Найти тему
Будни туриста

454. Искусство бессмертия

Приветствую всех добровольных читателей.

В 2022 году Государственный музей изобразительных искусств имени А С. Пушкина отметил свою 110-летнюю годовщину со дня открытия.

На открытии музея присутствовала семья российского императора.

В день 110-летия музей объявил акцию для посетителей - весь день бесплатные экскурсии. Это вызвало интерес у определенного слоя населения.

Так совпало, что мы планировали в этот день посещение выставки "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия."

-2

Это был последний день выставки, мы не уверены были в исполнении своих планов, поэтому заранее билеты не брали. Вот и пришлось нам стоять в очереди да ещё и под дождем.

Перед входом в музей почтой России была организована ещё одна акция к 110-летию музея - Открытка из музея.

Акция - открытка из музея.
Акция - открытка из музея.

Мы воспользовались возможностью отправить друг другу открытки, после чего отправились на выставку.

Пушкинский музей представил первую полномасштабную выставку, посвященную мумиям Древнего Египта: более 400 экспонатов, большая часть которых еще не выставлялась и была доступна только специалистам.

Архитектурная форма погребения складывается в эпоху Древнего царства и претерпевает определенные изменения с течением времени и в зависимости от региона. В архитектуре гробницы прослеживается аналогия с жилым домом со всей необходимой для полноценной жизни утварью, а также домашней челядью.

Важнейшей частью ритуала погребения являлось магическое оживление мумии, без которого было невозможно полноценное загробное существование, – так называемый ритуал «отверзания уст и очей». Интересно, что такой же ритуал необходимо было проводить с каждой статуей умершего, чтобы она, будучи изначально неживой, обрела способность вкушать пищу, подобно живому человеку. Cтатуя – alter ego живого человека, его Ка (Двойник), полноценная замена его как в храмовом ритуале, так и в вечном существовании в ином мире. Собственно гробничный культ, предполагавший ритуальное кормление Двойника, мог начаться после сооружения статуи и размещения ее в гробнице, даже задолго до смерти человека.

Покажу несколько описаний и экспонатов выставки.

-4

Древние жители долины Нила представляли себе Вечное бытие и стремились к его достижению.

-5

-6

Они воспринимали смерть как переход к вечной жизни в ином мире.

-7

Для этого необходимо была защита тела от разложения и сохранение его целостности. Ещё в IV тысячелетии до н.э. древние египтяне изобрели метод естественной мумификации. Позже они развили эту науку с применением искусственной мумификации.

Развивалась сложная техника бальзамирования, требующая высокой квалификации мастеров.

Саркофаг - "владыка жизни".
Саркофаг - "владыка жизни".

Саркофаг Маху, земледельца дома Амона. Фивы, Египет. Новое царство, XVIll династия, ХV-Xlll века до н.э.
Саркофаг Маху, земледельца дома Амона. Фивы, Египет. Новое царство, XVIll династия, ХV-Xlll века до н.э.

-10

-11

Фрагменты "Книги мертвых" Яхмеса. Египет. Птолемеевский период, lV-l века н.э.
Фрагменты "Книги мертвых" Яхмеса. Египет. Птолемеевский период, lV-l века н.э.

Погребальная пелена с изображением молодого мужчины, бога Осириса и бога Анубиса. II век н.э.

Погребальная пелена с изображением умершего молодого мужчины, Анубиса и Осириса. Саккара, Египет. Римский период, середина ll века н.э.
Погребальная пелена с изображением умершего молодого мужчины, Анубиса и Осириса. Саккара, Египет. Римский период, середина ll века н.э.

Интересна история Осириса, бога возрождения, царя загробного мира, судья душ усопших. 

Согласно легенде, Осирис был коварно убит, затем его погребение было осквернено и тело расчленено на множество частей. Эти разорванные части собрала Исида, жена Осириса вместе со своей сестрой Нефтидой. Множество частей были воссоединены и скреплены длинными бинтами – так возникла первая мумия. Руководил пеленанием бог Анубис, носящий эпитет «ими-ут» («находящийся в бинтах»).

Погребальная пелена с изображением умершей женщины с ребенком,  Анубиса и Осириса.
Погребальная пелена с изображением умершей женщины с ребенком, Анубиса и Осириса.

