Журналист и видео-репортер польского портала Onet.pl Марцин Вырвал на днях развеял мифы украинской пропаганды. В статье для этого портала, опубликованной 25 мая, он отметил, что бравурные заявления Киева не имеют с реальным положением дел ничего общего. Ну, и огреб, естественно, от укролюбов по полной.
В сегодняшних комментариях на своем портале Марцин уточняет и заостряет свои аргументы.
Мой текст о том, что сегодня Украина проигрывает войну, вызвал ряд комментариев, в том числе со стороны двух известных и уважаемых мною генералов. Выражая благодарность за все замечания, я чувствую себя обязанным ответить, особенно на полемические. Разве Россия не достигла своих целей в этой войне? У нее нет снаряжения? Разве ее солдаты больше не хотят сражаться? Достаточно ли военной помощи Запада Украине? У меня есть ответы на эти вопросы, и ни один из них не вызывает у меня оптимизма.
25 мая я опубликовал на портале Onet.pl комментарий «Состояние на сегодня: Украина проигрывает эту войну». В начале того текста я написал, что каждый раз, когда возвращаюсь с Украины в Польшу, у меня происходит раздвоение реальности. Одна — из польских СМИ — заставляет меня верить в неминуемую победу Украины над Россией. А вторая — та, которую я вижу на Донбассе, и она указывает на нечто совсем другое. Тогда я объяснил, почему эта Донбасская реальность ближе к истине.
Текст вызвал ряд комментариев, в том числе полемических. Я хотел бы особенно поблагодарить за их мнения двух генералов — Мирослава Ружанского и Вальдемара Скшипчака, чьи знания я очень ценю и часто использую, прося у них комментарии к статьям. Генерал Ружанский сослался на мой текст в беседе «Война как игра в шахматы. Кто в ней победит? Генерал Ружанский: возможности русских на исходе» с Петром Олеярчиком на Onet. В свою очередь генерал Скшипчак прокомментировал его в подкасте «Открытая система» Игоря Янке.
Я собрал аргументы, содержащиеся в этих и других полемиках, чтобы сослаться на них, поясняя при этом свои тезисы, содержащиеся в первом тексте.
Киев, каким бы важным он ни был, был лишь одной из целей
Но сначала я хотел бы прокомментировать эти обычные анонимные обвинения, так как я, написав о проигрывавшей на тот момент Украине, якобы «повторял российскую пропаганду» и «сеял пораженчество». Я считаю, что плохая правда лучше любой другой. Достоверная информация о крайне тяжелом положении украинских военных на Донбассе нужна всем тем, кто принимает решение о поставке на фронт необходимой техники и боеприпасов, то есть политикам из стран Запада. Убаюкивание их сказками о победах украинской армии принесет много плохого и ничего хорошего.
Перейдем к полемическим аргументам, которые появились после моего текста. Ключевой и часто повторяемый аргумент моих оппонентов таков: в этой войне Россия не достигла своих целей.
Да, русские ворвались, бросившись на Киев, взятие которого предопределило бы исход войны. Однако стоит помнить, что Киев — каким бы важным он ни был — был лишь одной из целей. Многих своих основных целей россияне достигли.
Во-первых, они заняли всю Херсонскую область, что было для них одной из абсолютно важнейших целей. Почему? В течение многих лет мы слышали, что следующая война, безусловно, будет из-за воды. Если война между Россией и Украиной такой войной не является, то действия в Херсонской области уже в значительной степени таковы. До аннексии Крыма Россией полуостров получал воду из реки Днепр, через проходящий через всю Херсонскую область Северокрымский канал.
После захвата Крыма русскими украинцы перекрыли канал плотиной, что закончилось для сельскохозяйственных земель полуострова чудовищными разрушениями, зачастую безвозвратными. Масштабы катастрофы иллюстрируют две цифры: до возведения плотины Днепр орошал 130 тыс. га земли в Крыму, а после возведения плотины — всего 14 тыс. га. Недаром русские снесли плотину уже через два дня после начала своего наступления.
Дополнительным преимуществом взятия Херсонской области русскими является обеспечение Крыма дополнительным буфером, а также получение отличной площадки для неизбежных в дальнейшем атак в направлении Одессы и центра Украины.
Русское кольцо затягивается все сильнее
Вторая достигнутая цель — прорубить себе коридор от Ростова-на-Дону до Крыма. Таким образом, русские соединились с полуостровом сухопутным путем, что позволяет доставлять туда любые товары более простым и дешевым способом. Переброшенный через Керченский пролив мост был в этом отношении далеко не достаточным.
