёт и делает первые шаги, пусть неуверенные и шаткие. Он падает и, ничуть не смущаясь, продолжает попытки, пока не начнёт ходить, а потом ― бегать, прыгать, кататься на роликах и велосипеде. И каждое новое достижение на этом пути мама и папа встречают с восторгом и одобрением. Точно так же дети учатся говорить, рисовать, общаться с окружающими ― органично и в доброжелательной атмосфере. Никому не придёт в голову отчитывать ребёнка за то, что его первые шаги не такие уж твёрдые, а слово «мама» он произносит нечётко.
Но в школе всё резко меняется. Ребёнок быстро замечает, что за ошибки теперь ругают и наказывают, а взрослые ждут от него свершений по расписанию. Дети прекрасно чувствуют тревогу взрослых, их раздражение и недовольство. И делают совершенно однозначный вывод: «Наверное, я плохой».
На самом деле проблема в том, что до сих пор ребёнок учился по своей траектории, ставя свои маленькие цели, двигаясь от победы к победе. И вдруг он попал в систему, где его желания не учитываются, а вместо них есть непонятные требования и стандарты.
Почему так важен индивидуальный трек?
Но тем не менее родители могут всерьёз волноваться из-за того, что ребёнок не освоил какие-то навыки: «Все дети выучили таблицу умножения, а мой так и не продвинулся дальше “2 × 2”! В чём дело?»
Чаще всего ― не в умственных способностях, а в мотивации. Дети учатся лучше, когда ставят перед собой собственные цели и двигаются в подходящем для них темпе. Так они осваивают навыки более эффективно, чем при традиционном обучении.
Например, в частных школах сети Summit (США) полностью изменили систему обучения, чтобы решить проблему успеваемости. 2 000 школьников в возрасте от 11 до 18 лет используют для обучения онлайн-платформу, которая отслеживает цели и поддерживает мотивацию учащихся. Система собирает данные об успехах каждого ребёнка и вносит их в персонализированный план обучения. Платформа автоматически адаптирует уроки и контент для каждого ученика ― даёт больше заданий для отработки тем, которые идут со скрипом, или формирует домашку так, чтобы ребёнку нравилось её делать. Ученик может поставить цель, а система сама соберёт для него учебный план и покажет, сколько пройдено, что предстоит изучить и сколько времени на это потребуется.
«Схема Summit соответствует некоторым фундаментальным принципам теории постановки целей, ― говорит Крис Халлеман, педагог-психолог из Университета Вирджинии. — Люди работают продуктивнее, когда они видят цель и прогресс. Ни один учитель не может отслеживать и давать обратную связь по целям отдельных детей в классе так, как это может делать программное обеспечение».
В России по таким же принципам работает онлайн-школа Skysmart. Дети учатся на интерактивной платформе: выполняют упражнения, которые проверяются автоматически, могут делать заметки, следить за прогрессом. Прогресс оценивается постоянно, а не пару раз в год на контрольных. Поэтому и программа всё время адаптируется к ученику, его особенностям, склонностям, интересам. Учитель же выполняет роль наставника, который помогает поддержать интерес к учёбе и объясняет трудные темы. Главное, чтобы ребёнок полностью усвоил материал. А успеваемость при таком обучении уже не имеет значения — никого не нужно догонять, можно учиться в своём темпе.