Эксперт журнала «Госзакупки.ру» рассказал, какие конкретно документы надо предоставить заказчику в момент поставки товара, чтобы доказать качество товара и не получить претензий от заказчика. Разобрали для вас, что зашифровано в двух формулировках условий контракта: «Поставщик обязан поставить товар, соответствующий требованиям законодательства РФ, в соответствии с условиями контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки» и «Поставщик обязан вместе с товаром предоставить копии документов, подтверждающих надлежащее качество товара».
Когда вы должны предоставить документы о качестве товара
Требования к качеству товара, его безопасности, к документам, которые надо предоставить поставщику вместе с товаром, заказчик прописывает в контракте. Поставщик, когда подает заявку на тендер, автоматически соглашается с такими требованиями. Но в большинстве случаев заказчики ограничиваются общими фразами, чтобы не установить случайно излишние требования, которые уже утратили силу. Для этого в контракте прописывают три фразы:
1. «Поставщик обязан поставить товар надлежащего качества».
2. «Товар должен быть новым».
3. «Качество товара подтверждается соответствующими документами».
Все просто: придерживайтесь общих норм законодательства. Во-первых, ориентируйтесь на статью 469 ГК. То есть поставляемый товар должен быть пригоден для целей, в которых товар такого рода обычно используется. Во-вторых, товар должен быть новым и не бывшим в употреблении. А дальше начинают действовать НПА, которые регулируют вопросы качества, безопасности и обязательных требований к товарам:
– федеральные законы и постановления;
– санитарные правила и нормы;
– технические регламенты, технические регламенты государств -участников Таможенного союза, технические регламенты Таможенного союза, документы Европейского союза;
– ГОСТы.
Пример про внимательность к ГОСТам и подтверждение качества фанеры
Для каждого товара установлены свои требования по качеству. Также учитывайте, для каких целей будет использоваться товар. Например, вы поставляете фанеру. В обычных случаях на такую фанеру распространяются требования, установленные ГОСТ Р 53920–2010 «Фанера облицованная». Но фанеру надо поставить для детских площадок. А в этом случае действует уже другой специальный стандарт — ГОСТ 3916.1–2018 «Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия».
Какими документами подтвердить качество вашего товара
Вопросы подтверждения качества товара регулирует Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». По закону товары делятся на две категории. Первая категория — товары, по которым поставщики обязаны подтверждать качество такого товара. Ко второй категории относят все остальные товары.
Для первой категории товаров, при поставке передайте заказчику один из двух документов:
– декларацию о соответствии;
– сертификат соответствия.
Если товар подлежит обязательной сертификации или декларированию по качеству и безопасности, то данные о сертификате или декларации обязательно заносят в Единый реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, который ведет Росаккредитация. Реестр вы можете найти по адресу pub.fsa.gov.ru/rss/certificate. Так как у сертификатов есть свой срок действия, перед поставкой товара обязательно убедитесь, что сертификат или декларация действительны на момент поставки.
Также есть законы, которые устанавливают правила в отдельных отраслях. Например, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ устанавливает обязательную сертификацию медизделий, используемых на территории России. А Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ устанавливает обязательную сертификацию лекарств. В обоих случаях документом, подтверждающим качество, будет регистрационное удостоверение.
К документам, подтверждающим качество и безопасность товара, также относят ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки (Закон от 14.05.1993 № 4979–1). Кроме того, свидетельства, подтверждающие соответствие продукции требованиям технических регламентов, и сертификаты качества (решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 80, постановление Правительства от 06.05.2011 № 354).
На какие товары надо предоставлять обязательные сертификаты качества
Обязательно подтверждать качество и безопасность надо, например, при поставке дезинфицирующих и дезинсекционных средств, стиральных порошков, мыла, определенной посуды.
Также сертификат соответствия надо предоставить при поставке игрушек или при поставке крема детского (решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798, № 799). При поставке мяса, молочных продуктов, рыбы представьте ветеринарные сопроводительные документы (приказ Минсельхоза от 18.12.2015 № 648).
