Найти в Дзене
MDREGION.RU

На заброшенной авиабазе для самолетов-амфибий

Широка наша страна, а неустроенности в ней много. Есть место, где можно найти удивительные военные сооружения, которые находятся в удивительной разрухе. Я расскажу о Балтийской косе и ее заброшках, на которы мне удалось побывать. Закрытая прежде территория теперь доступна для посещений...

Балтийская коса — на первый взгляд совсем незначительная полоска земли в 65 км, из которых всего 35 принадлежит России, а остальное Польше. Ширина косы тоже невелика: от 300 метров в самом узком месте и до 9 километров в самом широком. Между материком и косой пролегает Калининградский залив, ну или Вислинский, если по-польски. В старину он назывался «Фришес», что переводится как «свежий»,  а коса носила название Frische Nehrung, что значит «Свежая коса».

Образовалась коса примерно так же, как и знаменитая Куршская. Песчаные массы, намываемые морскими течениями, образовали кусок суши, поднявшийся над водой. Людям, поселившимся здесь, приходилось в борьбе с песком постоянно укреплять дюны насаждениями и разного рода конструкциями.

-2

Впервые же факт существования Frische Nehrung  был упомянут в далеком 1190. Тогда эта полоска упиралась прямиком в земли Пиллау. В 1510 году и от Пиллау коса отмежевалась: в результате разыгравшихся штормов их разделил образовавшийся пролив. Судоходный канал и сегодня отделяет косу от материка, но между ними регулярно курсирует грузопассажирский паром. На нем можно легко добраться до Балтийской косы и осмотреть ее достопримечательности. Что, собственно, я и сделала.

Природа здесь потрясающая. Примерно то же самое, что и на Куршской косе, но зелени тут поменьше и леса не такие густые. Здешняя растительность и некоторые животные даже занесены в Красную книгу.

-3

С природой, естественно, не сравнится ничто, но есть здесь кое-что такое, что привлекает сердце увлеченных историей. Именно здесь расположены инженерные и фортификационные сооружения — бывшие военные объекты времен Второй Мировой, ныне заброшенные. Точнее, сейчас они считаются памятниками военной истории (не все). И их многолетняя история до сих пор хранит таинственные секреты.

-4

Вот, например, Neutief - авиабаза с шестью ангарами и аэродромом. Она изначально строилась здесь, а не в, казалось бы, очень удобном для этой цели Пиллау. На базе дислоцировалась авиация Luftwaffe, и не простые бомбардировщики и истребители, а гидросамолеты!

-5

За какие-то пять лет (1934-1939) на осыпающихся песках косы немцы сумели построить целый ряд наземных сооружений. Базовый комплекс включал в себя радиоцентр, огромные авиаангары, береговые батареи, склады, ремонтно-технические помещения и постройки для администрации и руководства. И, конечно, бетонные взлетные полосы. Расположение их крест-накрест давало самолетам возможность совершать маневры при взлете и посадке с учетом направления ветра. Полосы подогревались и были оборудованы электроосвещением!

От штормов гидрогавань защищали два волнолома. На всем пространстве Восточной Пруссии «Нойтиф» с уникальным комплексом сооружений был единственным аэродромом, не имевшим сообщения с «большой землей» по суше — все необходимое доставлялось морем или по воздуху.

-6

А своим названием военно-морская база обязана рыбацкому поселку, существовавшему на Фрише Нерунг еще более 3-х столетий назад. Он также звался Нойтиф.

В апреле 1945 советская артиллерия при поддержке авиации обстреляла на косе немецкие объекты. Но все неплохо сохранилось, и после окончания Второй Мировой вся современная по тем временам авиационная база с инфраструктурой стала советской. Над названием долго не думали: просто «Коса». Летное поле реконструировали, подвели добавочные полосы.

-7

С 1947 здесь базировалась 17 отдельная морская эскадрилья с гидросамолетами, предназначенными для дальней разведки. С 1952 по 1960 гавань служила местом дислокации истребителям 246-го авиаполка. Позже здесь отметилась 49 отдельная противолодочная авиаэскадрилья дальнего действия, в состав которой вошли 17 эскадрилья и 759 авиационный полк с минами и торпедами на вооружении.

Словом, аэродром долгое время использовался военно-воздушными силами ВМФ. Для гражданского населения территория косы была закрыта.

-8

В 1995 году началось время упадка авиабазы. В 1995 году военные летчики были переведены в Храброво (нынешний аэропорт Калининградской области), и уникальные сооружения на балтийской косе были заброшены. Летательные средства отправили на распил и в переплавку. Лишь одному из самолетов-амфибий чудом удалось избежать незавидной участи, и он оказался в Музее Мирового океана.

Итак, оставшиеся заброшенные ангары в 2018-м тоже было решено разобрать. Бетон на демонтаж, металл на лом. Но тут вмешались активисты автономной некоммерческой организации «Старый Люнет» и просто граждане, кто посчитал важным сохранить историческую память. Работы были приостановлены.

-9

В органы, ведающие охраной памятников региона, была подана заявка на внесение комплекса строений бывшей немецкой авиабазы Neutief в региональный реестр исторического наследия. И уже 15.09.2020 в Службе госохраны вышел приказ № 286 о включении ангара №2 (1936-1939) с вышкой управления полетами гидросамолетов в список памятников, обладающих признаками объекта культуры. Но пока вопрос о судьбе зданий решался, в перечне бесхозным остался только ангар №5, остальные постройки попали в частные руки. И сноса, похоже, никак не избежать...

Прогуливаясь на территории базы Нойтиф, все еще можно увидеть величественные останки колоссальных сооружений разного назначения. Они даже в нынешнем жалком виде производят неизгладимое впечатление.

Что еще из памятников здесь врезается в память?

Конечно, Западный форт.

-10

Западный форт, омываемый морскими волнами, тоже медленно превращается в зазубренные печальные руины. Он появился в системе обороны Пиллау в 1869-1871, задолго до аэродрома, и служил прикрытием для кораблей, входивших в Кёнигсберг.

-11

Форт строился из кирпича, с бутовым камнем в основании. Хоть он и оснащен был орудиями разного калибра, за свою историю участвовать в боевых действиях ему не пришлось. А с высадкой нашего десанта весной 1945-го заблокированный форт сразу же капитулировал.

-12

Теперь остатки Западного форта вместе с бетонными махинами береговой батареи Neutief и зенитными батареями Lemberg и Kaddig медленно сползают в море.

-13

Склады же боеприпасов, в прошлом используемые Luftwaffe, сейчас арендуют частные лица для разных мероприятий (фестиваля «Ржавый дракон», например). Также тут снимают фильмы. От съемок в 2020 году осталось множество мусора и... Виселицы. Позже их убрали.

-14

Если пройтись дальше, вглубь косы от Западного форта, можно отыскать люнет №3, единственный из доселе сохранившихся. Были еще 2 деревянных, но они истлели со временем. Но о люнете - в следующий раз...

Елена Шешукова