Вместе с коридором в Крым русские заняли промышленно важный город Мариуполь и все побережье Азовского моря с портами Мариуполь и Бердянск.
С востока и севера россияне значительно приблизились ко второму по величине городу Украины — Харькову. Хотя основная цель по захвату города не достигнута, исходные позиции для атаки сегодня намного лучше, чем они были до 24 февраля.
Ведь последний территориальный захват, т.е. дальнейшие участки Донбасса, богатые не только углем, но и другими ценными ресурсами. С 2014 года русские контролировали части Луганской и Донецкой областей. Сегодня Луганская область занята ими на 95 процентов, а вокруг оставшихся пяти процентов российское кольцо сжимается все туже. В Донецкой области россияне тоже добились значительных успехов.
Однако цели России касаются не только территорий. Если блицкриг не удался, то более трудоемкой, но наиболее достижимой целью является экономическое опустошение Украины. И это происходит каждый день. Перед наступлением русских процентов 70 украинского экспорта осуществлялось через порты, которые сейчас заблокированы (Одесса) или контролируются россиянами (Мариуполь, Бердянск). Россия только что объявила, что крупнейшая на Украине АЭС в Энергодаре будет поставлять электроэнергию в Россию, а Украина сможет ее только покупать. Таких примеров много. Добавьте к этому военные потери Украины, котооые исчисляются сотнями миллиардов долларов.
По оценкам экспертов, если война не закончится, ВВП Украины может упасть во второй половине года на 40%, что приравнивается к экономической катастрофе и ставит страну на грань коллапса. Для сравнения, снижение ВВП попавшей под санкции России оценивается при этом лишь в 10-15 процентов.
И это не конец плохих экономических новостей для Украины, так как шансы на то, что Евросоюз введет санкции в отношении нефти из России, снижаются. Решение о введении таких санкций должно быть единогласным, против чего выступает Венгрия. Здесь стоит напомнить, что именно нефть является ключевым экспортным товаром России, блокирование которого было бы действенным способом давления на Москву.
Итак, соглашаясь с тем, что Россия не достигла всех своих целей, я хочу подчеркнуть, что она достигла большинства из них.
Палач сирийских городов и ад Донбасса
Читал у своих оппонентов, что эта война на исходе возможностей русских по части снаряжения. Проблема с этим аргументом в том, что я читал о последовательных падающих самолетах, уничтоженных и взрывающихся танках с самого начала наступления русских. Правда в том, что ни один эксперт или журналист сегодня не в состоянии ответственно заявить, каковы реальные ресурсы российской или украинской армии, потому что эта информация является строго охраняемой тайной.
Да, можно утверждать, что русские на последнем издыхании, потому что в интернет просочились ролики, в которых они перевозят устаревшие танки Т-62 на эвакуаторах. Но также можно признать, что с тех пор, как оперативное управление на российской стороне взял на себя генерал Александр Дворников, на Донбассе они добились успеха.
И вот мы подошли к вопросу об артиллерии. Дворников известен как палач сирийских городов, где он использовал ту же технику, что и сегодня на Донбассе. Сначала противника накрывают огнем артиллерии, желательно в сочетании с атаками с воздуха, а потом шаг за шагом идет пехота. И вот важная информация: в то время как — если верить украинским данным — русские потеряли в этой войне относительно большое количество танков или самолетов, даже по этим данным они потеряли относительно немного артиллерийских систем. И если мы отказываем русским в компетенциях в различных областях военного искусства, мы должны признать за ними одно — артиллерия находится на чрезвычайно высоком уровне. И это проявляется на Донбассе.
Здесь снова могу сослаться на приведенные в моем предыдущем тексте рассказы украинских солдат и военных медиков на различных участках украинско-российского фронта, которые до отвращения повторяли о потерях от артиллерии. Но вот уже несколько дней у меня есть еще один аргумент на этот счет. Я посетил солдата в госпитале. Он мне сказал, что если у украинцев солдаты лучше, то у русских отличные артиллеристы.
Но это всего лишь один случай, один солдат, верно? Только этот солдат пригласил меня в свою палату в госпитале. Я шел междц коек молодых людей со своей двадцатилетней дочерью, которую я до сих пор подсознательно считаю ребенком, и всем этим людям оторвало руки или ноги, или и то, и другое, и их в лучшем случае прикрутили на разные лады. Это была очень большая больница. Это была одна из многих очень больших больниц на Украине.