Воссозданное тело стало бессмертным, но обитать оно могло только в ином мире, владыкой которого и стал Осирис. На земле его трон и корону принял Хор, его сын, чудесным образом рожденный Исидой от мертвого Осириса 🧐🤭🙄.

Маска мумии. Ахмим, Египет. Римский период l-lll века н.э.
Маска мумии. Ахмим, Египет. Римский период l-lll века н.э.

Мумия женщины. Биологический возраст 20-25 лет. Египет. Римский период. I век н.э.
Мумия женщины. Биологический возраст 20-25 лет. Египет. Римский период. I век н.э.

Фаюмские портреты.

Если коротко, то фаюмские портреты — это созданные в технике  энкаустика погребальные портреты в Римском Египте l-lll веков.

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Ф. Питри. Являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. 

-17

Портрет смуглого юноши в золотом венке.
Портрет смуглого юноши в золотом венке.

Собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 1870-е годы, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков.

Портрет женщины.
Портрет женщины.

Портрет женщины в белом хитоне.
Портрет женщины в белом хитоне.

На выставке все предусмотрено для слабовидящих людей.

Портрет женщины в белом хитоне.
Портрет женщины в белом хитоне.

Ложные двери.

Ложная дверь.
Ложная дверь.

Эти «двери» называются ложными, потому что никуда не ведут и пройти сквозь них нельзя. Правда, это справедливо лишь для обычного, живого человека. Потому что, согласно представлениям древних египтян, ложная дверь выполняла весьма важные функции, и ее наличие в некоторых помещениях было совершенно необходимым – иначе жди беды. Кое-кто мог ходить только через такую дверь.

Униу, руководитель служителей царского дворца, его жена Пери-ни-кая и их сын Мен-хебу-Снофру.
Униу, руководитель служителей царского дворца, его жена Пери-ни-кая и их сын Мен-хебу-Снофру.
Ложная дверь Ни-тауи-изези, начальника ведомства дворцовых служащих.
Ложная дверь Ни-тауи-изези, начальника ведомства дворцовых служащих.

Блок из гробницы Иниу.

Перевозка саркофага с мумией, участники погребальной процессии с дарами для умершего .
Перевозка саркофага с мумией, участники погребальной процессии с дарами для умершего .

Жизнь после смерти представлялась египтянами как продолжение земной жизни, а возрождение мыслилось преимущественно в материальных категориях. Умершего надлежало обеспечить в гробнице буквально всем необходимым для безбедного существования.

Сосуды для ритуального омовения.
Сосуды для ритуального омовения.

Плитка для семи благовоний, использовавшихся для погребения.
Плитка для семи благовоний, использовавшихся для погребения.

Богиня Исида-плакальщица.
Богиня Исида-плакальщица.

Также можно было увидеть мумии и изображения священных животных. Египтяне считали их воплощением различных богов и связывали с ними надежды на благополучную жизнь в ином мире.

-29

Следующий раздел выставки логически продолжал первый, посвященный собственно мумификации. Древние египтяне не делали принципиального различия между мумией человека и животного и, в целом, между человеком и другим живым существом. Они связывали свои надежды на благополучное загробное существование с разными богами, к помощи которых прибегали и в земной жизни.

Боги в образе животных присутствуют в текстах «Книги Мертвых» – главного сборника магических изречений, начиная с эпохи Нового царства, призванного помочь умершему избежать опасностей иного мира, благополучно пройти суд Осириса и «выйти в день», подобно солнечному божеству.

Статуя египтянина в плаще.
Статуя египтянина в плаще.

В мультимедийной зоне были представлены цифровые материалы, 3D-реконструкции облика древних египтян, фото- и видеоматериалы, связанные с техникой бальзамирования и историей изучения мумий. Фильм об исследовании мумий в НИЦ «Курчатовский институт» показал, как происходил процесс КТ-сканирования: виртуальное «разворачивание» мумии, от ее настоящего вида до скелета и объемной реконструкции.

В общем, все очень интересно рассказывалось на информационных щитах. Нужно было читать или взять аудиогида.

Вот такой рассказ про искусство бессмертия.

Благодарю за внимание.

На сегодня у меня все.

Всем удачи.