Предоставлять регистрационное удостоверение на медицинские изделия или лекарства надо не только в момент поставки, но и в момент подачи заявки для участия в конкурентной закупке.
До 1 сентября 2022 года действует единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации (постановление Правительства от 01.12.2009 № 982). После 1 сентября в силу вступят новые единые перечни (постановление Правительства от 23.12.2021 № 2425).
Помните, что товар, который не подлежит обязательной сертификации, можно сертифицировать добровольно. В случае претензий к качеству товара это будет дополнительным аргументом с вашей стороны.
Случаи из практики: когда поставщик прав и когда нет
Если поставите некачественный товар, заказчик предъявит вам претензию и оштрафует. Но каждая ситуация требует отдельного разбора. Посмотрите разбор двух ситуаций. В одном случае суд встал на сторону поставщика, а в другом на сторону заказчика. Далее объясним, что помогло, а что навредило поставщику при передаче товара заказчику.
Случай 1. Когда поставщик доказал свою правоту. Поставщик поставил по контракту 100 театральных кресел на сумму 810 тыс. руб. Заказчик провел независимую экспертизу по качеству товара на соответствие ГОСТ 16854–2016 «Кресла для театральных залов. Общие технические условия». Экспертиза подтвердила, что кресла некачественные. Заказчик направил поставщику претензию с требованием заменить товар и уплатить штраф и стоимость экспертизы. Поставщик отказал заказчику в удовлетворении его требований. Дело дошло до суда. Но суд встал на сторону поставщика.
А дело было в следующем. Поставщик поставил кресла в январе месяце. А заказчик провел независимую экспертизу только в сентябре. При этом при поставке кресел в январе заказчик подписал товарную накладную и указал, что претензий по качеству и комплектации товара не имеет. Также в экспертизе не было указано, что выявленные недостатки относились именно к скрытым дефектам. А значит, заказчик должен был предъявить претензию еще в момент приемки товара, а не через семь месяцев. Кроме того, скрытые дефекты могли возникнуть уже после начала использования товаров, а это использование теоретически могло не соответствовать рекомендуемым требованиям эксплуатации (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.06.2021 № Ф01-2524/2021 по делу № А43-33686/2020).
Случай 2. Когда поставщик оказался не прав. Поставщик по контракту с учреждением здравоохранения поставлял партиями сметану. При поставке одной из партий заказчик подписал товарную накладную, но потом отдал сметану на экспертизу. В ходе производственного контроля в сметане были обнаружены БГКП (колиформы), что не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» и свидетельствует о превышении величин допустимого уровня микробиологических показателей, то есть о наличии бактерий группы кишечной палочки. Заказчик направил поставщику претензию с требованием уплатить штраф. Поставщик отказал заказчику в удовлетворении требований. Якобы поставщик также провел независимую экспертизу, и результаты не показали отклонений от нормы. Позже ситуация повторилась. Заказчик пошел в суд и выиграл дело, далее объясним почему.
Поставщик поставил партию сметаны 22 января. Заказчик принял товар в этот же день, но затем направил его на экспертизу в аккредитованную лабораторию. Во второй раз партию сметаны поставили 25 августа. Пробы заказчик взял также 25 августа — в день приемки. При этом поставщик также брал пробы сметаны, но они судом не были приняты к рассмотрению и вот почему.
В первом случае поставщик взял пробы 22 января, но не смог доказать, что взял пробы именно из той самой партии, которую отгрузил заказчику. Во второй раз пробы были взяты лишь 26 августа. А протоколы испытания образцов иной партии товара, изготовленной не 25 августа, не могут являться надлежащими и допустимыми доказательствами, подтверждающими поставку спорной продукции надлежащего качества. То есть поставщик должен был взять пробу до момента передачи товара заказчику, все, что сделано после, — уже не доказательства. В итоге поставщику пришлось выплатить штраф (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.01.2022 № Ф04-7566/2021 по делу № А46-6512/2021).
#качество товара #поставщику #госзаказ #судебная практика