Официальных данных украинцы не предоставляют, но я общаюсь с медиками и врачами. Мне рассказывают о пока нераскрытой проблеме массовой инвалидности, причиной которой в основном является артиллерия. Та самая артиллерия, которая сегодня давит украинцев на Донбассе, что подводит нас к еще одному аргументу моих противников.
Вопль истории
Хотя помощь Запада военным снаряжением поначалу была вялой, сегодня она уже идет отлично. Да, техника идет, но все ли хорошо? Ни в коем случае, и тому есть две причины.
Во-первых, не все западные страны осуществляют эту помощь так, как ожидалось. Буквально в субботу газета Welt am Sontag сообщила, что за последние два месяца правительство Германии практически не отправляло оружия в Украину.
Лучше выглядят поставки из других стран, но мы часто забываем, насколько длинна линия фронта, а также линия обеспечения границ Украины, которую необходимо этим снаряжением снабдить. Линия фронта из России сегодня составляет около 1400 км. Но это еще не все, потому что украинцы должны дополнительно защитить остальную границу с Россией (540 км), границу с Белоруссией (890 км) и границу с Приднестровьем (240 км) — всего 1600 км линии, на которой нет военных действий, но армия и снаряжение должны там быть, потому что оттуда в любой момент может начаться наступление. Всего украинцы так или иначе связаны на 3 тыс. км. Только имея в виду эту цифру, можно понять, почему, несмотря на приток техники, ситуация на Украине существенно не улучшается.
Еще один аргумент заключается в том, что все больше русских солдат демотивировано и все меньше русских склоняются к участию в войне. Истории о демотивированных русских солдатах, бросающих технику и дезертирующих из армии, я слышу с первых минут этой войны. Отчасти они верны, но их масштаб недостаточно велик, чтобы изменить ситуацию на фронте.
Я также думаю, что очень недооцененным западными экспертами фактором является массовость вербовки солдат из погрязших в бедности российских республик, таких как: Бурятия, Тува, Якутия, Дагестан, Калмыкия... перечислять можно было бы и дальше. Там традиционно повестка в армию означала улучшение бытового положения, и в этом вопросе ничего не изменилось. Тихая мобилизация ведется не в заселенной в основном славянами западной России, а именно в тех восточных республиках.
Вопль истории в том, что так настойчиво распиаренный Кремлем Русский мир, который призван объединить славян на общих — читай: подвластных Москве — территориях, по большей части внедряется на штыках солдат, не имеющих никакого отношения к славянской расе.
Кроме того, надо помнить, что поддержка продубленных многовековой пропагандой русскими нынешней войны уже несколько месяцев держится на неизменном высоком уровне. По данным опроса, действия Путина поддерживают от 75 до 80 процентов россиян.
Если мотивация и рвение к борьбе, безусловно, превалируют на Украине, то она, естественно, менее народное государство, чем Россия. Трудно обмануть простую математику.
В конце концов, я хотел бы сослаться на аргумент, что размышления военного корреспондента такие же, как размышления сидящих в окопах солдат, и поэтому ему не хватает более широкого взгляда.
Ну и корреспондент на месте использует мнения не одной группы солдат в одном месте фронта, а многих групп во многих местах, что уже складывается в большую картину. Кроме того, у него гораздо лучший доступ к офицерам, участвующим в войне на оперативном уровне, неофициальные разговоры с которыми всегда интереснее записанных на камеру. Кроме того, он следит за теми же сайтами OSINT, что и многие эксперты. Учитывая все это, 1500 км между Варшавой и Донбассом действительно имеют значение.
Я много лет связан с Украиной, о чем мог бы написать не отдельную статью, а целую книгу. Я бы хотел написать через месяц, два или даже полгода, что «сегодня Украина побеждает в этой войне». Даже сегодня я был бы счастлив признать свою ошибку, если бы мой анализ не удался. Тем не менее, я знаю, что ситуация просто плохая в данный момент. Я также знаю, что только передача реальной картины этой войны может помочь не только западным политикам, но и целым обществам в принятии правильных решений, например, относительно помощи Украине.
Закончу эту статью тем же вопросом, которым закончил предыдущую, но сначала добавлю к этому вопросу точные цифры. После наступления 24 февраля русские заняли 7 процентов территории Украины. Сегодня они занимают 21 процент, таким образом, они добавили 200 процентов к своей собственности. Итак, если бы сегодня случилось прекращение огня и обе стороны сели за стол переговоров, кто был бы в лучшей переговорной позиции? Этот ответ также является ответом на вопрос, кто выигрывает войну на данный момент.
© Перевод с польского Александра Жабского.